Образовательная программа + КТП по ОБЖ 6 класс


«Рассмотрено»
на заседании МО
протокол № от «___»______________2015г
Руководитель МО
_____________Н.А.Насонова«Согласовано»Заместитель директора
школы-интерната по У ВР
_________/О.В. Крестьянова/
«__»_____________2015г «Утверждаю»
Диреатор школы-интерната
__________И.А.ОгородниковаПриказ №_____ от«____»______________2015г.
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Салемальская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Составитель:
Преподаватель – организатор ОБЖ
высшей категории
Асулханов Юрий Михайлович
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) 6 класса МКУОШИ «Салемальская школа – интернат среднего /полного/ общего образования составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ ).
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897).
Примерной программы по ОБЖ для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта. (Примерные программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. -40 с. – (стандарты второго поколения).
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.
Основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения МКУОШИ «Салемальская ШИС(П)ОО» (приказ от__________, №_____).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта:
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /А.Г.Маслов, Марков В. В. Латчук В. Н, Кузнецов М. И., под редакцией В.Н.Латчука — М.: Дрофа, 2013.
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: методическое пособие. /Латчук В. Н. Марков В. В. — М.: Дрофа, 2012.
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: тетрадь для оценки качества знаний. /Латчук В. Н., Миронов С. К. — М.: Дрофа, 2015.
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: рабочая тетрадь ученика. / Латчук В. Н., Миронов С. К., Бурдакова Т — М.: Дрофа, 2015.
Математика 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин – Изд. 5-е. – М.: Просвещение, 2011,
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен с преемственностью целей образования, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся, и опираются на умения и навыки учащихся, полученные на уроках «окружающий мир» 1 – 4 классов: на знании учащимися основных правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Новизна программы
Новизна данной программы определяется тем, что в основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно подкорректировать её; информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: участие в конкурсах, олимпиадах, творческие проекты.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы - интерната в форме годовых контрольных работ
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Курс предназначен для:
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
Формы  обучения учащихся на уроке: общеклассная,  групповая, парная, индивидуальная;
Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:• формирование у учащихся  современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;• формирование индивидуальной системы  здорового образа жизни;• воспитание антитеррористического  поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Место предмета в учебном плане школы – интерната
Согласно учебному плану школы, ОБЖ изучается в 6, 8, классах основной школы по одному часу в неделю и в 9 классе 0,5 часа в неделю. Рабочая учебная программа по ОБЖ для 6 класса рассчитана на 35 часов (33 - теория, 2 - практика).
Тематическое планирование
№ п/п Наименование разделов и тем ЦОР, ЭОР, оборудование Количество часов
Авторская программа Рабочая программа
РАЗДЕЛ I. Основы безопасности личности, общества и государства.
22
ГЛАВА I. Экстремальные ситуации в природных условиях.
16
1 Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях.
презентация 1
2 Факторы и стрессоры выживания в природных условиях.
Информ.ресурс1
3 Психологические основы выживания в природных условиях.
Информ.ресурс1
4 Страх-главный психологический враг.
Информ.ресурс1
5 Подготовка к походу и поведение в природных условиях
презентация 1
6 Надежные одежда и обувь - важное условие безопасности
презентация 1
7 Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях.
презентация 1
8 Действия при потере ориентировки.
Презентация, компас 1
9 Способы ориентирования и определение направления движения.
Информ. Ресурс, компас 1
10 Техника движения в природных условиях.
Информ.ресурс1
11 Сооружение временного жилища, добывание и использования огня.
презентация 1
12 Обеспечение питанием и водой.
презентация 1
13 Поиск и приготовление пищи.
презентация 1
14 Особенности лыжных, водных и велосипедных походов.
презентация 1
15 Безопасность на водоемах.
презентация 1
16 Сигналы бедствия.
презентация 1
ГЛАВА II. Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме.
2
17 Факторы, влияющие за безопасность во внутреннем и выездном туризме.
Информ.ресурс1
18 Акклиматизация в различных природно - климатических условиях.
Информ.ресурс1
ГЛАВА III. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
4
19 Коллективные и индивидуальные средства защиты.
Информ.ресурс1
20 Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств.
презентация 1
21 Взрывы в местах массового скопления людей.
презентация 1
22 Контрольная работа
Информ.ресурс1
РАЗДЕЛ II. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни.
13
ГЛАВА IV. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
9
23 Средства оказания первой помощи.
презентация 1
24 Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей.
презентация 1
25 Первая помощь при ожогах.
презентация 1
26 Тепловой и солнечный удар.
презентация 1
27 Обморожение и общее охлаждение организма.
презентация 1
28 Беда на воде.
презентация 1
29 Закрытые травмы.
презентация 1
30 Способы переноски пострадавших.
презентация 1
31 Проверочная работа
Информ.ресурс1
ГЛАВА V. Основы здорового образа жизни.
4
32 Правильное питание - основа здорового образа жизни.
Информ.ресурс1
33 Значение белков, жиров и углеводов в питании человека.
Информ.ресурс1
34 Гигиена и культура питания.
Информ.ресурс1
35 Особенности подросткового возраста.
Информ.ресурс1

Содержание программы
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. (22ч)
Опасные ситуации, возникающие в природе, их причины. Психологические основы выживания при автономном существовании. Психическое состояние человека при выживании в природных условиях. Преодоление страха и стрессового состояния. Автономное существование человека в природе. Возможные причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (аварии транспортного средства в малонаселенной местности; заблудились в лесу, горах, степи; отстали от группы в турпоходе и др.). Выживание в природных условиях. Надежная одежда и обувь. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на местности, выход к линейным ориентирам и населенным пунктам. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоемов. Особенности состояния водоемов в разное время года. Опасность водоемов зимой. Тонкий лед и опасность передвижения по льду. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Способы переправы через реку (переход вброд, преодоление вплавь, преодоление рек с быстрым течением), преодоление трясин и болот. Оборудование временного жилища, укрытия. Способы добывания огня, обогрев временного жилища. Обеспечение водой и питанием. Поиск и приготовление пищи. Съедобные растения, ягоды, грибы, орехи. Сигналы бедствия. Смена климатогеографических условий. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Акклиматизация, общие понятия и определения. Акклиматизация к условиям жаркого климата, условиям горной местности, к условиям Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий. Отработка навыков для выполнения однодневного туристического похода (определение сторон горизонта, движение по азимуту, ориентирование на местности, разбивка лагеря, разведение костра, обеспечение водой, приготовление пищи и др.). Ознакомление со съедобными и лекарственными растениями.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3ч)
Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания. Их использование. Ознакомление с защитными сооружениями гражданской обороны, порядком их использования. Обучение способам оповещения населения о чрезвычайных ситуациях военного времени в городах, населенных пунктах и на промышленных предприятиях.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (9ч)
Характеристика различных видов травм и ушибов, повреждений и вызывающие их причины. Правила и способы оказания первой медицинской помощи пострадавшему.
Правила и способы транспортировки пострадавших.
Первая медицинская помощь при укусах змей, пищевой и других видах аллергии. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Первая медицинская помощь при утоплении. Отработка навыков оказания помощи пострадавшему при утоплении, тепловом и солнечном ударе, отморожении.
Медицинская аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Правила приема лекарственных веществ. Использование природных лекарственных средств. Основы здорового образа жизни (4ч)
Рациональное питание. Недоедание. Нарушение правил личной гигиены.
Половое просвещение учащихся и его роль в формировании здоровья. Изменения в организме, происходящие при половом созревании. Факторы, формирующие репродуктивное здоровье. Знания о взаимоотношении полов.
Поведение в период полового созревания.
Закрепление практических навыков по пройденным темам (2ч)
Планируемые образовательные результаты обучающихся Личностные результаты обучения:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными  результатами обучения  курса «Основы безопасности жизнедеятельности  является (УУД).Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Должны:
Знать/понимать:
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Учебно – методическое и материально- техническое обеспечение
Учебно-методическая литература
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Маслов А.Г., Марков В. В. Латчук В. Н, Кузнецов М. И. под редакцией В.Н.Латчука — М.: Дрофа, 2013.
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: методическое пособие. /Латчук В. Н. Марков В. В. — М.: Дрофа, 2013.
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: тетрадь для оценки качества знаний. /Латчук В. Н., Миронов С. К. — М.: Дрофа, 2013.
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: рабочая тетрадь ученика. / Латчук В. Н., Миронов С. К., Бурдакова Т — М.: Дрофа, 2015.
Латчук В. Н., Миронов С. К., Вангородский С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы: программы. — М.: Дрофа.
Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—11 классы: тематическое планирование. — М.: Дрофа.
Фролов М. П. Безопасное поведение на дорогах. 5—10 классы: программы дополнительного образования. — М.: Дрофа.
Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Михайлов А. А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5—9 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
Вольхин С. Н., Ляшко В. Г., Снегирев А. В., Щербаков В. А. Основы защиты от терроризма: учебное пособие. — М.: Дрофа.
Справочные пособия
Акимов В. А., Дурнее Р. А., Миронов С. К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5—11 классы. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность при террористических актах. — М.: Дрофа.
Электронные учебные пособия
Основы безопасности жизнедеятельности. 5–9 классы: электронное пособие. - М.: Дрофа.
Стационарные наглядные пособия
Таблицы по основам безопасности жизнедеятельности (М.: Дрофа)
– Личная гигиена.
– Инфекционные заболевания.
Таблицы по правилам пожарной безопасности (М.: Дрофа)
– Классификация пожаров.
– Причины пожаров в жилых и общественных зданиях.
– Признаки и поражающие факторы пожара.
– Правила поведения при пожаре в доме (квартире).
– Правила поведения при пожаре в общеобразовательном учреждении.
– Как выйти из задымленного помещения.
– Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру (помещение).
– Правила поведения при загорании телевизора.
– Правила поведения при загорании новогодней елки.
– Помощь человеку, на котором загорелась одежда.
– Первая медицинская помощь при термических ожогах.
– Первичные средства пожаротушения (огнетушители).
– Первичные средства пожаротушения (внутренний пожарный кран).
Таблицы по защите от терроризма (М.: Дрофа)
– Классификация терроризма.
– Взрывоопасные предметы.
– Безопасные расстояния до взрывоопасных предметов.
– Особенности поведения и одежды террориста-смертника.
– Правила безопасного поведения при угрозе взрыва.
– Как действовать, попав после взрыва в завал.
– Как действовать, попав под обстрел.
– Как действовать, попав в заложники.
– Действия при получении угрозы.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по основным темам и разделам курса ОБЖ в основной школе.
Слайды (диапозитивы) по тематике курса ОБЖ.
Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер с пакетом программ и пособий по курсу ОБЖ.
Принтер лазерный.
Телевизор с универсальной подставкой.
Мультимедиапроектор.
Экран навесной.
Учебно-практическое оборудование
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
Бинты марлевые.
Вата гигроскопическая нестерильная.
Вата компрессная.
Жгуты кровоостанавливающие.
Индивидуальные перевязочные пакеты.
Косынки перевязочные.
Ножницы для перевязочного материала (прямые).
Повязки малые стерильные.
Повязки большие стерильные.
Шинный материал (плотные куски картона, рейки и т. п.) длиной от 0,7 до 1,5 м.
Противогазы.
Фильтрующие и изолирующие средства защиты кожи.
Респираторы.
Носилки санитарные.
Противопыльные тканевые маски.
Ватно-марлевые повязки.
Тренажеры для оказания первой помощи.
Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в 6 классе
№ п/п Тип урока/ Тема
урока Основные виды учебной деятельности Универсальные учебные
действия Страница Домашнее задание Дата/ корректировка
ГЛАВА I. Экстремальные ситуации в природных условиях. 16 часов
1 Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях. Умение различать экстремальные и чрезвычайные ситуации, уметь объяснять причины попадания людей в ситуации автономного существования Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Умение информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс. стр.
6-11 §1
в учебнике и рабочей тетради 2 Факторы и стрессоры выживания в природных условиях.
Различие между факторами и стрессорами выживания, влияющих на человека в условиях природной среды. Знать основные причины возникновения стрессовых ситуаций в природе, знать полезные и вредные для выживания факторы. Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; умение информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс. стр.
11-16 §2
в учебнике и рабочей тетради 3 Психологические основы выживания в природных условиях.
иметь представление о психических познавательных процессах (внимание, ощущения, восприятие, память и мышление, речь и воображение), благодаря которым человек способен выживать в окружающем нас мире вообще и в чрезвычайных ситуациях в частности.
Знать причины появления страха. Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; умение ин-формировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс. Учиться выявлять и предвидеть опасности стр.
16-26 §3
в учебнике и рабочей тетради 4 Страх-главный психологический враг. беседа о психических познавательных процессах (внимание, ощущения, восприятие, память и мышление, речь и воображение), благодаря которым человек способен выживать в мире вообще и в чрезвычайных ситуациях.
различать психические познавательные процессы и упражнения для их тренировки. тренировать свои познавательные процессы. Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; Учиться выявлять и предвидеть опасности. Знание правил безопасного поведения на улице, дома, в общественных местах. стр.
26-30 §4
в учебнике и рабочей тетради 5 Подготовка к походу и поведение в природных условиях. укреплять представление о психических познавательных процессах, благодаря которым человек способен выживать в окружающем нас мире вообще и в чрезвычайных ситуациях в частности.
Различать психические познавательные процессы и упражнения для их тренировки.
Уметь тренировать свои познавательные процессы. Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления. Умение применять полученные теоретические знания на практике, принимать обоснованные решения и выработать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Умение анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни, причины их возникновения. стр.
30-40 §5
в учебнике и рабочей тетради
6 Надежные одежда и обувь - важное условие безопасности. разработать требования, предъявляемые к одежде и обуви для нахождения на природе. Знать правила ухода за обувью и одеждой в походе.
Уметь подбирать для себя одежду и обувь для похода, согласно требованиям. Умение применять полученные теоретические знания на практике, принимать обоснованные решения и выработать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Умение анализировать. Учиться выявлять и предвидеть опасности. Изучать причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения. Осваивать правила безопасного поведения на дорогах.
стр.
40-45
§6
в учебнике и рабочей тетради 7 Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях.
запомнить основные правилах безопасного поведения при выживании в экстремальных ситуациях на природе.Определить порядок действий в случае аварии транспортных средств и при стихийных бедствиях, после выхода в безопасную зону и при принятии решения остаться на месте. Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внутренних угроз. Учиться выявлять и предвидеть опасности. стр.
45-51 §7
в учебнике и рабочей тетради 8 Действия при потере ориентировки. Учиться определять способы и правила определения направления выхода в ситуации, когда человек заблудился или отстал от группы.
Знать способы определения расстояния и направления выхода Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних угроз. Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления. Учиться выявлять и предвидеть опасности. Анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни, причины их возникновения. стр.
51-61 §8
в учебнике и рабочей тетради

9 Техника движения в природных условиях. Рассмотреть способы ориентирования на местности в разные времена года. Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Умение информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс. стр.
62-71 §9
в учебнике и рабочей тетради 10 Способы ориентирования и определение направления движения. Изучить технику движения на маршруте, в т.ч. по горной местности и при преодолении водных преград.
Изучить опасности водоёмов зимой.
Владеть навыками движения по азимуту; Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внутренних угроз. Учиться выявлять и предвидеть опасности. стр.
71-79 §10
в учебнике и рабочей тетради 11 Сооружение временного жилища, добывание и использования огня.
Беседа об основных видах и правилах сооружения временных жилищ и укрытий.
Определение способов разведения и добычи огня, виды костров. Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; умение информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс. Учиться выявлять и предвидеть опасности стр.
79-94 §11
в учебнике и рабочей тетради 12 Обеспечение питанием и водой.
Изучение способов обеспечения водой и питанием в условиях автономного существования, значения пищи и воды для организма, способы их добывания. Знакомство со способами очистки воды, съедобными растениями. Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; умение информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс. Учиться выявлять и предвидеть опасности стр.
94-100 §12
в учебнике и рабочей тетради 13 Поиск и приготовление пищи.
Изучение способов обеспечения водой и питанием в условиях автономного существования, значения пищи и воды для организма, способы их добывания. Знакомство со способами очистки воды, съедобными растениями. Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; умение информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс. Учиться выявлять и предвидеть опасности стр.
100-105 §11
в учебнике и рабочей тетради 14 Особенности лыжных, водных и велосипедных походов. Изучение техники и правил движения на лыжах, велосипедах и лодках. Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; Учиться выявлять и предвидеть опасности. Знание правил безопасного поведения на улице, дома, в общественных местах. стр.
105-110 §14
в учебнике и рабочей тетради 15 Безопасность на водоемах. Изучение правил безопасного поведения на воде Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием раз-личных источников и новых информационных технологий; Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних угроз. Умение пользоваться шестом, плавать. Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления. Учиться выявлять и предвидеть опасности. Изучать состояний водоемов в различное время года. Знать правила поведения на водоёмах стр.
110-113 §15
в учебнике и рабочей тетради 16 Сигналы бедствия. Отработка навыков в изготовлении простейших сигнальных средств - сигнальные зеркала и иметь представление о способах подачи сигналов бедствия.
Знать способы подачи сигналов бедствия.
Умение применять полученные теоретические знания на практике, принимать обоснованные решения и выработать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Умение анализировать. Учиться выявлять и предвидеть опасности. Изучать причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения. Осваивать правила безопасного поведения на дорогах. стр.
114-117 §16
в учебнике и рабочей тетради ГЛАВА II. Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме.
17 Факторы, влияющие за безопасность во внутреннем и выездном туризме.
Изучение факторов, влияющих за безопасность во внутреннем и выездном туризме Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних угроз. Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления. стр.
118-120 §17
в учебнике и рабочей тетради 18 Акклиматизация в различных природно - климатических условиях. Изучение основных правил поведения при смене климатографических условий. Особенности пребывания и акклиматизации в горах. Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних угроз. Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления. Учиться выявлять и предвидеть опасности. Анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни, причины их возникновения. стр.
120-127 §18
в учебнике и рабочей тетради ГЛАВА III. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
19 Коллективные и индивидуальные средства защиты. Знакомство с назначением убежищ и действиями населения в случае угрозы нападения, правила поведения в убежище.
Отработка навыков выполнения мероприятий по правилам: заполнения и поведения в убежищах; поведения при возникновении воздушной опасности; использования средств индивидуальной защиты органов дыхания в непригодной для дыхания среде. Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внутренних угроз. Учиться выявлять и предвидеть опасности. стр.
128-132 §19
в учебнике и рабочей тетради 20 Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств. Изучение правил поведения при захвате террористами заложников. Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз. Овладение умениями формировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и ЧС; обобщать и сравнивать последствия опасных ЧС; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуация и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека. стр.
133-135 §20
в учебнике и рабочей тетради 21 Взрывы в местах массового скопления людей. Изучение действий населения по сигналу «Воздушная тревога» если: сигнал застал вас дома; на улице; в общественном месте; вы живете в сельской местности. Действия по сигналу «Отбой воздушной тревоги».
Усвоение навыков выполнения мероприятий по правилам поведения при возникновении воздушной опасности. Уметь самостоятельно планировать пути достижения цели, способы достижения высокого уровня здоровья. Воспитание ответственного отношения к личному здоровью. Формирование установки на здоровый образ жизни. стр.
135-137 §21
в учебнике и рабочей тетради 22 Контрольная работа Проверка знаний. Уметь самостоятельно планировать пути достижения цели, способы достижения высокого уровня здоровья. Воспитание ответственного отношения к личному здоровью. Формирование установки на здоровый образ жизни. РАЗДЕЛ II. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни.
ГЛАВА IV. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
23 Средства оказания первой помощи. Изучение природных лекарственных средств и лекарств используемых в условиях автономного существования на природе. Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Умение информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс. стр.
139-141 §22
в учебнике и рабочей тетради 24 Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей. Овладевать навыками приемов оказания первой медицинской помощи при укусах насекомых и змей.
Запоминать ядовитых насекомых и змей, встречающихся в регионе проживания. Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; умение ин-формировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс. стр.
141- 147 §23
в учебнике и рабочей тетради 25 Первая помощь при ожогах. Изучить степени ожогов их признаки. Знать причины ожогов.
овладеть навыками приемов оказания первой медицинской помощи при ожогах кожи и солнечных ожогах.
Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; умение ин-формировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс. Учиться выявлять и предвидеть опасности стр.
147- 151 §24
в учебнике и рабочей тетради 26 Тепловой и солнечный удар. Изучить причины теплового удара.
Отработать приемы оказания первой медицинской помощи при тепловом ударе организма. Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; Учиться выявлять и предвидеть опасности. Знание правил безопасного поведения на улице, дома, в общественных местах. стр.
151- 153 §25
в учебнике и рабочей тетради 27 Обморожение и общее охлаждение организма. Изучить причины переохлаждения и отморожения.
отработать приемы оказания первой медицинской помощи при отморожении и охлаждении организма. Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления. Умение применять полученные теоретические знания на практике, принимать обоснованные решения и выработать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Умение анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни, причины их возникновения. стр.
154- 157 §26
в учебнике и рабочей тетради 28 Беда на воде. Изучить правила безопасного поведения на воде; последовательность оказания первой медицинской помощи при утоплении. Умение применять полученные теоретические знания на практике, принимать обоснованные решения и выработать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Умение анализировать. Учиться выявлять и предвидеть опасности. Изучать причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения. Осваивать правила безопасного поведения на дорогах. стр.
157- 159 §27
в учебнике и рабочей тетради 29 Закрытые травмы. Изучить правила ПМП при закрытых травмах.
Овладение навыками приемов в оказании первой медицинской помощи при закрытых травмах. Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внутренних угроз. Учиться выявлять и предвидеть опасности. стр.
159- 167 §28
в учебнике и рабочей тетради 30 Способы переноски пострадавших. Изучить способы переноски пострадавшего в природных условиях. Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внешних угроз. Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления. Учиться выявлять и предвидеть опасности. Анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни, причины их возникновения. стр.
167-170 §29
в учебнике и рабочей тетради 31 Проверочная работа Проверка знаний Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов личности от внутренних угроз. Учиться выявлять и предвидеть опасности. стр.
139-170 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи ГЛАВА V. Основы здорового образа жизни.
32 Правильное питание - основа здорового образа жизни. Овладевать знаниями о правильное питание, как о важной составляющей здорового образа жизни. Уметь самостоятельно планировать пути достижения цели, способы достижения высокого уровня здоровья. Воспитание ответственного отношения к личному здоровью. Формирование установки на здоровый образ жизни. стр.
171-174 §30
в учебнике и рабочей тетради 33 Значение белков, жиров и углеводов в питании человека. Изучить значение белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды в питании человека. Уметь самостоятельно планировать пути достижения цели, способы достижения высокого уровня здоровья. Воспитание ответственного отношения к личному здоровью. Формирование установки на здоровый образ жизни. стр.
171-181 §31
в учебнике и рабочей тетради 34 Гигиена и культура питания. Изучить гигиенические требованиях к питанию.
Уметь самостоятельно планировать пути достижения цели, способы достижения высокого уровня здоровья. Воспитание ответственного отношения к личному здоровью. Формирование установки на здоровый образ жизни. стр.
181-186 §32
в учебнике и рабочей тетради 35 Особенности подросткового возраста. Запомнить изменения, происходящие в организме и в поведении подростков. Уметь самостоятельно планировать пути достижения цели, способы достижения высокого уровня здоровья. Воспитание ответственного отношения к личному здоровью. Формирование установки на здоровый образ жизни. стр.
186-190 §33
в учебнике и рабочей тетради