Преемственность между начальным и основным общим образованием
Преемственность между начальным и основным общим образованием
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Надеина Елена Николаевна
Школа –гимназия №22 г. Астана
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.
Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы к проблемам адаптации школьников постоянно растет. Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, психологе, администрации школы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
сменой социальной обстановки;
увеличением учебной нагрузки;
изменением режима дня;
отличием систем и форм обучения;
различием требований со стороны учителей-предметников;
изменением стиля общения учителей с детьми.
Мои наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним негативные факторы помогает нашему коллективу специально разработанная Программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогического и медико- социального сопровождения учащихся – выпускников начальной школы при переходе их в среднее звено.
Цель Программы: создание условий для адаптации учащихся I ступени обучения при переходе на II ступень обучения и успешного продолжения образования в 5-м классе.
Основные задачи Программы:
сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей;
создание психолого-педагогических условий, при которых учащиеся имели бы возможность опробовать сформированные знания , умения и навыки в начальной школе и применить их в разных учебных ситуациях;
создание в совместной деятельности учащихся и учителя возможных образовательных пространств, для решения личностных задач младших подростков;
повышение учебной мотивации учащихся.
Принципы реализации Программы
Реализация Программы базируется на следующих принципах:
программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение коррективов в планы;
обеспеченность участников образовательного процесса информацией о ходе реализации Программы;
включение в решение задач Программы всех участников образовательного процесса. Данная программа состоит из различных видов деятельности.
Тематический план
Вид деятельности
Сроки
Ответственные
1. Организационная работа
Собеседование зам. директора по УВР и школьного психолога с педагогами и классными руководителями 5-х классов.
Август
Зам. директора по УВР
Уточнение и корректировка списков учащихся 5-х классов. Работа с личными делами учащихся.
Август, сентябрь
Зам. директора по УВР
Знакомство с семьей и условиями быта учащихся.
Сентябрь
Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители 5-х классов
Составление учителями начальной школы и педагогом-психологом школы характеристик (психолого-педагогических карт) на учащихся 4-х классов
Август
Зам. директора и учителя начальной школы
Организация взаимопосещения уроков учителей 4–5-х классов по вопросу преемственности
Сентябрь
Зам. директора по УВР
Экскурсии выпускных классов начальной школы по территории средней школы
2-я неделя мая
Классные руководители 4-х классов
Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся 5-х классов
В течение года
Зам. директора по УВР, классные руководители 5-х классов
Предварительная расстановка педагогических кадров в будущих 5-х классах
Январь
Зам. директора по УВР
Знакомство учащихся 4-х классов с учебным процессом в среднем звене
Январь – май
Классные руководители 4-х классов
Собеседование с классными руководителями 5-х классов по итогам четверти
Ноябрь, декабрь, март, май
Зам. директора по УВР
Обобщение аналитико-диагностических материалов
Сентябрь, ноябрь, апрель
Зам. директора по УВР, ВР, психолог
2. Информационно-методическое обеспечение
Коррекция и утверждение плана работы по преемственности между начальным и основным общим образованием на учебный год
Август
Зам. директора по УВР
Составление материалов для проведения административных контрольных работ, подбор текстов для проверки техники чтения
Сентябрь, декабрь, май
Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников
Разработка рекомендаций для родителей по теме лекториев
Сентябрь, декабрь
Зам. директора по УВР, педагог-психолог
Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5-х классов
Октябрь, апрель
Зам. директора по УВР, педагог-психолог
Разработка методических рекомендаций по проблеме преемственности
Ноябрь
Зам. директора по УВР
Круглый стол "Создание условий успешной адаптации учащихся в 5-х классах" с учителями начальной школы и учителями-предметниками, работающими в 5-х классах.
Ноябрь
Зам. директора по УВР, педагог-психолог
Изучение динамики успешности обучения и развития учащихся 5-х классов
—°В течение года
Классные руководители 5-х классов
Формирование портфолио учащихся 5-х классов
В течение года
Классные руководители 5-х классов
Совместное заседание МО учителей выпускных 4-х классов, классных руководителей будущих 5-х классов, учителей-предметников "Преемственность и единые подходы к уровню требований по предметам в начальной школе и среднем звене"
Декабрь
Зам. директора по УВР, классные руководители 4-х классов, учителя-предметники
Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского языка и литературы. Определение соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускных классов начальной школы, требованиям, предъявляемым учителями средней школы
В течение года
Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников, классные руководители 4-х классов, учителя-предметники
Посещение уроков в 4-х классах
Январь- апрель
Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников, учителя-предметники
Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено
Март- апрель
Зам. директора по УВР
Совещание при директоре "Создание условий для успешной адаптации учащихся в 5-м классе. Уровень образовательной деятельности педагогов".
Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за год.
2-я неделя мая
Директор школы
Комплектование 5-х классов
4-я неделя мая
Директор школы
3. Работа с учащимися
"Здравствуй, школа!" – линейка, посвященная Дню знаний
1 сентября
Классные руководители 5-х классов
Помощь учащимся в ориентировании по расположению учебных кабинетов, столовой.
Сентябрь
Классные руководители 5-х классов
Классный час по вопросу соблюдения правил поведения в школе
Октябрь
Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов
Анкетирование пятиклассников по вопросу адаптации к новым условиям учебы. Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе
Октябрь
Зам. директора по УВР, педагог-психолог
Наблюдение за учащимися на переменах, уроках. Регистрация данных наблюдений в протоколе (карте)
В течение года
Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники
Вовлечение пятиклассников в дополнительное образование
I четверть
Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов
Диагностика особенностей школьной адаптации пятиклассников
Ноябрь
Зам. директора по УВР
Работа с одаренными детьми
В течение года
Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники
Групповые и индивидуальные занятия с учащимися "группы риска", выявленными в начальной школе
В течение года
Классные руководители 5-х классов, педагог-психолог
Собеседование со слабоуспевающими учащимися 5-х классов
В течение года
Зам. директора по УВР, классные руководители 5-х классов
Индивидуальная работа с учащимися, склонными к нарушению дисциплины
В течение года
Социальный педагог
Индивидуальные беседы с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации
В течение года
Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники
Классные собрания учащихся выпускных 4-х классов с участием педагогов и классных руководителей будущих 5-х классов "Нам пора в 5-й класс!"
Май
Заместители директора по УВР
Праздник выпускного вечера для учащихся 4-х классов "Прощание с начальной школой"
Май
Заместитель директора по ВР, учителя начальных классов
4. Работа с родителями
Индивидуальное собеседование с родителями детей с неадекватными формами межличностных отношений
Сентябрь-декабрь
Зам. директора по УВР, ВР
Родительские собрания по итогам успеваемости за четверть
Ноябрь, декабрь, март, май
Зам. директора по УВР, классные руководители 5-х классов
Родительский лекторий "Создание в семье оптимальных условий для развития ребенка".
Конкретные рекомендации для родителей на период адаптации учащихся 5-ых классов
Декабрь
Классные руководители 5-х классов
Индивидуальное собеседование с родителями "трудных" учащихся
В течение года
Зам. директора по ВР, социальный педагог
Родительские собрания 4-х классов с участием учителей средней школы
Апрель
Зам. директора по УВР, учителя 4-х классов
Индивидуальные беседы с родителями учащихся 4-х классов
IV четверть
Зам. директора по начальной школе
5. Контроль
Контроль планов воспитательной работы
Сентябрь
Зам. директора по ВР
Посещение внеклассных мероприятий. Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период
Сентябрь, октябрь
Зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог
Изучение организации домашней работы. Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием
Сентябрь, октябрь
Зам. директора по УВР
Административный контроль. Проверка качества усвоения учебного материала учащимися 5-х классов (мониторинг)
Октябрь,декабрь, май
Зам. директора по УВР
Анализ входного контроля
Октябрь
Зам. директора по УВР
Проверка классных журналов. Учет успеваемости и посещаемости учебных занятий учащимися 5-х классов
В течение года
Зам. директора по УВР
Проверка ведения , тетрадей, дневников учащихся 5-х классов
В течение года
Зам. директора по ВР
Посещение уроков и мероприятий с целью изучения межличностных отношений
В течение года
Зам. директора по УВР, ВР
Анализ учебной и воспитательной деятельности: выводы и результаты за учебный год, планирование на новый учебный год
Май
Классные руководители 5-х классов
Контроль выполнения учебных программ
В течение года
Зам. директора по УВР
15