Методическое объединение для педагогов дополнительного образования «Особые дети. Введение в дефектологию».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«Особые дети. Введение в дефектологию»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема нашего сегодняшнего методического объединения звучит так: «Особые дети. Введение в дефектологию».
Я полагаю, что всем вам давно известно о направленности законов Российской Федерации на полное признание прав и всемерную поддержку людей и детей с особенностями развития. Это нашло своё отражение в новых образовательных стандартах общего образования. Родители теперь имеют право самостоятельно и свободно выбирать учреждение, в котором будет обучаться их ребёнок, независимо от того, имеет он какой-либо диагноз или нет.
Коснулось это и дополнительного образования: принятая в сентябре 2014 года Концепция развития дополнительного образования детей предполагает разработку и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей. Поэтому в своей повседневной практике вы всё чаще и чаще будете сталкиваться с «особыми» детьми.
На мой взгляд, подробное рассмотрение нашей сегодняшней темы следует начать с разграничения некоторых понятий, которые вызывают трудности терминологического толкования. Зачастую определения «дети с особыми образовательными потребностями» и «дети с ограниченными возможностями здоровья» используются в различных литературных источниках как полностью синонимичные, хотя они и не являются таковыми.
Первое из них – дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Данное понятие довольно объёмное и включает в себя не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и другие категории. Например, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей из многодетных или неблагополучных семей, детей со склонностями к девиантному поведению, педагогически запущенных и стойко неуспевающих детей.
Дети же с ограниченными возможностями здоровья – это дети от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.
Акцент на специальные условия здесь сделан не случайно. Существует определение: это необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.
Таким образом, определение «дети с ОВЗ» является более узким и включается в понятие «дети с ООП» наряду с другими категориями.
Я думаю, что, прежде чем переходить к перечислению категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, логично будет рассмотреть причины, лежащие в основе различных отклонений психо-физического развития.
Итак, круг причин возникновения аномалий развития весьма широк и разнообразен. Обычно все многообразие патогенных факторов делят на эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые или внешние).
К биологическим факторам можно отнести:
генетические факторы;
соматический фактор;
индекс повреждения мозговых структур.
По времени воздействия патогенные факторы делятся на:
пренатальные (до начала родовой деятельности);
натальные (в период родовой деятельности);
постнатальные (после родов, и имевшие место в период до 3-х лет).
Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности.
К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:
хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;
инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);
венерические заболевания (гонорея, сифилис);
эндокринные заболевания матери, в частности диабет;
несовместимость по резус-фактору;
алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;
биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;
серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;
гипоксические (кислородная недостаточность);
токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;
патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающиеся травматизацией головного мозга новорожденного;
мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистрофические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;
хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.
Биологические по природе патогенные факторы не исчерпывают собой круг причин отклонений в развитии. Социально-психологические факторы не менее разнообразны и опасны.
К социальным факторам можно отнести:
ранние (до 3-х лет) средовые воздействия;
текущие средовые воздействия.
К социальным факторам риска относятся:
неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать будущего ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные или тревожные чувства, связанные с будущим материнством и т.п.);
длительные отрицательные переживания матери, результатом которых является выброс в околоплодную жидкость гормонов беспокойства (это приводит к сужению сосудов плода, гипоксии, отслойке плаценты и преждевременным родам);
сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги (это может привести к самопроизвольному выкидышу);
психологическое состояние матери во время родов;
отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального тепла, бедная в сенсорном отношении среда, неправильное воспитание, бездушное и жестокое отношение к ребенку и прочее.
Если факторы биологического характера в большей степени составляют поле интересов клиницистов, то социально-психологический спектр ближе к профессиональной области педагогов и психологов.
Клинические исследования показывают, что одна и та же причина иногда приводит к совершенно различным отклонениям в развитии. С другой стороны, отличающиеся по характеру патогенные условия могут вызвать одинаковые формы расстройств. Это означает, что причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием могут носить не только прямой, но и опосредованный характер.
У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие - лишь корригироваться, а некоторые - компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.
Психолого-педагогическая коррекция развития и поведения детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии. На наш взгляд, большой интерес представляют исследования Виктора Васильевича Лебединского, который рассматривает проблемы психического дизонтогенеза. Термином «дизонтогенез» обозначают различные формы нарушений онтогенеза, т. е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).
Характер дизонтогенеза зависит от определенных психологических параметров:
особенностей функциональной локализации нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта - частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (нарушения регуляторных корковых и подкорковых систем);
времени поражения.Чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития;
взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Первичные нарушения вытекают из биологического характера дефекта (нарушение слуха, зрения при поражении анализаторов; органическое поражение мозга и т.д.). Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития;
межфункциональных взаимодействий. К ним относятся механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии, которые играют большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.
Перечисленные психологические параметры по-разному проявляются при различных видах дизонтогенеза. В. В. Лебединский представил следующие варианты дизонтогенеза:
1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития - олигофрения.
2. Задержанное развитие. Характеризуется оно замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Варианты задержанного развития: конституционный, соматогенный, психогенный, церебральный (церебрально-органический).
3. Поврежденное развитие. В этиологии поврежденного развития наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет). Характерная модель поврежденного развития - органическая деменция.
4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата).
5. Искаженное развитие. В данном случае наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерным примером является ранний детский аутизм (РДА). Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов, в «уходе» в свой внутренний мир.
6. Дисгармоничное развитие. При этом варианте наблюдается врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития - психопатия и патологическое формирование личности.
Интеллектуальная недостаточность.
Умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Классификация:
Умственная отсталость легкой степени (IQ 50-69).
Умственная отсталость умеренная (IQ 35-49).
Умственная отсталость тяжелая (IQ 20-34).
Умственная отсталость глубокая (IQ менее 20).
Задержка психического развития.
ЗПР это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (мышление, внимание, память, ЭВС) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Классификация по К. С. Лебединской:
ЗПР конституционального происхождения.
ЗПР соматогенного происхождения.
ЗПР психогенного происхождения.
ЗПР цереброорганического происхождения.
Сенсорные нарушения.
Нарушения слуха.
Медицинская классификация:
1-я степень тугоухости снижение слуха не превышает 40 дБ;
2-я степень от 40 до 55 дБ;
3-я степень от 55 до 70 дБ;
4-я степень от 70 до 90 дБ.
Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.
Педагогическая классификация (Р. М. Боскис):
глухие:
ранооглохшие;
позднооглохшие.
слабослышащие:
с относительно развитой речью;
с глубоким недоразвитием речи.
Нарушения зрения.
Классификация:
абсолютно, или тотально, слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений; частично слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04;
частично зрячие – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения – 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков), либо сохранившие способность к светоощущению;
слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.
дети с остротой центрального зрения 0,4-0,5 и выше с коррекцией оптическими стеклами.
дети с функциональными нарушениями зрения.
В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:
слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;
ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
Нарушения речи.
Клинико-педагогическая классификация:
1. Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:
афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата;
брадилалия (или брадифразия) – патологически замедленный темп речи;
тахилалия (или тахифразия) - патологически ускоренный темп речи;
заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
дислалия (косноязычие) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
ринолалия (гнусавость, палатолалия) – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;
дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:
алалия – отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития ребёнка (до 3 лет);
афазия;
дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма;
дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения.
Психолого-педагогическая классификация:
1) Нарушение средств общения:
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи).
ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). При компенсации фонетико-фонематической стороны речи и проявлениях недоразвития лексико-грамматического строя речи – ОНР и СНР переходит в ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитие речи).
2) Нарушение в применении средств общения:
Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.
проявление речевого негативизма, мутизм и др.
Нарушения опорно-двигательного аппарата.
Классификация:
Заболевания нервной системы:
детский церебральный паралич
полиомиелит.
Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:
врожденный вывих бедра,
кривошея,
косолапость и другие деформации стоп,
аномалии развития позвоночника (сколиоз),
недоразвитие и дефекты конечностей,
аномалии развития пальцев кисти,
артрогрипоз (врожденное уродство).
Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей,
полиартрит,
заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит),
системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
Психические нарушения.
РАС (РДА);
СДВГ;
психопатии;
поведенческие нарушения.
Сложная структура дефекта.
Сложная структура дефекта подразумевает сочетанность нескольких различных нарушений у ребёнка, что, естественно, видоизменяет и усложняет процесс коррекционно-развивающей работы.
Виды: слепоглухота, ДЦП с интеллектуальной недостаточностью, слепота с интеллектуальной недостаточностью и т. д.
Как вы могли заметить, в дефектологии часто встречается наличие нескольких классификаций того или иного вида отклоняющегося развития. Один из них обычно медицинский, а остальные – психолого-педагогического толка. Наличие нескольких классификаций вызывает некоторые затруднения в дальнейшей характеристике детей. Хочу обратить ваше внимание на то, что педагоги и психологи имеют право использовать медицинскую терминологию (включая шифры МКБ-10) только в тех случаях, когда имеют на руках заключения ПМПК, подтверждающие конкретный диагноз. Также неправомерно использование педагогическими работниками слова «лечение» применительно к своей работе. Это может быть развитие, формирование, обучение, психолого-педагогическая коррекция (если с ребёнком работает специалист).
Инклюзия и интеграция.
Последний вопрос, который мне хотелось бы сегодня затронуть – это разграничение понятий «инклюзия» и «интеграция». Их часто путают и неправильно применяют даже в специальной литературе. Итак.. (Пример с паззлом).
Интегрированное обучение – процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.
Инклюзивное образование процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Спасибо за внимание. Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.
13PAGE 14115
15