УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ В 7-ОМ КЛАССЕ Вязание на спицах. Материалы и инструменты для вязания.

Урок по технологии в 7-ом классе.
ТЕМА: Вязание на спицах. Материалы и инструменты для вязания. (продолжительность занятия – 90 минут)

УЧЕБНИК: Технология: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. И. А. Сасовой.

ТИП УРОКА: Комбинированный.
1 урок - урок изучения нового материала
2 урок - урок формирования умений и навыков.
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающие:
формирование понятия «ручное вязание»;
знакомство с основными видами ручного вязания;
знакомство с различными материалами и инструментами при вязании на спицах;
формирование практических умений по подбору спиц и пряжи для вязания;
обучение первоначальным приемам вязания;
обучение способам поиска и пользования любыми источниками информации, в том числе и Интернет ресурсами.
Развивающие:
овладение основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить выделять главное, анализировать, сравнивать, исследовать, делать выводы по теме);
развитие информационной культуры;
расширение кругозора;
формирование интереса учащихся к рукоделию.

Воспитывающие:
воспитание культуры поведения;
воспитание навыков работы в парах, в группе, терпимости к мнению одноклассников;
воспитание чувства долга и взаимопомощи.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
словесные (рассказ, объяснение, беседа, инструктаж);
наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий, исследовательские работы учащихся – сообщения, инструкционные карты, памятки по ТБ);
практические (поисковая работа в сети Интернет, упражнения по закреплению знаний, практическая работа).

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ:
беседа с элементами семинара;
индивидуальная работа;
групповая работа;
практические занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ:
компьютер;
мультимедиапроектор;
экран;
CD – RW с электронной презентацией «Вязание на спицах»;
ножницы;
спицы.

программное обеспечение урока:
Microsoft Power Point
Internet Explorer

образовательные рессурсы интернет:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Наглядность:
электронная презентация «Вязание на спицах»;
исследовательские работы учащихся:
«Из истории вязания»
«Бабушка расскажи(виды спиц)»;
разнообразие спиц;
разнообразие пряжи;
журналы по вязанию;
памятка по ТБ при вязании на спицах;
инструкционные карты;
образцы вязанных изделий.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
Учащимся подготовить мини – сообщения для семинара по результатам исследования по следующим вопросам:
«Из истории вязания»:
Египетские гробницы;
Вязание в Европе;
Развитие вязания на спицах в России;
Оренбургский пуховый платок.
«Бабушка расскажи(виды спиц)»:
спицы прошлого века;
назначение каждого вида спиц.



СТРУКТУРА УРОКА:


п/п
Этап урока
Приемы и методы
Время, мин.

1.
Организационный момент.
Беседа.
2



2.



Изложение нового материала.

Объяснение.
Семинар - сообщения учащихся по проведённым исследованиям «Из истории вязания».
Беседа (обращение к учащимся по проведённым исследованиям ««Бабушка расскажи(виды спиц)»).
Использование наглядности (показ слайдов).
Поисковая работа в сети Интернет с последующей записью в тетради.

30

3.


Практическая работа учащихся.



Инструктаж по ТБ (памятка по ТБ).
Использование наглядности (образцы вязаных изделий, слайды презентации, инструкционные карты).
Обсуждение в группах, работа в группах, индивидуальная работа.
Практика.
Физкультминутка.
Контроль за выполнением работы.

45


4.

Закрепление изученного материала.
Опрос.
Рефлексия.
5


5.

Оценка знаний и умений.
Самооценка.
Взаимооценка.
3


6.

Домашнее задание.
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
5



Ход урока
1. Организационный момент
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу.
Тема сегодняшнего урока «Вязание на спицах. Материалы и инструменты для вязания».
Цель нашего урока, как вы уже поняли, проводя исследования при подготовке к уроку, не только овладеть навыками одного из видов ручного вязания – вязанию на спицах, но и узнать историю вязания, познакомиться с инструментами для вязания и видами пряжи, применяемую для вязания на спицах.
На экране высвечивается тема урока (слайд 1- Приложение 1).

2. Изложение нового материала.
В настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.
Идет просмотр журналов по вязанию (слайд 2).
Сообщение исторических сведений.
Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет (слайд 3).
Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все-таки некоторые свидетельства этого искусства дошли до нас в виде изображений. При сегодняшней моде на ручной трикотаж и огромном разнообразии пряжи, оригинальной как по фактуре, так и по цветам, ручное вязание находит все больше поклонников и становится одним из самых популярных хобби в мире, вдобавок, вязание – отличный отдых за работой.
Учащиеся выступают по подготовленным ими мини – сообщениям по результатам исследования «Из истории вязания» по следующим вопросам:
Египетские гробницы;
Вязание в Европе;
Развитие вязания на спицах в России;
Оренбургский пуховый платок.
(Приложение 2)
Спицы.
Будет совершенно правильно, если наш разговор мы продолжим о главном инструменте, который применяют при изготовлении вязанных изделий – о спицах.
Проводится беседа с учащимися по проведённым исследованиям ««Бабушка расскажи(виды спиц)»:
спицы прошлого века;
назначение каждого вида спиц.
Спицы – это основной инструмент вязальщицы. Можно сказать, это продолжение ее рук. За несколько веков спицы не претерпели больших изменений во внешнем виде, но материалы для их изготовления стали намного разнообразнее (слайд 4).
Прямые спицы подходят для вязания деталей прямыми и обратными рядами. Благодаря тому, что спицы от конца сужаются, петли лежат на них свободно и легко провязываются. Ограничители препятствуют соскальзыванию петель, на них указана толщина спиц.
Набор из пяти спиц (чулочные) всегда состоит из 5 относительно коротких спиц (15 или 20 см), заостренных с обеих сторон. Они предназначены, например, для вязания чулок или варежек по кругу. Особенно хороши для этого спицы из бамбука. Они очень легкие и поэтому не выскальзывают из петель.
Круговые спицы - это две прочные спицы, соединенные гибкой леской различной длины. Короткими круговыми спицами вяжут, например, бейки горловины или воротники-гольф. Длинными спицами можно вязать по кругу целые модели.
Вспомогательные спицы или спицы для вязания "кос" используют для перекрещивания петель. Спицы для вязания "кос" имеют посередине небольшой изгиб, чтобы перекрещиваемые петли впереди или соответственно сзади полотна не соскальзывали.
Пряжа.
Качество вязаного изделия зависит от правильно подобранной пряжи. Пряжа должна соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т.д.
Как вы думаете, имеет ли значение, из каких ниток связано изделие, или за работу можно браться, имея под рукой любые нитки? Посмотрите эти изделия и ответьте мне.
(Демонстрация различных вязаных изделий)
Делаем вывод: вязать можно из любых ниток, но только очень важно определить, что лучше связать именно из этих.
Сегодня в мире вязаной моды существует огромное количество разнообразной пряжи. Для поиска информации о пряже для вязания мы воспользуемся компьютером. Выход в Интернет позволит нам найти данную информацию, не выходя за пределы школы.

Для этого необходимо:
включить компьютер;
загрузить программу Internet Explorer;
зайти на сайт
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
найти информацию о пряже для вязания.
Учащиеся проводят поиск информации с использованием компьютера (слайд 5) и делают запись в тетради (слайд 6).
Лен наиболее крепкая пряжа. Изделия изо льна легче впитывают влагу и легче сохнут, чем вязаные изделия из хлопка или шерсти. Лен не сжимается при высоких температурах и не садится. При жаркой и очень жаркой погоде изделия изо льна предпочтительнее хлопчатобумажным.
Хлопок. По прочности хлопчатобумажная пряжа уступает льняной или шелковой, но превосходит шерстяную. Хлопок сильно "садится", а также долго сохнет. Эффект согревания у хлопка достаточно низкий, но выше чем у льна. Поэтому изделия из хлопка можно носить при не сильно жарких и средних температурах.
Шелк. Шелковая нить хорошо держит тепло. На нем практически не образуются катышки. Он достаточно крепкий, не деформируется и прекрасно красится. Изделия из шелка хорошо поглощают влагу. Для вязания используют, в основном, смесовые виды шелковой пряжи. Такие как шелк и хлопок, шелк и синтетические нити, шелк и шерсть.
Шерсть. Лучше удерживает тепло. Не так быстро намокает во влажной среде, как хлопок, но мене прочная. К недостаткам шерстяной пряжи можно отнести ее сваливаемость и образование на ней катышков при трении. Следует учитывать при стирке изделий из шерсти и такую ее особенность, как растяжение (особенно в мокром виде).
Мохер. Очень часто мохером называю любую пушистую пряжу, но это не так. Существует "мохер" из синтетических нитей.  Оренбургские пуховые платки это и есть настоящий мохер. Стирают мохер очень аккуратно, чтобы не потерять его "пушистости".
Ангора. Ангорскую шерсть получают от кроликов ангорской породы. В чистом виде эта шерсть практически не используется. Во-первых, потому что достаточно дорога, и, во-вторых, потому что совершенно не эластична. Шерсть ангорского кролика очень пушистая, мягкая и теплая.
Для успешного вязания предлагаются еще и необходимые аксессуары (слайд 7).
Вязальная булавка похожа на большую английскую булавку. Ее используют для того, чтобы временно оставить петли, петли переносят на булавку и застегивают ее.
Цветные наконечники можно надеть на концы спиц, если приходится прервать работу или нужно временно оставить часть петель. Они препятствуют соскальзыванию петель.
Маркировочные кольца служат для того, чтобы пометить начало кругового ряда или определенные места в узоре.
Счетчик рядов можно надеть на спицы. У него есть маленький счетный механизм, который переводят вручную после каждого провязанного ряда. Таким образом, в любое время можно увидеть, какой ряд узора находится в работе.
Острые ножницы с заостренными концами необходимы для вязания так же, как и для любого другого вида рукоделия.
Непременным условием красивой вязки является правильный подбор спиц и нити (слайд 8). Толщина спицы должна быть в два раза больше толщины нити (запись в тетрадь).



Практическая работа учащихся.
А теперь приступаем к выполнению практического задания.
Организация рабочего места. Правила безопасной работы при вязании на спицах (каждой учащейся раздается памятка и прорабатывается - слайд 9 – приложение 3).
Рабочее место должно быть хорошо освещено
Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула
Концы спиц должны быть безопасными, иметь ограничения
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи. 
По окончании работы все инструменты убирать в рабочую коробку
Спицы переносить в защитном футляре
Вводный инструктаж.
Демонстрация приема набора петель учителем (слайд 10 и инструкционная карта – приложение 4).
Положение рук при вязании (слайд 11).
Основные петли (слайды 12, 13, 14 и инструкционная карта – приложение 5).
Запись в тетрадь основных правил вязания (слайд 15, 16, 17).
Приступаем к самостоятельной работе по выполнению набора петель с использованием инструкционной карты (приложение 4), помогаем друг другу.
Демонстрация приемов вязания основных петель – лицевой и изнаночной (слайды 12, 13, 14 и инструкционная карта – приложение 5).
Вспоминаем правила (слайд 15, 16, 17).
Выполнение учащимися образца вязания платочной вязи лицевыми петлями, используя инструкционную карту[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (слайды 12, 13, 14 и инструкционная карта – приложение 5).
В ходе практической работы проводится физкультминутка.

4. Закрепление изученного материала.
Опрос: (слайд 18).
Какие материалы и инструменты необходимы для ручного вязания?
Назовите основное правило подбора спиц.
Расскажите о правилах безопасной работы при вязании.
Рефлексия:
Добились ли мы целей, поставленных в начале урока?
Что нового вы узнали на уроке?
Где могут пригодиться эти знания?
Знания каких школьных предметов вы использовали при подготовке к уроку и на уроке?

Оценка знаний и умений
Учащиеся самостоятельно оценивают свои работы (самооценка).
Учащиеся оценивают работу соседа (взаимооценка).
Учитель подводит итоги практической работы:
все ли задания выполнены;
разобрать ошибки;
выставить оценки, аргументируя их.
Проводиться уборка рабочих мест: дежурные собирают и сдают учителю инструменты, приспособления и наводят чистоту.



Домашнее задание.:
Продолжить вязание образца платочной вязи: выполнение учащимися образца вязания платочной вязи изнаночными петлями, используя инструкционную карту[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (инструкционные карты раздать учащимся).



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Презентация на диске:

Слайд 1 Слайд 2












Слайд 3 Слайд 4












Слайд 5 Слайд 6















Слайд 7 Слайд 8













Слайд 9 Слайд 10













Слайд 11 Слайд 12


















Слайд 13 Слайд 14













Слайд 15 Слайд 16














Слайд 17 Слайд 18


Приложение 2.
Исследовательские работы учащихся
(мини – сообщения).
Египетские гробницы

В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, надевающей носки.
Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э.
Детские чулки III-IVв. н.э. найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму обуви, сандалий с ремешком после большого пальца. У древних египтян при изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на варежках.
В IX-XI веках искусные вязальщицы стали наносить тексты на носки.
Самыми искусными вязальщиками в древности считались арабы. Сложные многоцветные узоры они придумывали уже 2 тысячи лет назад.

Вязание в Европе
В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки.
Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор - вязаный берет.
Появились целые вязальные цеха.
В 1589 году помощник приходского священника Вильям Ли изобрел вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились изделия, изготовленные вручную.
В конце XVIII в. во Франции была изобретена круглая вязальная машина.



Развитие вязания на спицах в России


В России с давних времен крестьянки вязали чулки, носки, и варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветными.
В некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались орнаментами.
В городе Арзамасе Нижегородской губернии с конца XIX до начала XX в. было распространено вязание сапожек, украшенных цветочными мотивами.
В сочетании оригинальных узоров и цветовых комбинаций, применяемых в вязаных изделиях, проявлялась богатая творческая фантазия русского народа.





Оренбургский пуховый платок

Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в XVIII в.
Здесь изготавливают платки двух видов: плотные, пушистые из серого пуха и тонкие, ажурные - из белого.
Последние неизменно вызывают восхищение красотой узоров, легкостью и высочайшим мастерством исполнения.
Такой платок размером 2 х 2 м весит всего 70 г.
Искусство вязания оренбургских пуховых платков передается из поколения в поколение.

Приложение 3.

Правила безопасной работы
при вязании на спицах.
Рабочее место должно быть хорошо освещено.
Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
Концы спиц должны быть безопасными, иметь ограничения.
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи. 
По окончании работы все инструменты убирать в рабочую коробку.
Спицы переносить в защитном футляре.
(распечатать каждой ученице)
Приложение 4.
Инструкционно - технологическая карта
«Набор петель»
1.

Петли набирают на две сложенные вместе спицы.
Отматывают нить, длина которой втрое превышает ширину будущего изделия.
Клубок нити находится внизу, руки согнуты в локтях, рабочий конец нити зажат на ладони левой руки, нить проходит по указательному пальцу и петлей обвивает большой палец.


2.

Концы спиц вводят в петлю на большом пальце, захватывают нить, лежащую на указательном пальце, и вытягивают ее в петлю на большом пальце.



3.
Провязанную петлю с большого пальца снимают и затягивают ее большим и указательным пальцами левой руки.
Так получается первая петля.


4.

Вторую и последующие петли набирают в таком же порядке.
Вводят спицы в петлю на большом пальце левой руки снизу (рис.1) и подхватывают нить с указательного пальца (рис.2)

Рис.1 Рис.2


5.

Провязанную петлю снимают с большого пальца левой руки и затягивают большим и указательным пальцами.
Закончив набор нужного количества петель, одну из спиц вынимают и приступают к провязыванию первого ряда.





Приложение 5.

Инструкционно - технологическая карта
«Вязание лицевых и изнаночных петель»

Лицевая петля


При вязании лицевых петель нить всегда находится за работой.
Правую спицу движением от себя слева направо ввести в петлю на левой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], захватить рабочую нить в направлении стрелки и вытянуть петлю на лицевую сторону работы.
В результате новая петля окажется на правой спице.
Оставшуюся на левой спице петлю предыдущего ряда сбросить.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Изнаночная петля


При вязании изнаночных петель нить всегда находится перед работой.
Правую спицу движением на себя справа налево ввести в петлю на левой спице, захватить рабочую нить в направлении стрелки и вытянуть петлю на изнаночную сторону работы.
В результате новая петля окажется на правой спице.
Оставшуюся на левой спице петлю предыдущего ряда сбросить.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




Заголовок 115