Тема: Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень».


Конспект занятия на тему Осень для второй младшей группы.
Образовательные области: «Коммуникация»
Тема: Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень».
Разделы: развитие речиЦель: обобщить знания об осени, заучить стихотворение А.Плещеева «Осень»; работать над умением определять настроение выраженное в стихотворении, добиваться выразительности чтения».Словарная работа: уныло, голые, кроет, воет, моросит.Предварительная работа: Беседы об осени, экскурсия в парк, заучивание стихотворений об осени.
Ход занятия.
I. Мотивационно-побудительный этап.К нам в группу пришло необычное письмо(конверт оклеенный осенними листочками), а чтобы узнать кто его доставил надо отгадать загадку.Что за зверь леснойВстал, как столбик под соснойИ стоит среди травы- уши больше головы?Кто же это? (зайчик) Давайте прочитаем письмо, которое принёс зайка.II.Организационно-поисковый этап.Воспитатель читает письмо.Письмо в детский сад , детям старшей группы от зайцев из леса.Здравствуйте, дорогие ребята!На заячьей поляне вчера состоялось собрание. Мы, зайчики, хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получился спор. Одна половина зайцев считает, что пора менять летнюю шубку на зимнюю, другая половина зайцев доказывает, что ещё рано до зимы далеко. Одни говорили, что осень уже наступила, а другие говорили, что ещё лето не закончилось. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам ребята. Вы уже взрослые , умные. Объясните нам по каким приметам можно распознать осень. Ведь менять шубки для зайцев дело не простое надеемся на вашу помощь.Подпись. Зайцы из пригородного леса.-Да, у зайцев из леса большие проблемы. Давайте поможем им разобраться.-Какое сейчас время года? (осень) Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь) А какой идёт сейчас месяц? (октябрь)-А теперь давайте уточним приметы осени, чтобы доказать зайкам, что осень действительно уже наступила.Дидактическая игра «Когда это бывает» (с мячом)Вопросы для игры.*Идёт холодный, мелкий дождь когда? *Жарко светит солнце когда? Желтеют и краснеют листья когда? * Купаются и загорают на реке когда? *Опадают с деревьев листья когда? *Собирают урожай овощей и фруктов когда? *Гуляют во дворе в футболках и шортах когда? *Птицы улетают на юг когда? *День становится коротким, а ночь длинной когда?Работа по картинам «Осень» «Лето»На какой картине изображена осень, где нарисован цветок или листочек?По каким признакам вы определили, что на картине, под которой нарисован листочек, изображена осень? (жёлтые листья, голые деревья, хмурое небо…)Молодцы правильно назвали все приметы осени и определили, что сейчас у нас тоже идёт осень, поэтому сегодня после сна вечером мы с вами сядем и напишем письмо зайцам из пригородного леса, чтобы они начали уже менять свои серые шубки на белые. И отправим наше письмо вместе с сереньким зайкой в лес. Много работы мы с вами сделали все приметы осени вспомнили и доказали зайчикам, что наступила осень. Давайте теперь немного отдохнём и физ. минутку проведём.Физ.минуткаУ меня есть палочка превращалочка, вот я палочкой взмахну, всех вас в ветер превращу.Осыпайтесь листья, позабыв о летеНа коне рысистом мчит осенний ветерВетер стой, остановись палочке ты подчинись, пусть ребята станут гусиной стаей.Гуси, гуси га-га-га вы откуда и куда?Собираемся мы в стаю к югу, к югу улетаем.Вот я палочкой взмахну всех ребят в осенние листочки превращу, и листочки тихо опустятся на свои стульчики.Мы с вами разобрались, что у нас осень, а может быть, кто-нибудь из вас знает стихотворение об осени.*** Осень славная пора! Любит осень детвора.Сливы, груши, виноград всё созрело для ребят.Мы знаем ещё стихотворение об осени, которое выучили с движениями, расскажем его.( один ребёнок рассказывает и показывает движения остальные хором повторяют за ним)*** Осень! Осыпается весь наш бедный сад.Листья, пожелтевшие по ветру, летятЛишь вдали, красуются там, на дне долин.Кисти ярко-красные вянущих рябин.Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением, которое написал известный русский поэт, Плещеев называется оно «Осень».Ребята, а кто такой поэт? (человек, который пишет стихи)Послушайте стихотворение «Осень» (чтение воспитателя)Осень наступила,Высохли цветы,И глядят унылоГолые кусты.Туча небо кроет,Солнце не блестит,Ветер в поле воет,Дождик моросит…Анализ стихотворения.Какое настроение вызывает это стихотворение весёлое или грустное?Смотреть уныло- это значит как? (грустно) Как вы понимаете слово кроет в строчке « туча небо кроет…» значит, что делает? (закрывает)Как вы понимаете выражение, ветер воет? (сильно дует и создаёт воющий звук) Как вы понимаете слово моросит в строчке «дождик моросит»? (идёт мелкий, осенний дождь) Голые кусты- это значит какие кусты? ( без листьев)Про какое время года написал автор в этом стихотворении? (про осень)Если это стихотворение вызывает грусть, как его надо читать задорно, весело, быстро или спокойно с грустью в голосе? Почему автору стихотворения и нам с вами стало грустно, когда наступила осень? ( потому что прошло жаркое, тёплое лето)Сейчас мы с вами будем заучивать стихотворение наизусть, но сначала надо подготовить наш язычок, чтобы он помогал нам чётко произносить слова.• Ли-ли-ли листья падают вдали• До-до-до дождь идёт уже давно• Ру-ру-ру по ветру давно иду Чистоговорки произносим по три раза сначаламедленно, а потом как можно быстрее.Послушайте его ещё раз. Я буду читать стихотворение и показывать вам иллюстрации на каждую строчку, чтобы легче было запомнить.1.Опорные картинкиОсень наступилаВысохли цветы И глядят уныло Голые кустыТуча небо кроет Солнце не блестит Ветер в поле воет Дождик моросит2. Д/игра: « Ответь на вопрос»Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них утвердительно отвечать строчкой из стихотворения.Осень наступила? ( дети «осень наступила».)Высохли цветы? (дети «высохли цветы».) и т.д.3. Д/игра «Громко - тихо»Если я буду произносить строчку из стихотворения громко, то вы должны повторить её тихо, а если я произнесу тихо, то вы должны повторить её громко.4. Д/игра « Доскажи словечко»Я начинаю строчку, а вы её договариваете.Осень…(дети наступила) Туча небо…(кроет) Высохли…( цветы) Солнце…(не блестит)И глядят …(уныло) Ветер в поле…(воет)Голые…(кусты) Дождик…(моросит)А теперь я ещё раз читаю стихотворение, вы его внимательно слушаете и запоминаете, потом попробуете рассказать сами.(чтение воспитателя)Кто запомнил и сможет рассказать стихотворение, помните, что рассказывать надо спокойным и грустным голосом. Чтение стихотворения детьми (2-3 ребёнка)III Рефлексивно- корригирующий этап.Молодцы, все очень хорошо рассказали стихотворение. Кто запомнил, как называлось стихотворение? Кто его написал?Осень приготовила для вас подарки жёлтые и красные осенние листочки, которые она дарит вам на память. Раздача листочков.Ожидаемый результат:Знать: наизусть стихотворение А.Плещеева «Осень»Иметь: представление о признаках и приметах осениУметь: выразительно читать стихотворение.