Актуальный опыт Хатанзейской Валентины Ивановны
Тема опыта: Использование игры в системе работы по развитию речи обучающихся 5-9 классов по ненецкому языку
Автор: Хатанзейская Валентина Ивановна, учитель родного (ненецкого) языка ГБОУ НАО «Средняя школа п. Красное».
Раздел 1
Информация об опыте
Условия возникновения, становления опыта
Лев Николаевич Толстой говорил: «Как ни говори, а родной язык всегда останется родным». Он является показателем сохранности истории, культуры, этнографии, уникальности отдельного народа.
Поселок Красное - многонациональный посёлок, где большая часть коренного населения занимается оленеводством, рыболовством, охотой. В поселке проживает около двух тысяч жителей, большая часть населения – русские, коми, ненцы. Стоит отметить, что ненецкая речь крайне редко используется местными жителями. В основном на родном (ненецком) языке свободно изъясняются люди среднего и старшего возраста.
В настоящее время родителям детей дошкольного и школьного возраста проще говорить на русском языке. Изучение родного (ненецкого) языка начинается с детского сада, где малыши с увлечением изучают ненецкий язык. В школе, начиная с первого класса, обучающиеся, независимо от национальности, продолжают изучать ненецкий язык на кружке. В нашей школе ненецкий язык ведется как кружок, для обучающихся начальной школы он называется «Ненецкий язык», для обучающихся 5-9 классов – «Говорим по-ненецки». В учебном плане школы на ненецкий язык отводится 1 час в неделю. Также ведется преподавание предметов регионального содержания: технология «Национальные промыслы», «Наш край». Школа имеет многолетний опыт работы по внеклассной работе, долгие годы сотрудничает с Домом культуры, принимает активное участие в различных конкурсах, соревнованиях различного уровня.
Однако многолетняя практика работы в школе показывает, что у первоклассников к пятому классу интерес постепенно снижается. В подростковом возрасте появляются другие увлечения.
Для того чтобы вызвать интерес к родному (ненецкому) языку, необходимо создать условия, которые могли бы выработать у обучающихся чувство ответственности за родной (ненецкий) язык, за сохранение его красоты, богатства, выразительности, точности.
Актуальность опыта.
Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием собственного интеллекта. Одна из актуальных проблем формирования школьника в современных условиях - это уровень развития связной речи. От уровня владения навыками устной и письменной речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Задача педагога - научить детей не только правильно говорить и грамотно писать по-ненецки, но и донести до них много нового и интересного о своей малой родине, научить понимать величие и красоту родной природы, чувствовать свою сопричастность к проблемам своего округа, поселка и иметь страстное желание их решать.
Необходимо формировать у обучающихся прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся, вырабатывать у детей не только умение, но и потребность связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта – создание условий для развития речи обучающихся 5-9 классов по ненецкому языку на основе использования игр.
Длительность работы над опытом.
Работа над опытом охватывает следующие этапы:
1 этап - начальный: 2013 – 2014 годы. Выявление противоречия между имеющимся у школьников низким уровнем языковой культуры и желаемым уровнем развития речи обучающихся. Проведение анкетирования на знание\незнание родного (ненецкого) языка. Изучение литературы по теме опыта, разработка теоретической базы опыта. (См. Приложение 1)
2 этап - основной: 2014 – 2015 годы. Создание рабочей программы по проведению занятий, разработка и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие устной и письменной речи обучающихся; проведение конкурсов чтецов на родном (ненецком) языке, ежегодное участие обучающихся в олимпиадах по родному (ненецкому) языку на школьном, муниципальном и региональном уровнях. Данные мероприятия, несомненно, способствует развитию речи.
3 этап – заключительный: 2015-2016 годы. Выявление результата, анализ проведенной работы.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой работы учителя по развитию речи обучающихся 5-9 классов на ненецком языке с использованием игр.
Теоретическая база опыта
Как это ни парадоксально, нет ни одного человека, который, казалось бы, прекрасно не осознавал, что такое язык, - и в то же время лингвистическая наука, насчитывающая не одно тысячелетие, до сих пор не располагает его специальным определением. Достаточно обратиться ко многим другим наукам – и мы увидим, что, например, биологи, изучая жизнь, не могут достоверно сказать, что это такое; психологи всё ещё очень далеки от постижения сущности сознания, что, тем не менее, не мешает им совершать открытия в этой области.
Задумаемся над тем, как нам дается язык, как он выступает в повседневной жизни, что он представляет собой как объективно данное явление.
Язык - бесценный дар, которым наделён человек. В нём одухотворяется весь народ, его история и культура. Через родное слово ребёнок становится сыном своего народа. Вот почему воспитывать и творить детство родного языка - дело весьма ответственное. Великий русский педагог К.Д. Ушинский придавал родному языку воспитательное и познавательное значение. Вспомним в связи с этим его вдохновенные слова о родном языке: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, он пьёт духовную жизнь и силу родной груди родного слова».
Говоря о речевой деятельности, К.Д. Ушинский доказал, что «развитие речи детей тесно связано с развитием мышления», и указывал, что «мысль и язык находятся неразрывном единстве: язык – выражение мысли в слове».
Человеческий язык из ограниченного числа речевых звуков образует громадное число слов, а из слов - бесконечное число предложений, из предложений – бесконечное разнообразие техник. Если активизировать работу мозга, только тогда можно создать более благоприятные условия для речевого развития.
Проблема развития речи обучающихся является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Результаты исследований представителей разных направлений науки (М.Я. Бармич, Н.М. Терещенко, Л.В. Хомич, А.П. Пырерка, Р.И. Канюкова, Е.Г. Сусой, Е.М. Талеева, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский) отчётливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. В частности, учебное пособие М.Я. Бармич «Ненецкий язык» обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
И, тем не менее, развитие речи как определённая область теории методики только начинает складываться. Об этом свидетельствует недостаточная разработанность таких основополагающих категорий и понятий методики, как разделы работы по развитию речи, соединяющие средства обучения, критерии оценки уровня развития речи обучающихся. Современная методика развития речи располагает собственными исследовательскими данными, имеет необходимую дидактическую, психологическую и лингвистическую базу для того, чтобы вычленить систему основных понятий, определить их и сделать нужные выводы из накопленных в науке экспериментальных данных.
Группа заданий в рамках коммуникации как сотрудничества предполагает освоение разных форм кооперации: работа в парах, в малой или большой группах (обучающиеся учатся распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле, осуществлять взаимопроверку выполненной работы); работа по цепочке; освоение разных социальных ролей (ведущего и исполнителя).
Группа заданий в рамках коммуникации как взаимодействия предполагает развитие умения аргументировано высказывать свою точку зрения, корректно критиковать альтернативную позицию, использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
Коммуникативные универсальные учебные действия формируются постепенно и поэтапно. Их формирование напрямую зависит от того, каким образом организована учебная деятельность ребенка. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для всестороннего развития речи обучающихся во всех ее формах: внутренней, внешней (устной или письменной) и во всех ее функциях: общения, сообщения.
Сформировать коммуникативные универсальные учебные действия не развивая речь – невозможно. Поэтому работа ведется по трем основным направлениям разработки психолого-педагогических проблем развития речи обучающихся и совершенствования содержания и методов обучения родному языку (М.Я. Бармич, З.Н. Куприянова, Л.В. Хомич):
структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);
функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи и речевого общения);
когнитивное – познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).
Новизна опыта
Новизна опыта определяется в следующих положениях:
создание методических условий для осознания ребёнком себя как языковой личности, формирование уважения к ненецкому языку и его носителям;
накопление, систематизация и использование дидактического материала по развитию речи, в том числе использование мультимедийных технологий.
Раздел 2
Технология опыта
Овладение родным (ненецким) языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Это определяет цель педагогической деятельности педагога.
Цель: развитие речи обучающихся 5-9 классов по ненецкому языку на основе использования игр.
Игра является мощным стимулом к овладению языком. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом, а ее умелое использование на уроках вызывает у обучающихся готовность и желание играть и общаться. Игра, как форма организации урока, выполняет следующие задачи:
тренирует обучающихся в выборе нужного речевого клише;
способствует многократному повторению языковых единиц;
создает психологическую готовность к реальному речевому общению.
Игра посильна практически каждому обучающемуся. Случается так, что слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: сообразительность и находчивость здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность обучающемуся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова, снижает боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1. Обучающая функция - развитие памяти, внимания, восприятии информации.
2. Воспитательная функция - воспитание такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре.
3. Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в увлекательное приключение.
4. Коммуникативная функция - создание атмосферы общения на ненецком языке, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на родном (ненецком) языке.
5. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении ненецкому языку.
6. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:
1) дидактическая цель ставится перед обучающимся в форме игровой задачи;
2) учебная деятельность подчиняется правилам игры;
3) учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; 4) успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения родному (ненецкому) языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности обучающихся, возникновению желания у детей общаться на родном (ненецком) языке. Игры помогают учителю оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд интересным.
Игра на уроке родного (ненецкого) языка должна отвечать следующим требованиям:
1. хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована;
2. снимать напряжение урока и стимулировать активность обучающихся;
3. быть принята всей группой;
4. снимать напряжение урока и стимулировать активность обучающихся;
5. проводится в доброжелательной, творческой атмосфере;
6. оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;
7. не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.
Игра требует от каждого обучающегося активности, включения в совместную деятельность. Участники должны получать удовлетворение от сознания того, что они в состоянии общаться на родном (ненецком) языке. При этом игра будет желанной и результативной, если ее будут ждать как отдыха и развлечения на фоне трудной и подчас напряженной работы.
Существует несколько классификаций игр, однако необходимо подчеркнуть, что все они условны. Так, одни подразделяют игры на языковые и коммуникативные, другие на игры на взаимодействие и игры на соревнование, третьи выделяют лексические, грамматические, фонетические и орфографические. Нам более близка третья классификация, на которой остановимся более подробно. На уроках родного (ненецкого) языка для достижения поставленных целей педагог использует следующие игры:
Лексические игры
Цель: закрепление и расширение словарного запаса по изучаемой теме, тренировка обучающихся в употреблении лексики в ситуациях, приближённых к естественной обстановке, активизация речемыслительной деятельности обучающихся, развитие речевой реакции.
«Ассоциации» («Ассоциация»)
Капитан одной из команд обращается к одному из членов другой команды, называет какое-либо слово, например: и” – вода.
Тот ученик должен быстро назвать подходящие слова.
Пример, и” : халя, ёртя, поⱧга, Ⱨано, хамба (вода: рыба, рыбак, невод, лодка, волна и другие).
Если играющий не смог быстро подобрать слова, он выбывает.
«Закончи слово» («Вадам’ падад’»).
Команды садятся друг против друга и перебрасывают мяч. Ученик, бросающий мяч, говорит половину слова, например: тохо- …. Обучающийся из другой команды ловит мяч и произносит всё слово полностью – тоходанась, тоходанва, тохолась, тохоламбась, тохоламбава, тохолкода (учиться, учение, выучить, выучивать, обучение).
«Волшебный мешочек» («Мэкад Ⱨэсякоця»)
В мешочек кладутся игрушки, названия которых дети знают по-ненецки. Ребёнок опускает, не глядя, руку в мешочек, ощупывает одну игрушку и спрашивает «Тюку Ⱨамгэ? Что это?», называет предмет”. Затем вынимает из мешочка и смотрит, правильно ли он сказал.
Например: Тюку Ⱨамгэ? – Тюку сар”ню. Тюку Ⱨамгэ? – Тюку падар”.
4) «Ответ на вопрос, предполагающий краткий ответ» («Пуй’ вадан Ⱨопой вадам’ хэтада”»)
Ханзер” илен? (Как ты живешь?) - …
Пыдар ненэця’ вадам’ хамэдамбир? (Ты понимаешь ненецкий язык?) - …
Мань сян есям’ салдаⱧгудм’? (Сколько я должен уплатить?) - …
Тохона халя Ⱨока? (В озере много рыбы?) - …
Тыбэртя” Ⱨамгэм’ пэрⱧа”? (Чем занимаются пастухи?) - …
5) «Числительные» («Числительной»).
Образуется две команды. Учитель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.
Например: сидя ю” сидя.
Первая команда: сидя ю” Ⱨопой.
Вторая команда: сидя ю” няхар”.
7) «Цвета» («Ⱨолепя»)
Ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных одного цвета.
Например: Париденя: варк, ты, вэнеко, (черный: медведь, олень, собака).
Сэрако: нянь, Ⱨэбт, имбыт”, хоба (белый: хлеб, волос, платье, шкура).
8) «Пантомима».
Группа детей выходит к доске, и каждый из них жестами и мимикой имитирует какое-либо действие.
Учитель: Хэтара”, Ⱨацекы Ⱨамгэм’ пэрⱧа? (Отгадайте, что делает ученик?)
Ученик 1: Тикы Ⱨацекы зарядкам’ сертаби (Этот ученик выполняет утреннюю гимнастику).
Ученик 2: Тикы Ⱨацекы мата (Этот ученик умывается).
Ученик 3: Тикы Ⱨацекы санарⱧа (Этот ученик прыгает).
9) «Моя тетушка поехала в город и купила …» («Нябаков март’ хая, таняна … тэмда».
Учитель объясняет, что ученики должны дополнить фразу Моя тетушка поехала в город и купила…словом, обозначающим предмет школьного обихода или одежды.
Ученик 1: Нябаков март’ хая, таняна имбыт” тэмда.
Ученик 2: Нябаков март’ хая, таняна имбыт” няби пи”мям’ тэмда.
Ученик 3:Нябаков март’ хая, таняна имбыт”, пи”мям’ няби ёря паным’ тэмда.
Если ученик не может назвать своё слово, он выбывает из игры.
10) «Последняя буква» («Пудана буква»)
Образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой и так далее. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.
Например: 1 команда: маймба; 2 команда: апельсин; 3 команда: ниберё”.
Грамматические игры
1) «Угадай» («Ход”)
На закрепление общих вопросов. Ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в классе. Пытаясь угадать предмет, ученики задают только общие вопросы, на которые ведущий отвечает "да" или "нет" (число вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает предмет, задав меньшее количество вопросов.
Например: Тикы Ⱨамгэдикы? (Это вещь?) Тикы тол’ ниня? (Это на столе?) Мань тикым’ маниев’? (Я это вижу?)
2) «Составьте предложение» («Предложениям’ вэтара”»
Тренировка придаточных предложений ... Класс делится на две команды. Каждой команде дается вариант главного предложения, например:
Таня’ хаяди’, …
Например: Таня’ хаяди’, ханя’ сидди Ⱨэдара”. (Идите туда, куда вас послали.) Таня’ хаяди’, ханяна сидда” мэне”. (Идите туда, где вас любят.)
Участники пишут свои варианты придаточных предложений: (предложенные учителем варианты могут быть нелогичным продолжением главного предложения). Правильно составленное предложение приносит команде балл.
Фонетические игры
Игры «фонетические» используются для развития у детей слухового внимания и памяти, умения слышать и дифференцировать звуки по долготе и краткости, слышать межзубные звуки, тренировки обучающихся в произнесении ненецких звуков, разучиванию стихов с целью их воспроизведения по ролям.
Учащиеся хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком (Ⱨ). «Кто правильнее прочитает?»
Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста. Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). Учитель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается обучающимися. После этого даются две-три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и обучающиеся должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
«Слышу - не слышу» («Намдав – нив намд’»).
Во время этой игры формируются навыки фонематического слуха, что крайне необходимо для выявления лексического значения слова.
Обучающиеся делятся на команды. Учитель произносит слова. Если он произносит слово, в котором есть долгий гласный, ученики поднимают левую руку. Если в слове есть краткий гласный, то ученики поднимают обе руки. Учитель записывает ошибки игроков на доске. Выигрывает та команда, которая сделала меньше ошибок.
Таким образом, игра - это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения родному (ненецкому) языку. Использование различных игр на уроке даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по родному (ненецкому) языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. В зависимости от условий, целей и задач, поставленных преподавателем родного (ненецкого) языка, игра должна чередоваться с другими видами работы. При этом важно приучать детей разграничивать игру и учебное занятие.
Раздел 3
Результативность опыта
Работа по данной теме дала определенные результаты в обучении ненецкому языку. Она способствовала развитию коммуникативной компетенции обучающихся в целом, формированию положительной мотивации к изучению ненецкого языка, позволила повысить активность обучающихся в учебно-познавательной деятельности.
Одним из показателей эффективности работы по развитию речи обучающихся 5-9 классов является участие обучающихся в региональной олимпиаде по родному (ненецкому) языку:
2013 Заочный (региональный) Участники – 3 (2 призера: Выучейская Мария, Власова Софья)
2013 Очный (региональный) Участники – 4 (1 победитель: Власова Софья;
2 призера: Зарубина Валерия, Выучейская Мария)2014 Заочный (региональный) участники – 2 (1 призер: Власова Софья)
2014 Очный (региональный) участники – 2 (1 победитель: Власова Софья)Приложение 1
Анкетирование обучающихся школы п. Красное
Всего обучающихся 5-9 классов, изучающих предмет родной (ненецкий) язык– 104.
Приняло участие в анкетировании - 65 обучающихся.
Национальный состав обучающихся образовательного учреждения
Обучающиеся Хорошо
владеют
родным
языком Плохо владеют родным языком Не владеют родным языком
Ненцы 5 класс (12) Вылка Алина +
Вылка Виктор +
Вылка Владислав +
Выучейская Алина +
Выучейская Екатерина +
Ледков Иван + Пудкова Татьяна +
Сядейская Анна +
Тайбарей Мария +
Хатанзейский Борис +
Хатанзейский Егор +
Щипина Кристина +
6 класс (14) Артеев Демьян +
Вылка Мария +
Выучейская Вероника +
Выучейский Владислав +
Выучейский Степан +
Дьячков Дмитрий +
Левчаков Сергей +
Ледкова Ксения + Соболев Иван +
Талева Марина +
Тайбарей Катрина +
Тайбарей Надежда +
Удалов Александр +
Чупров Андрей +
7 класс (11) Артеева Виталия +
Болденко Елена +
Власова Софья +
Вылка Александр +
Вылка Алексей + Выучейский Василий +
Дуркина Ирина +
Зарубина Валерия +
Талев Иван +
Хатанзейская Виктория +
Чайкин Георгий +
8 а класс (6) Болденко Юлия +
Вылка Варвара +
Дьячкова Светлана +
Калугин Артем +
Ледков Владимир + Хатанзейский Юрий +
8 б класс (6) Выучейская Валерия +
Головина Ирина +
Давыдов Валерий +
Ледков Антон + Филиппова Ирина +
Чепильченко Алина +
9 а класс (11) Вылка Николай + Выучейская Кристина + Выучейская Лада +
Выучейская Мария +
Ледкова Наталья + Ледкова Ольга +
Ледкова Татьяна + Поташева Клавдия +
Тайбарей Дмитрий +
Тайбарей Маргарита +
Талеев Петр +
9 б класс (5) Бардуева Юлия +
Канева Дарья +
Левчаков Алексей +
Соболев Максим +
Остальцев Валерий +
Всего: 65
Приложение 2
Уч. год Ненецкий язык
качество знаний успеваемость
2013-2014 46 99
2014-2015 57 100
2015-2016 57 100