Мастер-класс по изготовлению объемной открытки в технике монотипия, акварель Забавные птички 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного          образования детей Дом детской культуры (искусств) «Радуга»	
Мастер-класс
«Забавные птички» 
     Монотипия. Акварель. Объемная открытка.
(Предполагаемый контингент участников:  дети 10 лет)
       Подготовила: 
       педагог дополнительного образования 
       Сячина Татьяна Александровна
г.о. город Выкса
2014 г.
Аннотация на образовательную программу.
Дополнительная образовательная программа «Акварелька» имеет художественную направленность, рассчитана на  три года обучения. В  мастерскую принимаются все желающие  от 6 до 12 лет. Объем часов в первый год обучения составляет  144 часа в год,  второй и третий года обучения по 216 часов в год.   Новизной программы является  введение в курс обучения блока «Знакомство с нетрадиционными техниками в художественном творчестве».  Занимаясь художественным творчеством в нетрадиционных техниках (работа акварельными красками и бумагопластика) дети воспитывают культуру восприятия цвета, художественного вкуса, овладевают полезными техническими и художественными навыками, тренируют руки и глаза, развивают творческое и образное мышление и воображение, изобретательность, фантазию, творческую инициативу. Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.  В проведении занятий используются  как индивидуальная работа, так и коллективное творчество, когда для выполнения  заданий  (панно, картины) требуется объединение детей в группы.
               Характеристика оборудования учебного занятия: 
Для педагога:
наглядные пособия  (объемные открытки: птички с открывающимся клювом);  
правила по технике безопасности;
афоризмы о  творчестве;
акварельные краски;
бумага для акварели;
ножницы; 
кисти. 
Для детей: 
акварельные краски; 
бумага для акварели;
ножницы; 
емкости для воды;
кисти;
влажные салфетки.
Тема мастер – класса:
«Забавные птички. Монотипия. Акварель. Объемная открытка».
Цель: формирование у детей интереса к художественному творчеству, повышение творческой активности, получение практических навыков при применении нетрадиционных техник  в работе с акварельными красками и бумагой.
Задачи: 
прививать  интерес к работе в нетрадиционных техниках акварельными красками и к работе в технике бумагопластика, как виду художественного творчества; 
расширить кругозор,  развивать чувство цвета, художественного вкуса, формы, объема, пропорции; 
научить детей изготавливать интересные творческие работы своими руками.
Методы обучения: 
словесный (объяснение, диалог педагога с детьми);
объяснительно-иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
репродуктивный (воспроизводящий). 
Форма организации учебного занятия – мастер-класс. 
Технические средства: фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр, диски.
Хронометраж учебного занятия: 
организационный момент (вступительное слово педагога) – 5 минут;
основная часть  –   35 минут;  
заключительная часть  –  5 минут.
Содержание учебного  занятия.
Ход занятия
Обоснование деятельности педагога
Предполагаемая деятельность обучающихся 
Здравствуйте ребята! 
Давайте знакомиться. Меня зовут Татьяна Александровна. Я работаю в ДДК «Радуга», руководителем мастерской   «Акварелька». Я вам раздам  бумажные  сердечки, впишите в них свои имена и положите рядом с собой. Я буду знать как вас зовут. Сегодня мы проводим мастер- класс по изготовлению объемной открытки «Забавные птички» с применением нетрадиционной  акварельной техники «Монотипия», означающей-один отпечаток, и сделаем  целую  птичью семью в этой технике.
Вопрос  детям: Что вы знаете о птицах наших лесов? Какую пользу приносят птицы?
Педагог: Сегодня мы научимся изготавливать объемные открытки с птичками и открывающимися у них клювиками.
Педагог: При работе мы будем использовать бумагу
· и акварельные краски.
Прежде чем приступить к работе мы должны подготовить руки, разогреть их, поэтому сначала сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Педагог: Теперь приступаем  к работе. Берем лист бумаги и складываем пополам. Берем акварельные краски и слегка смачиваем их. Затем на одну из сторон листа наносим цветовые пятна полукругом со стороны сгиба. Накрываем другой половинкой листа и мягкими круговыми движениями разглаживаем лист, таким образом, отпечатываем изображение. Добавляем цветовые пятна для получения изображения тела птички и тоже отпечатываем. На одной стороне листа рисуем крылышко, хохолок, лапку и отпечатываем на другую сторону листа. Далее рисуем глазик и также отпечатываем. Затем рисуем или веточку, или травку, на которой будет находиться птичка. Далее для работы нам понадобятся ножницы. Прежде, чем  их взять давайте вспомним правила безопасности при работе с режущими предметами. 
Берём в руки ножницы и осторожно надрезаем «клювик», движением вперёд перпендикулярно сгибу по середине листа. Делаем небольшой надрез, приподнимая ножницы немного вверх, при этом нельзя их полностью смыкать.   У птички появился клювик, теперь его надо правильным образом отогнуть и придать нужную форму. После этого клювик нужно выделить цветом.
 Ребята! Все наши поделки поставим на стол, в виде большого птичьего хоровода, полюбуемся  на большую, дружную птичью  семью. 
Хочу дать вам несколько советов: 
после того как полностью высохнет работа с помощью гелевой  ручки или фломастера можно прорисовать реснички и перышки своей птичке.
 А сейчас  я предлагаю вам  рассмотреть  наши работы!
Вступительное слово педагога:
взаимное приветствие;
знакомство  с детьми;
организация внимания.
Беседа с показом демонстрационного материала.
Проведение пальчиковой гимнастики
Объяснение педагогом поэтапного изготовления изделия.
Проводится инструктаж по технике безопасности
Разъяснение по оформлению творческой работы.
Советы по дальнейшему оформлению изделия.
Проверка  и оценка результатов работы детей, подведение итогов.
Приветствие.
Знакомство с педагогом.
Ответы детей
Подготовка рук к работе.
Практическая работа по изготовлению открытки.
Ответы детей
Реализация полученных знаний в процессе практики (изготовление открытки).
Самостоятельная работа по цветовому оформлению  птички.
Обсуждение результатов. 
 Методическое обеспечение мастер – класса «Забавные птички».
   Монотипия. Акварель. Объемная открытка.
Инструменты и материалы 
Методы и приемы  мастер- класса
Дидактический материал
Техническое оснащение занятия. 
Форма подведения итогов
акварельные краски; 
ножницы;
бумага для акварели;
емкости для    воды;
кисти;
влажные салфетки.
Методы: словесный, игровой, практический.
Приёмы: объяснение, показ, работа по образцу, наблюдение,  показ практических действий, анализ выполненных работ.                                                            
образцы готовых изделий (открытки с птичками);  
выставка открыток;
упражнения для  рук «Пальчиковая гимнастика»; 
правила техники безопасности при работе с ножницами.
фотоаппарат, 
видеокамера, 
музыкальный центр, диски.
Выставка выполненных работ.
Заполнение листов – отзывов.
Результаты учебного занятия: в ходе мастер – класса дети изготовят из бумаги с применением акварели открытки с забавными птичками  и с открывающимся  у них клювом. 
В заключении мастер – класса оформляется мини - выставка   «Забавные птички»,  заполняется листок – отзыв.