Урок на тему: Б.Момышулы, За нами-Москва
Тайшаева Анар Абилдаевна учительница русского языка и литературы
школы-лицея № 123 имени Темирбека Жургенова поселка Жалагаш
Дата:
Класс 8 Русская литература Урок №26
Тема урока: Б.Момышулы. «За нами- Москва»
Общие цели: Формирование представления о долге, мужестве, героизме солдат Великой Отечественной войны на примере героя Б. Момышулы.
Ожидаемые результаты: Умеют осмысленно читать;
Могут анализировать текст;
Умеют интерпретировать прочитанное
Ключевые идеи: ВОВ, главный герой, шоссе, битва под Москвой, легендарный герой, комбат, генерал.Ресурсы Учебник, методическое руководство, портрет писателя, видеоматериалы, газета «Правда»
Ход урока: Этапы урокаДействия учителяДействия ученика Действия ученика
Этап вызова 3мин. Приветствие. Создание положительного психологического настроя детей.
Чтение эпиграфа урока:
«Немало народ мой видал,
Батыры с булатом и пикой стальной
Бросались, как тигры могучие, в бой.
Запой, моё сердце, о смелых героях!" Дети приветствуют учителя и гостей. Знакомятся с эпиграфом урока. Настраиваются на урок. Тренинг «От сердца к сердцу».
Актуализация знаний
«Мозговой штурм» 2мин. - Кого мы называем смелым человеком, героем? (дайте определение),
Герой — человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага.
- Подберите синоним к слову «смелый»
Синонимы к смелый: отважный, неустрашимый, решительный, мужественный, энергичный, безбоязненный, дерзкий, храбрый и бравый.Дети отвечают на вопросы. Дают полный развернутый ответ. Подбирают к данному слову синонимы и называют их. II. Сообщение темы и цели урока. 1мин. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас необычный урок. Урок – мужества. Наш урок посвящается Бауыржану Момышулы. Мы познакомимся с жизнью и творчеством воина – писателя. Гульбаршын расскажет нам, кем был и кем стал для нас Бауыржан Момышулы.
Дети раскрывают тему и цели уроки. III. Презентация работ учащихся о писателе 3мин. Предлагаю желающим выступить с презентацией работ о писателе и герое Бауржан Момышулы.
Знакомство с писателем. Слайд №
а) биография писателя – героя;
б) почести и награды писателя;
в) увековечивание памяти г) творчество писателя - произведения в виде вспоминании.
Особое место в биографии Бауыржана Момышулы занимает битва под Москвой.
-Ребята, обратите внимание на рисунок, который изображен на слайде. Скажите, что вы видите на нем?
Правильно вы сказали, что это план. Теперь подробно об этом плане расскажет учитель истории.
Желающие ученики выступают с подготовленными сообщениями о Б. Момышулы, показывают презентацию о писателе как основоположника военного жанра в казахской литературы.Просмотр слайдов . Выступление учителя истории 5мин. План «Тайфун»
Герои Советского Союза
Газета «Правда» 1941 год.
Новая тема. «Литературный кружок». Групповая работа 10 мин.
Направляет на работу с текстом повести, раздает задания для групп.
1-я группа: Встреча с Исламкуловым.
2-я группа: Разговор генерала Панфилова с Бауржаном Момышулы. (инсценирование )3-я группа: Творческая работа. Афоризмы Б. Момышулы.
Применяю стратегию «Литературный кружок». Знакомлю с ролями и объясняю, как применять их в работе.
Докладчик- готовит пересказ содержания текста со своей позицией, со своего взгляда.
Исследователь- раскрывает характер главного героя или основного события со всех сторон в повести.
Портретист- дает описание портрета главного героя.
Указатель ссылок- словарная работа, военные термины , раскрывающие суть содержания текста.
Колея - көліктің дөңгелегінен пайда болған тереңдікЧтили- құрметтеді
Хранить за семью замками – құпияны берік сақтау
Раскатистый-өте қатты дыбыжәне ұзақ дыбыстар
Культ старшинства – үлкенді құрметтеу салты
Составитель вопросов- составляет по тексту вопросы низкого и высокого характера.
Посредник- связывает тему текста с жизнью сегодняшнего дня. (1-2 примера)
Учитель следит за распределением каждой роли учащимися. Наблюдает за исследованием учащихся отрывков текста. Оказывает помощь учащимся.
Ученики знакомятся с инструментами предстоящей работы и распределение ролями в группе.
Ученики в своих группах обсуждают взятые отрывки из текста для полного понимания сути всего текста.
Слабым ученикам оказывают помощь сильные ученики в группах или учитель. Могут перемещаться по классу за помощью при затруднении.
Просмотр отрывка из кинофильма «За нами Москва» 8 мин.
Выступление учащихся с выполненными заданиями перед классом.
1967 — «За нами Москва» , «Казахфильм», режиссер Мажит Бегалин.
Героическая киноповесть по мотивам книг и материалов Бауыржана Момышулы.
Награды: Главный приз и диплом I степени на VII смотре-соревновании кинематографистов Средней Азии и Казахстана во Фрунзе-68, премия за лучшее исполнение мужской роли актёру Асанбеку Умуралиеву. В ролях: Всеволод Санаев — генерал Панфилов, Каукен Кенжетаев — ветеран войны, Асанбек Умуралиев — БауыржанВыступают все члены группы. Каждая группа показывает самые лучшие работы. ОдО 2мин. Формативное оценивание.
Критерий оценивания: • Интересное и креативное раскрытие темы-1балл
• Не менее 2 вопросов высокого характера-4балла
• Высказывание не менее 2 позиции и исполнение роли с мастерством- 5 баллов
Итого: 10 баллов
Ученики оценивают друг друга по данной критерий. «Снежный ком» 3мин. Вопросы и задания.
От чьего имени ведется рассказ в повести?
С кем из своих земляков встретился на фронте Б.Момыш-улы? Какой была эта встреча для них?
Расскажите о том, какой разговор состоялся у Бауыржана с генералом Панфиловым. Какие черты характера генерала и комбата раскрылись в этой беседе?
Как земляк автора, Мухаметкул Исламкулов, сказал о приказе генерала Панфилова? Как вы понимаете его слова: «Вера и гору сдвинет с места»?
Расскажите, что вы узнали об Иване Панфилове и комбате Б.Момыш-улы.
Какова цель плана «Тайфун?»
Какой подвиг совершил Тулеген Токтаров?
Что говорилось в газете «Правда» 1941 года.
Дети отвечают на вопросы низкого и высокого характера и получают соответствующие баллы в соответствии с критерием оценивания.
Итог урока 2мин. 1гуппа-Работа над составлением “Синквейна”
Бауыржан МомышулыСмелый, независимый. /варианты учащихся/
Воевал, писал, любил свою Родину.
Верный сын своего народа.
Герой.
2группа-Диаграмма Венна «Герои ВОВ» и «Герои сегодняшнего времени»
3группа-Ассоциация к слову «Б. Момышулы».
Дети составляют «Синквейн», «Диаграмму Венна», «Кластер» «Минута молчания» 1мин. Учитель. Бессмертный подвиг батыров, победивших фашизм, навсегда сохраниться в наших сердцах, и будет вечно сиять немеркнущая слава героев. Давайте почтим память минутой молчания всех тех, кто погиб во время ВОВ.
Минутой молчания чтут память тех, кто погиб на войне за светлое будущее. Рефлексия 3мин.
Ученик
Вы слышите,
Слава героя гремит
Как горный поток по весне.
И девушкам снится бесстрашный джигит,
Летящий на белом коне.
Я много прошел тропинок и трасс,
Немало увидел я стран,
И вместо приветствия слышал не раз:
Москва, Казахстан, Бауржан!
С. МукановЗвучит песня «День победы» Внимательно слушают стихотворение.
Ученики пишут свои отзывы об уроке на стикерах.
Оценивание 1мин Суммативное оценивание .Дети пишут на стикерах свои отзывы. Д.з. 1мин. Написать эссе « Б. Момышулы – пример мужества и героизма» .Ученики записывают д.з. в дневниках.