Из опыта работыИспользование современных образовательных технологий на уроках информатики
Использование современных образовательных технологий на уроках информатики
Ваганова С.Н., учитель математики и информатики
МБОУ «Домашовская СОШ» Брянского района
Широкое использование современных образовательных технологий является одним из важнейших направлений развития современной организации учебного процесса в любом учебном заведении.
Основные методы современных образовательных технологий:
модульный;
интегрированный с другими предметами.
личностно ориентированный;
диферренцированный
Информатика как нельзя лучше отвечает этим требованиям: она обеспечивает межпредметные связи, соотношение целей и содержания, прикладную направленность, позволяет использовать современные образовательные технологии, поэтому необходимо развивать у обучающихся устойчивый интерес к предмету.
Каждый учитель на своих уроках должен развить широкий комплекс общих учебных и предметных умений, овладеть разными способами деятельности, формировать познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.
Этого я пытаюсь добиваться следующим образом.
I. Применение компьютерных технологий на уроках информатики:
а) использование мультимедийных презентаций.
Мультимедийная презентация дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. При подготовке к урокам незаменимым помощником преподавателю может оказаться Windows-приложение Power Point, входящее в комплект интегрированного пакета Microsoft Office. Это приложение позволяет самостоятельно по собственному сценарию подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. Оно отличается от других интерактивных средств для аналогичных целей простотой, так как построено по идеологии «программирование без программирования», и его основные возможности могут быть освоены преподавателем всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером.
Основной причиной неприятия у учителей информационных технологий как важнейшего технического средства обучения является отсутствие элементарных навыков работы на компьютере, а отсюда боязнь компьютера. Я хочу отметить, что все преподаватели должны умело использовать мультимедийную презентацию. Помощь в этом могут оказать их же обучающиеся.
Данная форма урока позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала, сокращает время обучения. Такие уроки помогают решить мне следующие задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом к учебному предмету;
оказать учебно-методическую помощь обучающимся в самостоятельной работе над учебным материалом;
развивать интерес к предмету.
Создавать презентации ученики могут индивидуально или группой.
Презентации обучающиеся создают как в рамках проекта, так и по конкретным заданиям, или по желанию.
б) создание Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекстовых документов HTML является интересным и увлекательным занятием. Для создания сайтов можно использовать цифровые фотоаппараты, видеокамеры. Обучающиеся третьей ступени обучения с огромным интересом вовлекаются в данный процесс. На данных уроках у учащихся вырабатываются устойчивые практические навыки самостоятельной работы. Например, при выступлении с докладом по любому учебному предмету, обучающиеся могут свободно использовать современные компьютерные технологии, в том числе и презентации.
Нам, учителям, нужно научиться работать с готовыми мультимедийными продуктами, что может вызвать огромный интерес у обучающихся и развить их творческий потенциал. Они будут учиться самостоятельно искать нужную информацию, анализировать её, осмысливать и применять на практике.
Но здесь нужно обязательно помнить и говорить о защите своих и чужих авторских прав. На сегодняшний день это одно из самых увлекательных и не обременительных занятий для обучающихся.
Все школьники умеют пользоваться Интернетом, что радует, но все-таки необходимо направлять их работу, давать конкретные задания. В работе современного учителя все чаще и чаще используются ресурсы Интернета: это и всевозможные дистанционные конкурсы, конференции, олимпиады, причем вовсе необязательно по информатике. Учителя-предметники вместе с учениками чаще стали искать всевозможные материалы для уроков и конкурсов.
За годы работы я стараюсь сделать так, чтобы обучающиеся старшей ступени могли выступать в роли консультантов, оказать необходимую помощь другим учителям-предметникам, а также могут проконсультировать в любом вопросе с работой в сети Интернет. Особенно им нравиться работать с преподавателями, т. к. многие к сожалению разбираются в этом хуже, чем сами школьники. И радостно наблюдать за детьми, когда они при этом испытывают огромную гордость.
II.Урок-игра
Игра – особая форма взаимодействия ребенка с миром. Такие уроки формируют положительное отношение обучающихся к овладению компьютерной грамотностью. Чаще всего я их использую на уроках по методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми: например проводим компьютерные обучающие игры, где ученики подразделяются на воспитателей и детей. Им приходится решать поставленные перед ними задачи – воспитательные, обучающие. Игра развивает воображение, стимулирует мотивы учебной деятельности, учит принимать решения в различных ситуациях.
Нужно помнить, что общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр с учётом возраста и учебной направленности. Поэтому считаю, что родителям, да и учителям нужно смотреть за используемыми их детьми обучающими и развивающими компьютерными играми.
Использование игровых программ на уроках информатики это одна из форм урока игры. Данные уроки позволяют развивать интерес у детей к предмету, позволяют разобраться в сложных понятиях информатики.
Игровые программы можно поделить на:
а) контролирующие («Курсор», «Метка», «Проверка таблицы умножения», в свое время у нас таких программ было достаточно много, я думаю, что, наверное, их надо восстановить) – выполняют функции контрольно-оценочной деятельности (где при выставлении оценок обучающиеся с компьютером больше соглашаются, чем с преподавателем);
б) дидактические – сформировать познавательные и практические умения;
в) тренажерные – развивают навыки и умения;
г) квест – игры.
III. Работа в группах
Во время урока класс делится на группы, каждая группа получает задание, в процессе обсуждения и выполнения определенной работы, обучающиеся достигают поставленной перед ними цели, у них развивается общий интерес – победить. Удобно использовать данную форму работы для изучения таких тем, как «История развития ВТ», «Основные устройства компьютера», «Информация и информационные процессы» и т. д. Работа в группах развивает коммуникативные компетенции у студентов, толерантное отношение друг к другу.
IV. Проектная деятельность
Одна из самых интересных форм урока, требует огромной подготовки, как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающегося.
Ученикам дается задание, начинается огромный процесс в создании проекта: ставятся цели и задачи, ищется материал, создаются поделки, фотографии и т. д. Часто в данный процесс вовлекаются родители. Результат – защита проектов на уроке. Идет совместное обсуждение, выставляются оценки. Данная форма работы развивает огромный интерес к предмету и к творчеству студента
V. Индивидуальные формы работы позволяют проконтролировать знания студент на разных этапах понимания и восприятия информации, ликвидировать пробелы, развивать способности сильных студентов.
Использование различных форм урока позволяют мне развивать коммуникативные компетенции: умение работать в группах; находить нужную информацию, обрабатывать ее, хранить, передавать; формировать современный стиль мышления – операционный; сформировать понимание о том, что компьютер является мощным и быстродействующим инструментом в руках человека; формировать системно-информационную картину мира, алгоритмическое мышление; умение использовать информационные технологии в жизни, развивать интерес не только к предмету информатики, но и к получению знаний вообще.
Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Преподавание предмета информатики должно сводиться к тому, чтобы « учащиеся меньше учили, а больше бы учились». Следовательно, типы учебных занятий будут оставаться общими, а виды их разнообразными.
Литература:
В. Морозов, Ю. Шафрин. Курс компьютерной технологии в двух томах. М., АБФ, 1998.
А.Ю. Кравцова, Д. Ю. Усенков. Изучаем Power Point. М., «Образование и информатика», 2001.
В.Г. Мануйлов. Power Point 97 в уроках. М., Информатика и образование. 1999.
В.Г. Мануйлов. Использование Visual Basic for Applications для создания интерактивных педагогических мультимедийных мастер-шаблонов.
Заголовок 115