Публикация на тему Реализация Концепции патриотического воспитания детей и молодежи средствами общественных дисциплин
Богомаз Татьяна Викторовна
Заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания, МОУ СШ №1 г. СнежноеРеализация Концепции патриотического воспитания детей и молодежи средствами общественных дисциплин
Аннотация. Актуальность реализации патриотического воспитания обусловлена объективными тенденциями и противоречиями, имеющими место в условиях интенсивного социокультурного развития Республиканского демократического общества, активной интеграции Республики в международное сообщество, формирования национальных приоритетов и обновления стратегии социально-экономического развития государства, включая подходы к воспитанию подрастающих поколений. В статье представлен один из механизмов реализации Концепции патриотического воспитания МОУ СШ №1 г .Снежное Донецкой Народной Республики.
Ключевые слова: Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, Патриотизм, патриотическое воспитание, проект «Сотрудничество».
Мы живем в непростое время. Все труднее в школе учить добру, милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающую душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и, по-прежнему, всем нужна любовь к своим родным, близким; утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей ,взглядов, убеждений; уважение к культурному и историческому прошлому своей Родины и ее традициям -цель данной статьи.
Развитие продуктивных тенденций укрепления государственности, усиления патриотических настроений в обществе, осознания ценностей отечественной культуры, роста социального статуса воспитания происходит на фоне противоречащих им преступных проявлений национализма, оскорбляющих историческую память народа, попыток фальсификации исторических фактов, осквернения историко-культурных памятников, манипулирования сознанием молодежи и возрождения социальных движений антигуманной направленности.
Деструктивному влиянию на молодежь сегодня противостоит приобретающая все более целостный, системный характер государственная политика в области воспитания, выраженная в программных документах, содействующих ценностному самоопределению подростков, формированию у них патриотических убеждений, гражданской позиции. В Законе Донецкой Народной Республики «Об образовании» в качестве принципа государственной политики в области образования закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Принципиальное значение имеет Концепция Патриотического воспитания детей и молодежи Донецкой Народной Республики , нацеленная на совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у граждан Республики высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные события. Патриотизм-основа существования и развития государственности. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю , любить родной край, город, жителей, которые живут - значит, укрепить основы государственности. Педагогам исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли-гражданина и патриота.
Сегодня гражданско-патриотическое воспитание – одна из главных задач ,конечной целью которой должно стать формирование личности гражданина, патриота труженика , семьянина. В связи с этим , данное направление требует постоянного развития в образовательной организации системы идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование духовно-нравственной, социально-ответственной личности обучающегося. Задача педагогов - создать такие условия , которые бы позволили обучающимся на практике проявить свои патриотические чувства и гражданскую позицию, формировали готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством и обществом, способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, свою собственную, дали возможность почувствовать себя нужным своей стране ,своему городу ,своей школе.
Усиление воспитательных функций учебного процесса, содержания курсов Отечественной истории является сегодня одной из целей модернизации образования. Перед общеобразовательной школой стоят задачи формирования у подростков ценностного отношения к отечественной истории и культуре; чувства гордости за ратные и трудовые подвиги народа; готовности к реализации активной гражданской позиции в практической деятельности во имя развития культуры, социальной и производственной сфер жизни страны, укрепления ее позиций на международном уровне.
В последние годы интерес исследователей к проблемам патриотического воспитания детей и молодежи возрастает. Активизируется поиск эффективных моделей и технологий воспитания у школьников патриотизма в работах (Г.В. Агапова, М.П. И.Н. Глазунова, В.А. Датского, В.А.Заставенко,А.В.Комарова,
Г.А. Коновалова, Г.М.Лисеенко, В.П.Лукьянова, Н.А. Мельникова, Ю.Е. Окунева, М.А. Осипенко, Р.Л. Рождественской, Г.Д. Ряховова, В.Н. Устякин, О.Н. Шитикова, М.А. Шкробова и др.). Теоретической базой патриотического воспитания являются труды отечественных философов и педагогов о феномене патриотизма в духовной культуре общества, транслируемой подрастающим поколениям; философско-педагогических основах и идеалах гражданского, патриотического воспитания (В .Г. Белинский, И.А.Ильин, В.О. Ключевский, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, С.М. Соловьев, В.Н. Сорока- Росинский, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий); о сущности патриотизма как личностной характеристике (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Н.И. Монахов, В.И. Петрова). Общетеоретическое значение для изучения патриотического воспитания имели труды И.А. Каирова, Ф.Ф. Королева, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинского.) Теоретические подходы к оптимизации патриотического воспитания разрабатывались также на основе монографических исследований процесса воспитания в России конца XX начала XXI вв. (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, М.Б. Кусмарцев, В.В. Караковский, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова); оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, Н.Г.Дайри, В.М. Коротов, М.Н. Скаткин); интегративного подхода к воспитательному процессу (М.Н. Берулава,А.Я.Данилюк,Л.Г.Савенкова), Л.П.Печко,дидактики формирования патриотизма в школьном историческом образовании (Е.Е. Вяземский, А.А. Данилов, Г.М. Донской, П.С. Лейбенгруб, А.И. Ракитов).
Возрастные аспекты патриотического воспитания разрабатывались на основании концепций Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина. Специальное внимание было уделено изучению теоретических и методических основ патриотического воспитания в работах А.А. Аронова, А.К. Быкова, А.Н. Вырщикова, В.В. Дьяченко, В.И. Лутовинова, А.С. Прутченкова; его мировоззренческих аспектов в работах Л.П. Буевой, Э.И. Моносзона, P.M. Роговой; гражданского воспитания — А.В. Беляева, А.С. Гаязова, Н.А. Савотиной; детского и молодежного движения — А.В. Волохова, Л.Е. Никитиной, М.И. Рожкова, С.В. Тетерского; профессионального самоопределения детей — С.Н. Чистяковой; историко-обществоведческого знания и образования - Л.Н. Боголюбова, Е.А. Гевурковой, А.И. Лазебниковой, Г.С. Лялиной, И.В. Метлика, А.Ф. Никитина. Особое внимание уделено анализу современных исследований проблем патриотического воспитания в трудах (М.Л. Афанасьева, А.Г. Голева, М.А. Горбова, Е.А.Есина, Н.В. Ипполитова, Е.Л. Суздальцева, Г.А. Тихомирова).
Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности-эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению.
Одним из механизмов реализации проблем патриотического воспитания может быть проектная деятельности обучающихся как в процессе обучения , так и внеклассной работе. Над таким проектом работают обучающиеся МОУ СШ №1 г. Снежное совместно с городским музеем Боевой Славы. Проект называется « Сотрудничество». Он носит долгосрочный характер. Цель проекта - воспитать патриота, неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины, содействовать эффективности внеклассной, учебно-воспитательной работы.
В ходе реализации плана проекта используются следующие методы работы по гражданско-патриотическому воспитанию: поисковая деятельность, экскурсии по музейным выставкам, оформление тематических выставок; музейные уроки; подготовка экскурсоводов; совместные уроки по курсу «История Отечества» в 5-11 классах. На данный момент участниками проекта готовится группа экскурсоводов, ведется исследовательская деятельность по разработке экскурсионного маршрута « Герои Великой Отечественной войны –в названиях улиц г. Снежное»
Совместный проект «Сотрудничество» КУ « Снежнянский музей боевой славы» и кафедры истории МОУ СШ №1 делает только первые шаги.
В ходе его реализации ожидается, что у ребят появится еще больший интерес к предмету «История Отечества»; укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни; обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности и исследовательской работы историко-патриотической направленности; сохранение стабильности в обществе, социальном и экономическом развитии страны ,укрепление ее обороноспособности; консолидации усилий общественных институтов в деле воспитания подрастающего поколения, социально-экономический подъем ,укрепление правовой и политической мощи государства ,преодоление причин социальных, этнических, региональных и иных конфликтов.
Особое значение имеет то обстоятельство, что в лице патриотически воспитанной молодежи современное общество приобретает ценнейший компонент созидательного потенциала ,который будет определяться прежде всего ее готовностью взять на себя ответственность за будущее Донец кой Народной Республики.
Список литературы:
1. Агапова Г.В. Патриотическое воспитание молодежи и подготовка ее к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации в региональной системе профессионального образования: автореф. дис. . д-ра пед. наук. — Елец, 2009. 36с.
2. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / О.С. Богданова, В.И. Петрова, B.C. Ханчин и др./ Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой, — 3-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1979. - 318 с.
3. Алиева С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе: автореф. дис. . канд. пед. наук. Махачкала, 2002. - 21 с.
4. Аманабаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях: автореф. дис. . д-ра. пед. наук. Якутск, 2002. — 31 с.
5. Андреев Э.М. Культура патриотизма и консолидация общества. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1994. 109 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — М.: — Наука, 2000. 351 с.
7. Антология педагогической мысли первой половины XIX в. — М.: Педагогика, 1990. 603 с.
8. Аронов А.А. Воспитать патриота. — М.: Просвещение, 1989. 172 с.
9. Афанасьева М.Л. Патриотическое воспитание младших подростков как направление деятельности классного руководителя: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2008. — 21 с.
10. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников.— М.: Педагогика, 1980. 80 с.
11. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) // Избр. пед. тр. М., 1989. - С. 16 - 192.
12. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. Моск. соц.-гуманитар, акад., Социоцентр МГУ. -М., 2000.- 175 с.
13. Балакин B.C. Задачи нравственно-патриотического воспитания студентов и учащейся молодежи в современной России. Челябинск: изд-во Юж.-Урал. гос. ун-та, 2001. - 74 с.
14. Белинский В.Г. Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей // Избр. пед. соч. М., 1982. - С. 17 - 19.
15. Белоганов В.А. Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи в условиях социально-политических процессов современного российского общества: автореф. дис. . канд. пед. наук. — Чита, 2004.
16. Тематическое планирование и программы курсов истории. 10-11-е ОdisserCat http://www.dissercat.com/content/patrioticheskoe-vospitanie-podrostkov-v-protsesse-izucheniya-otechestvennoi-istorii-v-obshch#ixzz4LiaSeMkX