Статья Исследование качества образовательных услуг во внешкольных организациях дополнительного образования Республики Казахстан
ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
ВО ВНЕШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Мукушева Салтанат Булатовна
В рамках данной статьи мы полагаем сделать акцент на необходимости проведения исследований качества образовательных услуг во внешкольных организациях дополнительного образования в целом.
Закон «Об образовании» Республики Казахстан не дает четкого определения понятия «образовательная услуга», однако ориентирует педагогических работников обеспечивать их качество в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования. В дополнительном образовании ситуация осложняется отсутствием ГОСО внешкольных организаций дополнительного образования (далее – ВОДО). Появление документа подобного рода сомнительно, так как дополнительное образование подразумевает удовлетворение всесторонних потребностей обучающихся и воспитанников, т.е. спектр социального заказа со стороны детей и их родителей не предсказуем и не ограничен.
Следовательно, отсутствие «законодательного» перечня образовательных услуг предполагает, что каждая организация дополнительного образования должна искать собственные пути решения данной проблемы.
Решением чаще всего является разработка разноуровневых учебных программ, адаптированных для условий, возможностей ВОДО и способностей обучающегося. Анализ подобных разноуровневых учебных программ показывает отсутствие в них системы промежуточной внешней оценки, проверочных заданий, позволяющих определить уровень подготовленности обучающегося в реальном времени.
Отсутствие государственного заказа в системе дополнительного образования выдвигает в качестве основного критерия эффективности деятельности ВОДО – наличие выпускника. К слову сказать, что при условии проведения сравнительного исследования сохранности континента (на начальном и конечном этапе обучения), многие бы задались вопросом о рентабельности затрачивания бюджетных средств на дополнительное образование.
С целью сохранения дополнительного образования в целом, необходимо ввести систему мониторинга в ВОДО. Мониторинговые исследования могут быть проведены по различным направлениям:
- эффективность деятельности ВОДО – основная цель проведения исследования;
- качество деятельности преподавателей;
- уровень интереса к занятиям в ВОДО;
- качество учебного и воспитательного процессов;
- уровень удовлетворенности предоставляемыми услугами обучающихся и их родителей;
- степень взаимодействия с внешней средой;
- степень взаимодействия с семьей, родителями;
- уровень сохранности контингента;
- востребованность определенного направления дополнительного образования и др.
Специально разработанных методик, апробированных, научно обоснованных и представленных для широкого использования, в печати найти трудно. В связи с этим необходимо адаптировать существующие методики и технологии проведения мониторинговых исследований.
Например, проведение Комплексной методики для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения, разработанной А.А. Андреевым, позволит получить количественно выраженную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании их детей.
Проведение мониторинга удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения по методике Е.Н. Степанова возможно в творческих коллективах ВОДО.
Анализ результатов мониторинговых исследований позволит руководству ВОДО определить эффективность своего менеджмента и на основе этого выработать стратегию развития организации в целом, преподавателям оценить свой профессионализм, родителям и их детям определиться/утвердиться в выборе направления дополнительного образования и т.д. Таким образом, исследование качества образовательных услуг во внешкольных организациях дополнительного образования необходимо, так как использование технологии мониторинга в дополнительном образовании подчеркнет заинтересованное отношение ВОДО к собственной деятельности, его научный потенциал, раскроет способы усовершенствования существующих методик преподавания, перспективность.