Решение проектной задачи в начальных классах Почему берёза является символом России? 
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 
«РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ   ЗАДАЧИ   «Почему берёзу называют символом России?»  для 2 класса
Дементьева Елена Леонидовна,  Шмурьева Лидия Иосифовна,  – учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 12» г. Братск, Иркутская область
                                                                    
Название проектной задачи   «Почему берёзу называют символом России?»
ПРЕДМЕТ, НАБОР ПРЕДМЕТОВ Литературное чтение, окружающий мир, русский язык, технология. 
КЛАСС 2
ТИП ЗАДАЧИ Межпредметная одновозрастная проектная задача.
ЦЕЛИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Цели:
1.Обучить младших школьников способу группового взаимодействия при решении проектной задачи:
2.Проверить в практической ситуации усвоение темы  «Жанры устного народного и авторского  творчества»
Задачи:
Развивающие:
развивать умение отбирать  необходимый для точного объяснения материал; 
развивать коммуникативные навыки; 
 совершенствовать связную речь учащихся и навыки выразительного чтения;
Обучающие:
расширить знания о берёзе - её  распространенности,  происхождении   названия,    рациональном использовании человеком;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
Практические:  
создать коллективное панно  «Мой березовый край». 
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ, НА КОТОРЫЕ ОПИРАЕТСЯ ЗАДАЧА
Литературное чтение: знание жанров устного народного и авторского творчества, умение находить и выделять  нужную  текстовую информацию, применить умение решать  ребусы
Окружающий мир: знание природных зон, зависимости растительного мира от климатических условий.
Общеучебные умения:
- умение работать в  малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение  заданий  между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь  в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
КАКИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ 
УМЕНИЯ проявляют Проявляют умение работать в  малой группе (коммуникативная компетентность): организовывать  работу, распределять   задания  между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействовать  и оказывать взаимопомощь  в ходе решения задачи, осуществлять  взаимоконтроль.
ПЛАНИРУЕМЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ Демонстрация учащимися:
-усвоения предметного материала и возможностей его применения в  новой ситуации;
-умение  создать конечный продукт-панно «Мой березовый край», работая в малой группе.
СПОСОБ И ФОРМАТ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ В процессе решения задачи оценивается:
-владение учащимися необходимым предметным материалом;
-умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом;
-умение взаимодействовать в малой группе при решении общей задачи. Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ Презентация, иллюстрации, карта природных зон (для каждой группы), демонстрационный и раздаточный материал для каждой группы, материалы для творчества (цветная бумага, картон, клей, ножницы)Этапы решения проектной задачи
 «Почему березу называют символом России?»
Описание проблемной ситуации.
I этап – погружение в проектную задачу
Сегодня мы будем учиться все вместе решать проектную задачу. Вы будете работать над одной общей темой: «Берёза - символ России». 
Вступление-берёза во все времена.
Белоствольная нежная берёзка с давних времён олицетворяет природу России. Она окружает нас повсюду: растёт в лесах и парках, на улицах наших городов, о берёзе слагают стихи. Почему же берёза занимает такое важное место в нашей жизни? Чем помогает берёза человеку? Почему образ берёзы пользовался и пользуется такой любовью и популярностью в России? В этом и предстоит нам разобраться. 
II этап – организация деятельности (инструкция)
Трудиться вы будете в группах. 
Вам необходимо распределить роли в группе, подумать каким образом вы будете работать по решению задачи, продумать форму презентации. Каждая группа получит задание, которое вы вместе в группе должны выполнить, обсудить, выбрать одного представителя, который выступит перед всеми и расскажет,  над каким вопросом трудились и к какому решению пришли. Первое задание у вас будет одинаковое, поэтому при «защите» данного вопроса, вы будете дополнять друг друга, но помните: выслушивать друг друга, не перебивать, не выкрикивать, уважать мнение других.
Система заданий,  которые должны быть выполнены группой детей.
III этап – осуществление деятельности.
Выполнение системы заданий.
Задание № 1       (для всех групп)
1.Рассмотрите внимательно карту природных зон. 
2.Прочитайте тексты. 
3.Расскажите, какие виды берёз растут в каждой природной зоне. 
4.Сделайте выводы: как берёзы приспособились к жизни в данной местности, во всех ли природных зонах можно встретить берёзу.
Карта природных зон для каждой группы.
Задание № 2       (для группы   № 1)
1.Прочитайте  предложенные тексты. 
2.Выберите  только те, которые доказывают, что берёза является символом России.
3.Из данных текстов найдите информацию о значении имени Берёза.
4.Подготовьтесь кратко  рассказать об этом ребятам другой группы.
5.Выберите в своей группе одного ученика, который сможет рассказать об этом всем.
С давних времен береза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой берёзы? А русский лес без светлой берёзовой рощи? А русскую баню без берёзового веника? С одной стороны, берёза была символом чистоты и возрождения (потому что она одной из первых распускается весной) , с другой – вместилищем злых духов и любимым местом русалок.
С одной стороны, берёза была символом чистоты и возрождения (потому что она одной из первых распускается весной) , с другой – вместилищем злых духов и любимым местом русалок.
На сегодняшний день берёза является, вероятно, самым распространенным деревом в наших широтах. Она считается символом чистоты и возрождения. Название дерева означает «беречь», от слова «берегиня» (языческое божество у славян, которое они считали матерью всех известных духов и именно ее образ ассоциировался у людей с берёзкой).  В старину берёзу ассоциировали со здоровьем и плодородием .Сейчас её стали считать символом женского начала и красоты.
Как известно, одним из главных символов России с давних пор является берёза. Нам, русским людям, трудно представить себе поле или лес, где не было бы этой белой красавицы.
Имя берёзе было дано ещё в глубокой древности. У славян берёзы считались священными: охраняющие, оберегающие человека. Слова «беречь», «оберег», что значит- амулет, талисман, тоже близки  по происхождению.
Краткое значение имени Берёза. Берёза - (слав.) берёза. Священное дерево у славянок, дающее им силу.
Название своё дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово «бер», которое означало «светлый, ясный, блестящий, белый». Именно от «бер» и образовалась сначала «берза», а потом «берёза».
Поэт Сергей Есенин очень любил берёзу и воспевал ее во многих своих стихотворениях. Дерево это также ассоциируется с русским пейзажем, по которому так скучают русские переселенцы, покинувшие нашу страну 
С незапамятных времен хранит русский народ любовь в берёзе. Это одно из самых красивых наших деревьев. Особенно привлекателен белый ствол с черным рисунком.
Берёза - единственное дерево с белой корой.
Сюжет о превращении русалки или обиженной родственниками девушки в берёзу встречается во многих славянских сказках и легендах. Одна из них повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в своё прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в неё без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил её. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу берёзу.
Задание № 3          (для группы № 2)
1.Распредели тексты по жанрам устного народного и авторского творчества, выбери понравившиеся и приклей в соответствующую табличку.
2. Подготовьте краткое выступление для всех присутствующих.
загадки пословицы приметы стихи
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.      (C. Есенин)   (4)
- Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.    (2)
Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.    (3)
Клейкие  листочки.                                            
 Зелёные почки.                                                       
С  белой  корой                                                      
Стоит  под  горой.     (1)
- Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.    (2)
  Когда лопаются серёжки у берёз — время сеять хлеб.    (3)
- Бела береста – да дёготь чёрен.   (2)
  Стоит  Алёнка:  платок  зелёный,
Тонкий  стан,  белый  сарафан.      (1)
-Тонка берёза, да разуму учит.
Если б дали березе расческу, 
Изменила б береза прическу: 
В речку, как в зеркало, глядя, 
Расчесала б кудрявые пряди, 
И вошло б у нее в привычку 
По утрам заплетать косичку.     (Ирина Токмакова)     (4)
- Для врага и берёза — угроза.       (2)
Зелена,  а  не луг,  бела,  а  не  снег,  кудрява,  а  не  голова.    (1)
Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки — весна ранняя, зажелтеют снизу — поздняя.        (3)
 Не  заботясь  о  погоде,  в  сарафане  белом  ходит,
А  в  один  из  тёплых  дней  май  серёжки  дарит  ей.    (1)
   Ты до того, берёзонька, красива
 И в полдень жаркий, и в часы росы,
 Что без тебя немыслима Россия,
 И я немыслим без твоей красы.
                    (М.Ю.Лермонтов)      (4)
Если на берёзах много серёг — к урожаю гороха.    (3)
Люблю берёзку русскую,                               
То светлую, то грустную,                              
В белом сарафанчике,                                    
С платочками в карманчиках,                       
С красивыми застёжками,                             
С зелёными серёжками,
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную…     (А. Прокофьев)       (4)
Если наверху берёзы листья раньше и больше распустились — хлеб нужно сеять раньше; если в середине больше распустились — нужно средне сеять; если внизу больше распустились — сеять позже   (3)
Стоит  дерево,  цветом  зелено.
В  этом  дереве – четыре  угодья:
Первое – больным  на  здоровье,
Второе – людям  колодец,
Третье  от  зимы  свет,
Четвёртое – дряхлым  пеленанье.    (1)
Задание №  4   (для группы № 3)
Прочитайте  текст внимательно и впишите в таблицу, какие части дерева используют люди и что  изготавливают. Подготовьтесь  рассказать об этом всем. 
Великая полезность берёзы.
На Руси к березе почтительно относились не только за красоту, но и за великую полезность для человека.
Широко и разнообразно хозяйственное использование березы. Березовые дрова дают много тепла и ими топят печи. Из березы получают превосходный уголь и сжигают его в котельных для обогрева домов. Большим спросом у населения пользуются березовые веники для корма скоту  и метла для уборки. Почки и сережки кормят большинство птиц. Зола, образующаяся при сжигании,   является ценным удобрением для растений.
У березы прочная древесина, легко обрабатывается и полируется, поэтому ее используют в промышленности. Из нее изготавливают  шкатулки, табакерки,  фанеру, лыжи, мебель. Из нее  получают ценный продукт для изготовления шампуней гелей, лаков, духов. Из сажи делают желтые, зеленые, оранжевые , золотистые красители для тканей. Из коры изготавливают берестяные корзинки, туески, коробки, даже простую обувь. Раньше береста являлась материалом для письма.
Береза лечит людей с давних пор и до наших времён. В народной медицине используют кору, почки, листья, сережки, пыльцу, сок. Из  них  делают …………. (разгадайте ребусы)
(Приложение  №5  «Ребусы»)
Лечат   многих  болезни  горла, печени, сердца, легких, кожи, желудка.  Вениками выгоняют в бане простуду, сок поднимает на ноги слабых от болезней  людей, им промывают раны.
Вот такая у нас береза - настоящая природная  берегиня. 
Задание  № 5   (для группы № 3)
Вычеркните  все глухие  согласные и  получите важное высказывание о березе. Закончи свой рассказ именно им.
С Б К Е Т Р С Е З Ф Ш А –  Д Ш  Е Т Р Е В О     Ш Ж К И З Н С И.  _____________________________________________
Итоговое задание задачи. Создание реального «продукта», который можно представить публично и оценить.
IV этап – презентация результатов
Результат решения задачи.
Работа по группам над изготовлением «продукта» проектной задачи.
Изготовление композиции, панно  «Мой берёзовый край».
Дети, используя различные материалы по выбору, выполняют коллективную работу. По окончании – происходит презентация, где дети могут спеть песню, прочитать стихотворение и т.д. о берёзе.
Презентация «продукта»
Рефлексия – Заполнение в группах листов самооценки.
Итог
Подводя итоги, можно сказать, что с древних времён берёза была и есть одно из любимых деревьев в России, о котором сложено много песен, стихов. Глядя на картины художников создаётся настроение восторга, любви и бережного отношения к родной природе. Сегодня мы ещё раз убедились, какую пользу приносит нам это дерево. 
Нет больше такого дерева, которое бы природа создала специально для человека, и нет такого дерева, которое отдавало бы всё себя до капельки человеку.
Любят в России белоствольную берёзку. Так и хочется сказать:
БЕРЁЗКА, СОЛНЦЕ И РОССИЯ ЖИВУТ И БУДУТ ЖИТЬ ВЕЧНО!
Без берёзы не мыслю России,-
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы – вся Русь рождена.