Урок литературы для 8-класса Б.Момышулы «За нами- Москва».


Русская литература 8-класс
Тема урока : Б.Момыш-улы. «За нами- Москва»
Цели и задачи урока:
А) образовательная: Познакомить учеников с героем казахского народа Б.Момыш-улы, с его произведением «За нами - Москва»,расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
Б) Развивающая: Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития, развивать  творческие способности учащихся, навыки  устной речи, выразительного чтения.
В) Воспитательная: Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гордости за народ-победитель, с помощью афоризмов Б.Момыш-улы воспитать в ученике патриотизм, уважение к героическому прошлому своей страны, показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны, познакомить с песнями военных лет ;
Форма урока: Наглядности: Слайды о великой Отечественной войне, с картинами писателя; художественный фильм «за нами - Москва», высказывания писателя.

Ход урока
Организационный момент. Слайд№1
Психологический настрой. Эпиграф урока: «Тот, кто не уважает свою нацию и не гордится ею , тот безусловный подлый человек».
Проверка домашнего задания. Слайд№
Какой наказ дал Бауыржан Момыш-улы писателю?
Что написал А.Бек об истории создания повести
В 1967 году было опубликовано интервью с Фиделем Кастро. На вопрос: "Кого вы могли бы назвать героем Второй мировой войны?" Кастро ответил: "Героя книги Александра Бека "Волоколамское шоссе" – казаха Момыш-улы". Вскоре Бауыржан Момышулы был приглашен личным гостем министра обороны Кубы Рауля Кастро. Бауыржан Момышулы был кумиром для Эрнесто Че Гевары, «Волоколамское шоссе» было одной из любимых книг команданте Че и Фиделя Кастро.
Новая тема. Знакомство с писателем. Слайд №
а) биография писателя – героя;
б) почести и награды писателя;
в) увековечивание памяти г) творчество писателя - произведения в виде вспоминании
Является основоположником военного жанра в казахской художественной литературе.
Главная тема писателя- это всесторонне описать и показать своим читателям образ простого солдата во время Великой Отечественной Войны.
4. Работа над учебником. «За нами- Москва» Записки офицера
У генерала Панфилова. (играет песня «Священная Война»)
План рассказа:
1) Встреча с Исламкуловым;
2) Встреча с генералом Панфиловым;
3) Обстановка на карте;
4) Задание генерала;
5) «Вера и гору сдвинет с места».
Чтение по частям.
Словарная работа. Работа над произношением.
Колея - көліктің дөңгелегінен пайда болған тереңдікЧтили- құрметтеді
Хранить за семью замками – құпияны берік сақтау
Раскатистый-өте қатты дыбыжәне ұзақ дыбыстар
Культ старшинства – үлкенді құрметтеу салты
Просмотр отрывка из кинофильма «За нами Москва»
1967 — «За нами Москва» , «Казахфильм», режиссер Мажит Бегалин.
Героическая киноповесть по мотивам книг и материалов Бауыржана Момышулы.
Награды: Главный приз и диплом I степени на VII смотре-соревновании кинематографистов Средней Азии и Казахстана во Фрунзе-68, премия за лучшее исполнение мужской роли актёру Асанбеку Умуралиеву. В ролях: Всеволод Санаев — генерал Панфилов, Каукен Кенжетаев — ветеран войны, Асанбек Умуралиев — БауыржанБеседа о празднике Победы. «9- Мая –День Победы»
Родина, суровая и милая,
Помнит те жестокие бои!
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Что грозы железная мелодия,
Радость или горькая нужда?!
Все проходит, остается Родина,
Та, что не изменит никогда.
В истории каждого народа есть события, даты, которые должны сохраняться в народной памяти навеки. Для нашей страны такой датой стало 9 мая — всенародный День Памяти и Славы, символ неразрывной связи поколений всех казахстанцев. Мы должны не просто знать о том, как казахскийский солдат спас целый мир от катастрофы, помнить, какой ценой досталась она нашим отцам и дедам. Мы обязаны сохранить народную гордость за эту Победу, чтобы не стиралась память сердца.
Закрепление. Вопросы и задания.
От чьего имени ведется рассказ в повести?
С кем из своих земляков встретился на фронте Б.Момыш-улы? Какой была эта встреча для них?
Расскажите о том, какой разговор состоялся у Бауыржана с генералом Панфиловым. Какие черты характера генерала и комбата раскрылись в этой беседе?
Как земляк автора, Мухаметкул Исламкулов, сказал о приказе генерала Панфилова? Как вы понимаете его слова: «Вера и гору сдвинет с места»?
Расскажите, что вы узнали о Иване Панфилове и комбате Б.Момыш-улы.
Рефлексия. Афоризмы Б.Момыш-улы. Слайд №
«За Родину в огонь войдя – не сгоришь»
Конечно, всем нам хотелось бы жить в мире, совершенно свободном от войн и насилия. Этой мечтой грезило не одно поколение. Но, к сожалению, окружающий мир все еще не совершенен. Он исполнен зла и коварства. И потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества. Ради жизни других людей шли на подвиг наши предки во времена Абылай хана, Исатай батыра, Бауыржана Момыш-улы. И именно ради жизни на родной земле несут сегодня службу, исполненную опасностей, наши мужественные воины-современники. Низкий поклон им за их великую жертву и любовь, без которых невозможно быть настоящим солдатом, воином, без которых невозможно устоять миру. В центре каждого населенного пункта в Казахстане и во всех республиках бывшего ССС все еще проходят памятные мероприятия. В парке имени 28 героев-панфиловцев, и во всех парках «Победы», где зажжены Вечные огни у стилизованного под кремлевскую стену мемориала.
Ученик.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
 
Учитель. Давайте почтим память минутой молчания всех тех, кто погиб во время ВОВ.
Оценивание учеников.
Домашнее задание. Пересказ содержания , выучить
стихотворения о Победе на русском языке.
Районный семинар учителей русского языка и литературы
Русская литература 8-класс
Тема урока : Б.Момыш-улы. «За нами- Москва»
1278255top

Провела: Декеева Л.М.-учитель русского языка и литературы
«Есет мектеп –балабақша кешені»