Конспект внеурочного занятия по изо по теме Символ России — русская матрешка


Конспект открытого внеурочного занятия в 3 «Б» классе по теме «Символ России. Русская матрешка».
УУД:
Познавательные: Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки. Расширить представления детей о стране, в которой живут, о родном городе .
Регулятивные: Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России, творческие способности, фантазию, наблюдательность.
Личностные: Воспитывать у детей любовь к родному краю, к своей Родине, а так же эстетический и художественный вкус.
Оборудование: для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт матрешки, кисти, краски (гуашь), баночка, тряпочка.
Для учителя: презентация «Русская матрёшка», видеофильмы с песнями о России.
Наглядный материал
Презентация «Русская матрёшка».
Видеофильмы с песнями о России.
Шаблоны матрешек.
План урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели занятия.
Беседа о Родине, геральдике России.
Изучение теоретического материала по плану:
У матрешки дед-японец.
Матрешка - обобщенный образ русской красавицы.
Матрешка – символ русского народного искусства
Традиционные русские матрешки и их отличительные особенности.
Современные авторские матрешки.
Самостоятельная работа по росписи русской матрешки..
Подведение итогов.
Ход занятия.
Организационный момент.
Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятиях нашего кружка. Надеюсь, что настроение у вас отличное, и вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь.
3.Беседа о Родине, геральдике России.
Просмотр видеофильма с песней «Россия»
- О чем эта песня?
- Что представляете вы, когда слышите это слово: РОССИЯ?
2. Чтение отрывка из стихотворения И.С.Никитина:
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
- Как вы думаете, как назвал свое стихотворение поэт Иван Саввич Никитин?
- Это стихотворение названо автором «Русь».
Послушайте его продолжение:
И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
- Почему поэт называет Русь матерью?
3. - Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
«Одна у человека мать, одна у него и Родина».
«Нет в мире краше Родины нашей».
«Всякому мила своя Родина».
«Везде хорошо, но милее Родины нет».
«На чужой стороне и весна не красна».
«Родная сторона – мать, чужая – мачеха».
- Родина у каждого человека, как и мать, – одна.
- Как же каждый человек из нас должен относиться к Родине?
- Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы.
4. Беседа о геральдике России
ГЕРБ

- Почему орел?
Это символ непобедимости и силы.
- Но почему у орла две головы?
Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – эмблема власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава». Скипетр – символ власти, держава – символ могущества страны.
ФЛАГ

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ее.
Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны
Каждый гражданин должен знать символы своей Родины, гордиться ими, гордиться своей Родиной, быть ее патриотом. Сила каждого государства – в патриотическом духе его народа. Вы тоже являетесь маленькими гражданами нашей Родины.
4.Изучение теоретического материала.
А что мы можем назвать символами России?
- Чтобы узнать, что мы будем делать сегодня, ребята, отгадайте загадку.
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а в нутрии она пуста,
Разнимается она на две половинки
В ней живет еще одна кукла в серединке
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).

- да мы сегодня поговорим о матрешке, о возникновении и видах русской матрешки, узнаем об особенностях изготовления и этапах росписи матрешки и выполним авторские матрешки.
А о том, как появилась эта всем известная сейчас игрушка, нам расскажет первая группа:
Беседа о возникновении матрешки.
- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?
- А на самом деле было так:
По легенде, на японском о. Хонсю обосновался беглый русский монах, который соединил восточную философию с детской игрушкой.
Он вырезал фигурку буддийского божества счастья и долголетия Фукурума – дза, у которого голова вытянулась вверх от многочисленных раздумий.
Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких кукол насчитывалась 5
Правдива эта история или нет, однако доподлинно известно, что разъемные фигурки Фукурумы, и еще одного буддийского святого – Дарумы – Японии были распространены очень широко.

В конце 19 века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов с о.Хонсю кто-то привез японскую точенную фигурку буддийского святого Фукуруму.
Предполагается, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание оригинальной игрушки. Ее стала выпускать мастерская – магазин «Детское воспитание» Мамонтовых в Москве, где 1898 года работал токарь Василий Звездочкин. Василий Звездочкин на токарном станке выточил свою первую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, в переднике, с черным петухом в руке.
Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, отличались друг от друга, а последняя изображала спеленатого младенца.
Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде.
Я: - На Парижской всемирной выставке 1900 года деревянные расписные девушки с семьей получили медаль и всемирное признание.
Матрешка – обобщающий образ русской красавицы.
Условны форма игрушки, изображение лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.
4.3. Матрешка – символ русского народного искусства.
- Знаменитая русская матрешка в этом году будет отмечать 116 лет с начала массового кустарного изготовления.
За этот небольшой период матрешка стала одним из символов русского искусства.
В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек.
Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в г.Семенове, в селах Полховский Майдан и Крутец.
Традиционные русские матрешки и их отличительные особенности.
Первые русские матрешки были созданы в Сергиевом Посаде, как забава для детей, которые помогали усвоению понятия формы, цвета, количества и размера. Спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрешки практически весь Сергиев Пасад делал этих обаятельных куколок. Матрешка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: плавно ровно круглится форма матрешки, медленно перетекает из одного объема в другой. Роспись гуашью с черной графической наводкой и лаковое покрытие. Она наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы.
Полхов – Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложиться темно-зеленый, а синий - с желтым. Все объединяет черный контур.
Семеновская матрешка из г.Семенова, горьковской области. Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку их Загорска, но украшать её стали по-своему. Сочетание желтых, зелёных, фиолетовых, красных красителей дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Черные на пробор волосы обрамляют овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды, листья собраны в разнообразные букеты. Основной цвет в росписи – красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме.
Современные авторские матрешки.
В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка, выполненная художником – индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду.

Фантазии современных художников нет границ. Матрешки - девушки, женщины с корзинками фруктов, самоварами , различными ковшами и кувшинами. Предметы, которые матрешки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты.
Я: Совершенно новым явлением в росписи русской матрешки является так называемая политическая матрешка, которая представляет целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей.
К типу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образы популярных артистов и спортсменов.
Русская расписная матрешка представляет собой уникальное явление в современной мировой культуре. Недаром она привлекает внимание любителей и коллекционеров изобразительного искусства, как в нашей стране и за рубежом.
Как у всякого большого культурного явления у матрешек есть свои музеи: первый Московский – открылся в 2001 году, нижегородский – 2004 г.
Самостоятельная работа по росписи русской матрешки..
Сегодня мы с вами будем расписывать матрешек. Какая это будет матрешка – решать вам. Главное, чтобы она была яркой, красивой, нарядной!
Дети расписывают шаблоны, находящиеся у них на столах, затем оформляют на листе ватмана березку и наклеивают матрешек вокруг нее.
Посмотрите, какие красивые у вас получились матрешки! И как дружно они стоят в хороводе. Как вы думаете, что символизирует хоровод? (Единство, дружбу, поддержку друг другу).
Давайте и мы с вами встанем в хоровод и пригласим в него наших гостей. (Дети встают в хоровод с гостями).
А какая самая известная хороводная песня? («Во поле березка стояла»).
Ну что ж, давайте все вместе закружим в хороводе.
Дети и гости исполняют песню «Во поле березка стояла», двигаясь в хороводе.
Давайте всегда жить в мире друг с другом, любить свою Родину, и, конечно же, друг друга!