Обобщение опыта работыИспользование современных образовательных технологий на уроке`


"Дитя требует деятельности беспрестанно,
а утомляется не деятельностью, а ее однообразием " К.Д. Ушинский 
21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ я рассматриваю как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
овладевать практическими способами работы с информацией;
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, применяя разноуровневые задания.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе считаю создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Использование компьютера помогает мне преобразить преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировав процессы понимания и запоминание учебного материала, а главное – подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе. Смена ярких кадров и заданий дает простор детской фантазии. Использование компьютера решило для меня проблему дефицита подвижной наглядности, например на уроках русского языка.

зу…
стол…
Игра «Забрось мяч в сетку»
П Б

Хле…

БП
су…

Игра «Собери букеты»
Душевность
Сражение
Занятие
Собери «цветы» (слова близкие по значению) в букеты.
Бой



М.р.

Ж.р.
Доброта
Ср. р.
Работа

А теперь расставь слова – цветы по вазам.
Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого я порой не могу добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнять преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный рассказ. То, что мучительно долго достигается с помощью классной доски, легко выполняется с помощью текстового редактора Word.
Игра «Ты – редактор».
Замени выделенные существительные местоимениями.
ЛИСА
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышками. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

она
она
ей
у неё

Использую компьютер для изучения математического материала, создаю условия для развития и совершенствования всех познавательных процессов Систематически я включаю в урок пакет прикладных программ, направленных на отработку навыков табличного сложения и вычитания, табличного умножения и деления, усвоения алгоритмов выполнения арифметических действий и позволяющих использовать ЭВМ в качестве современного средства обучения; целенаправленно выстроенную систему содержательно-логических заданий, компьютерных игр, нестандартных задач и специальных заданий, направленных, с одной стороны, на развитие познавательных процессов младших школьников, а с другой стороны, способствующих более осознанному усвоению изучаемого математического материала на качественно ином, более высоком, уровне. Часто я использую компьютер в качестве электронной доски, что увеличивает объём работы, которую мы успеваем сделать на уроке. Создавая презентацию к теме «Умножение на 10, 100, 1000», даю ограниченное количество времени на выполнения задания. Каждый ребенок имеет возможность сверить свои ответы с компьютером.
Увеличь в 10 раз
276, 2760, 27600
Увеличь в 1000 раз
5, 54, 543
5432, 54321
ПРОВЕРЬ
2760; 27600; 276000
7500; 81300; 56700; 567200
5000; 54000; 543000
5432000; 54321000
Увеличь в 100 раз
75, 813, 576, 5672

С введением ФГОС второго поколения в сельские школы пришли готовые электронные ресурсы, которые я успешно использую на уроках. Задача электронного приложения к учебнику – расширить содержание печатных компонентов УМК за счёт дополнительного мультимедийного материала: анимаций, интерактивных заданий, упражнений и игр. Они способствуют адаптации ученика к жизни в информационном обществе через демонстрацию познавательных возможностей компьютерной техники и технологий развитие навыков их использования. Электронные приложения одновременно расширяют информационное поле учебника и являются эффективным инструментом его освоения. Мне они позволяют разнообразить создание мотивационных ситуаций для учебной деятельности.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
Стержневой линией обучения школьников, их успешного развития выбираю сохранение здоровья учащихся. Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока. Для предотвращения утомляемости детей на уроках использую приёмы, направленные на снятие напряжения (гимнастика для глаз, для исправления нарушений осанки, пальчиковая гимнастика), игровой материал для организации физминуток (речевки, считалки, кричалки). Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает рациональное чередование различных видов деятельности и дифференцирование темпа урока в соответствии с особенностями учащихся
Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, в своей работе начинаю внедрять метод проектов. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения даю возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой- нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.
Рациональное и эффективное использование современных средств обучения в сочетании с традиционными методиками позволяют мне обеспечить доступное качественное образование всех учащихся начальных классов.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио» - формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности Использование в своей работе технологии «Портфолио» позволяет мне проследить индивидуальный рост ученика, помогает ученику осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Ведение портфолио для детей – игра, а я, как учитель, преследую педагогические цели:
в области обучения – поддержка у детей высокой учебной мотивации, поощрение активности и самостоятельности, самообразования, развитие навыков рефлексии, формирование умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
в области воспитания – поддержка и развитие адекватной самооценки, развитие индивидуальных способностей, показ ребенку его творческого и личностного роста.
Меня радуют (пусть и маленькие) успехи моих учеников, я верю в них. И то, что я узнала, изучила и научилась делать, сослужит мне добрую службу в моей дальнейшей работе.