Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка
"Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка"
(из опыта работы)
Гиззатулина Наталья Ивановна,
Воспитатель,
МБДОУ детский сад № 4 р.п.Переяславка
Содержание:
Введение (актуальность проблемы)
Работа по развитию мелкой моторики рук в инновационном режиме
физкультминутки, как элемент двигательной активности;
игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов - потешек;
упражнения без речевого сопровождения;
пальчиковые игры с речевым сопровождением.
Заключение.
Литература
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет:
"Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев. Таким образом, " есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга".
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал: "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры г.м. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовлю к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Работа по развитию мелкой моторики рук.Для совершенствования ручной моторики помогают физические упражнения и игры. Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это— начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.
Начинать нужно с простых упражнений. Показав упражнение 2 раза, предложить затем ребенку выполнить его только по команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.
«Руки в стороны». Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию.
«Руки вперед». Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой.
«Руки наверх». Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой. Необходимо следить, чтобы в плечах и в руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.
Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки, "как веревочки".
Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев. Потом ослабить напряжение: плечи опускаются, локти, кисти, пальцы слегка сгибаются.
Предлагая ребенку выполнять различные упражнения для рук, нужно постепенно усложнять их. Пусть он при этом исполняет различные "роли".
"Петрушка"
Слегка наклонившись. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.
"Маятник"
Слегка наклонившись. Руки — вниз, перед собой; раскачиваются параллельно вправо — влево.
"Балерина"
Стоя. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носки. Взмах кистями рук.
Очень полезны игры и упражнения с мячом:
перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку;
подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной;
подбрасывание мяча на разную высоту и ловля его после дополнительных движений. Развитию силы кистей рук способствуют упражнения с кистевым экспандером, а также физические упражнения, основанные на хватательных движениях. Более сложным является отжимание от гимнастической скамейки или пола на пальцах рук, подтягивание на перекладине.
Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании и расстёгивании пуговиц, молний, кнопок, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т.п. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения, игрушек и т.д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.
Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек, плетение, макраме, вышивание, вязание, выжигание. Всё это - эффективные пути для подготовки руки ребёнка к письму. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
Одно из направлений - это игры со счетными палочками, спичками. В этих играх со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале дети знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. Помимо подготовки руки к письму штриховка способствует развитию глазомера - формирование умения видеть контуры фигур, при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.
Кроме всего перечисленного, используем различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Все виды заданий проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.
Пальчиковые игры и упражнения.Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. В системе коррекционновоспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи необходимо уделять большое внимание формированию тонких движений пальцев. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук, как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы,
необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Работу по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи я провожу систематически, уделяя ей по 5-7минут ежедневно.
Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей у нас включаются не только в логопедические занятия, но и в занятия воспитателей. Они проводятся также в часы, отведённые для игр, и во время прогулок.
Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаются в индивидуальные занятия, где ребёнок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Она включает в себя массаж кистей рук и упражнения. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов - потешек. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
«Сорока»
Сорока-белобока Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
«Моя семья»
Этот пальчик дедушка, Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик бабушка, Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик папочка, Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик мамочка, Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений рук я использую разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
«Слоненок»- (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу.
«Оса»- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»),
«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз. «Деревья»- поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
«Очки»- образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.Также я использую пальчиковые игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры с речевым сопровождением - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз". Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Вот несколько примеров пальчиковых игр, которые я разучиваю с детьми.
Дерево
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу.
Пальцы растопырены и подняты вверх.
Шевелить кистями и пальцами.
Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются;
средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Собака
У собачки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе.
Мизинец попеременно опускается и поднимается.
Кошка
А у кошки ушки Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать Мышь в ее норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
"Пальчиковые" игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.
Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.
Работая над развитием мелкой моторики рук у детей я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе. Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.
Литература:Антакова-Фомина JI.B. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. - В кн.: Тезисы докладов XXIV-го Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1974г.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М., Просвещение , 1977г.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга.- М., Педагогика, 1973г.
Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп.- М., Советская Россия, 1979 г.
Бабаева Н. У школьного порога. М., 1992г.
Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, Академия развития, 1997 г.
Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, Академия развития, 1998 г.
Краузе Е.Н. Логопедия. - Санкт-Петербург, Корона принт, 2003
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.,2000 г.
Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань, 1996 г.