выступление на семинаре заместителей по воспитательной работе
Тема выступления: «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно – нравственному развитию и воспитанию личности гражданина»
(Зам. директора по ВР МОБУ СОШ с.Н-Бобино Кобякова М.П.) 2013 год
Новые образовательные стандарты диктуют введение новых форм воспитания гражданина России. Как в учебной деятельности, так и в воспитательной работе мы должны научить детей включаться в жизнь, т.е. применять полученные знания в жизни. Новые образовательные стандарты основаны на национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (слайд 3)
Ключевым направлением в этом проекте является
1. Обновление образовательных стандартов.
2. Система поиска и поддержки талантливых детей.
3. Развитие учительского потенциала
4. Современная школьная инфраструктура.
5. Здоровье школьников.
Приоритетными задачами в духовно-нравственном воспитании ставятся:
Оказание помощи ребенку в его мировоззренческом гражданском самоопределении (слайд 5)
Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности.
Постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах.
И в этом должны участвовать и общественные советы: родительский комитет, совет старшеклассников, попечительский совет и т.д.
Большую часть в воспитании детей играет нравственное развитие, начинающееся от рождения и продолжающееся в течение всей жизни. Школа и семья должны сотрудничать очень тесно, с этим я согласна и должны подключать другие компетентные органы. Но когда игра идёт в одни ворота, всё перекладывают на школу, с этим я в корне не согласна, школа учи, школа воспитывай, школа контролируй, школа всё замечай, школа всех посещай, карточку составь, в больницу отправь, родителей наставляй, за пьющими родителями следи и т.д. и т.д. По этому поводу мне хотелось бы рассказать притчу
ПРИТЧА О РОДИТЕЛЯХ И ДЕТЯХ
Однажды к мудрецу пришел человек.
Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?
Мудрец сказал:
Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.
На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:
Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!
Что же она сказала тебе? спросил мудрец.
Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?» очень часто мы взрослые не понимаем, что наши дети это наше отражение.
Так что же мы с вами ставим во главу угла, когда говорим о нравственном воспитании детей в современном обществе. Зачитать основные нравственные качества человека:
Доброта
Сопереживание
Честность
Мужество
Уважение к другим
Совесть
Порядочность
Самоуважение
Самоконтроль
Терпимость
Скромность
Вежливость
Выберите три основных значимых для вас качества, что на 1 месте, что на втором месте, что на третьем месте.
Перед вами цвета возьмите себе тот цвет, который соответствует выбранным вами качествам. Поставить 7 слайд.
В школе я тоже проводила такой опрос и на I месте оказалось____________ качество человека, на II месте __________, на III месте _________. Прокомментировать каких качеств не хватает нашим современникам. А на последнем месте оказались___________
Актуальность данной проблемы при работе школы, семьи и общественности состоит в том, что (слайд 8)
Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Поэтому учитель должен сочетать в себе такие качества, как (слайд 12)
яркая индивидуальность;
любовь к детям;
внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых;
"организационное и эмоциональное" лидерство;
способность генерировать идеи и увлекать ими;
широта и глубина интересов, целостное мировоззрение;
уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути;
высокая степень напряженности внутренней жизни, устремленность, возвышенный характер духовно-нравственной сферы (духовность);
творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом;
творческое отношение к самому себе как личности - использование собственных возможностей достигает в таком учителе своей высшей формы;
гуманистический приоритет.
И придерживаться принципа педагогической любви.
В нашей школе составлена программа по духовно- нравственному воспитанию по ней мы и работаем
В программу по работе с родителями и общественностью входят следующие мероприятия:
1.Работа Управляющего Совета школы
2.Работа Совета профилактики безнадзорности и правонарушений.
3.Общешкольные родительские конференции
4.Классные родительские собрания
5.Индивидуальные консультации для родителей.
6.Встречи с работниками правоохранительных органов, медицинскими работниками
7.Родительский лекторий
8.Концертная деятельность
9.Экскурсионная работа
10.Благодарственные письма родителям
11.Благоустройство территории школы и парка (возле правления СПК Ленинский) закончит своё выступление мне хотелось бы ещё одной притчей
Очень давно в одном старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:
"А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы найти ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
Скажите, Мастер, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
Всё в твоих руках.
Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет! – ответил юноша.
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет...
– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!»
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15