Воспитание у младших школьников культуры поведения.


Воспитание у младших школьников
культуры поведения.
 Содержание:
1. Задачи воспитания культуры поведения.
2. Содержание работы по  воспитанию культуры поведения.
3. Методика работы по воспитанию культуры поведения.
4. Причины невыполнения младшими школьниками правил культурного поведения.
5. Основные условия эффективности работы.
6. Основные правила культурного поведения.
Задачи воспитания культуры поведения.
              Целенаправленная, систематическая работа по  воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу.Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются  хорошие манеры, умение  культурно вести себя в школе, доме,  на улице и в общественныхместах.  Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям  с ранних лет, то позднее приходится  восполнять этот  пробел   и  нередко проводить более трудную  работу: перевоспитывать школьников, у  которых укоренились отрицательные  привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такту, деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д.
           Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведение  человека,  но и внешняя  сторона поведения влияет на внутреннюю культуру — заставляет человека  быть  выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность бестактность постепенно формируют соответствующие отрицательные  качества личности. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.
          Личный опыт общения ребенка еще очень  беден,  ребенок  часто  может быть  невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как надо  поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего  тона по  подражанию, наблюдая  за поведением родителей, взрослых, которые являются для  них авторитетом. Однако осознание ребенком своего поведения, своих действий — необходимое условие  формирования общественно полезных навыков и привычек  нравственных норм поведения. Только  за то поведение  человек может совершенно  сознательно отвечать перед обществом, коллективом, другими людьми, значение  которого он может понять и оценить с точки зрения общественной пользе и необходимости.
            Надо отметить,  что  у многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения  от знания соответствующих правил. Поэтому в работе с учащимися надо обращать  внимание,  прежде всего на  выработку навыков и привычек поведения. Достигается это систематическим  приучением школьников к выполнению правил. Для этого необходима такая организация  жизни в школе, чтобы  учащиеся  постоянно 
накапливали опыт правильных нравственных отношений. В работе с младшими школьниками возможно проведение и специальные упражнения для  планомерной  отработки  отдельных навыков культурного поведения. Но упражнение  — это не только  простое повторение. Для того,  чтобы  повторение закрепляло то или иное  действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось положительными  эмоциями, приятным переживанием. Иногда это молчаливое одобрение взрослого, поощрение  коллектива, товарищей. Повторение только тогда становится упражнением, когда  сам ребенок  активно стремится к получению определенного результата в своих действиях, сам хочет поступать  правильно. Другими словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием.
Содержание работы по воспитанию культуры поведения.
              В начальной школе деть должны усвоить достаточно большой объем знаний об  основных правилах культурного поведения и приучиться осознанно, выполнять их. Конкретных правил приличия и поведения много, познакомить школьников со всеми трудно, да вряд  ли это нужно. В жизни всегда  может создаться такая ситуация, в которой дети  оказались впервые. Поэтому очень важно учить школьников не только  правилам поведения, но и  одновременно  умению действовать  в связи с духом правил, т.е. находить правильный  способ поведения в новой обстановке на  основе уже известных правил. Эта задача сложная, и чтобы  успешно разрешить  ее, необходимо  следующее. В работе с детьми надо учить их выполнению правил поведения в различных ситуациях, с которыми чаще лишь они встречаются: в школе, на  улице, в общественных местах. При этом конкретные правила  обязательно будут повторяться. Это необходимо  для  того, чтобы ребенок научился  выполнять одно и  то же правило  в разных  условиях. Следует  помнить, что  для младшего школьника перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда  прост. Например, ребенок  знает, что  в школе надо здороваться со всеми взрослыми, а не только  со своей учительницей. Даже первоклассник довольно быстро  овладевает этим правилом. В школе он всегда здоровается со всеми учителями и с воспитателями, с  техничками, родителями. А вот за пределами школы, на  улице ребенок  может не выполнять  это правило. И  совсем не  злому  умыслу или  забывчивости.  Просто он не знает, что, встретив на  улице, в магазине, в кино знакомого (учителя, вожатого, маму ли папу своего товарища и др.), надо  с ним обязательно  поздороваться.  Или другой пример. Дети научились  уступать место  старшим в трамвае, автобусе, троллейбусе. Они  делают это  охотно, без напоминаний. Но вот пришла бабушка  в школу. Ученик сидит, а бабушка  стоит, иногда  еще разговаривает с учеником.  И он не догадается предложить ей сесть. Мальчик приучен  уступать место пожилым  только  в транспорте.
           Культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Так,  в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта, точности лежит моральный принцип нашего общества: социалистический гуманизм, коллективизм, дружба, товарищество, ответственность за свои  поступки и поведение. Ребенок постепенно начинает осознавать и оценивать необходимость выполнения правил с  точки зрения нравственности. Единство знания, навыка и привычки способствует приобретению устойчивого поведения, формированию определенных качеств личности. Всегда быть вежливым, обязательным, точным — значит  приобрести такие качества, как вежливость, точность, обязательность. Осознание ребенком своего поведения происходит постепенно под руководством учителя,
под  влиянием  складывающегося общественного мнения коллектива.
Всю работу по  воспитанию  культуры поведения следует строить по  определенной программе.
           Основные разделы  работы:
«Личная гигиена, аккуратность и опрятность»
1 класс – Друзья Мойдодыра.
2 класс – Каждой вещи -  свое место.
3 класс – Уход за одеждой.
«Вежливость и культура речи»
1 класс – Волшебные слова.
2 класс – Ты и твои товарищи.
3 класс – Как ты говоришь
«Внимательность, точность, обязательность».
1 класс – Помни о других.
2 класс - Держи свое слово.
3 класс – Правила, обязательны для всех.
«Правила поведения на улице и в общественных местах».
1 класс – Правила поведения на улице.
2 класс – Правила поведения в кино, театре.
3 класс – Правила поведения в гостях.
           В каждом классе дети осваивают все  основные компоненты культуры поведения: личную гигиену, вежливость, точность, обязательность, культуру речи и др. Круг правил, которыми должны овладеть дети  в последующем классе, увеличивается, школьники постепенно знакомятся с более сложными и тонкими правилами. Учитель проводит повседневную работу с учениками  по  воспитанию культуры поведения.
         Естественно, что учитель не может проходить  и мимо фактов нарушения детьми правил поведения,  выходящих  за рамки той темы, над которой работает с ними  в данное время.  Если учитель  видит, что ребенок не выполняет какие-то правила, потому что не знает их, а специально  отрабатываться они будут только  в будущем, то он, конечно, показывает, как надо  поступить в данном случае.
Методика работы по  воспитанию культуры поведения.
                Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от  правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами является приучение  школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение  им соответствующих норм морали. Важным средством приучения  младших школьников  к  культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма  зависят от  характера правила, которое отрабатывается. Так, например, возможны занятия, где учитель  показывает, как надо вести  себя в той  или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как  вести  себя за столом, как выполнять  правила вежливости. На этом же занятии дети повторяют действия учителя, учатся поступать  правильно. А затем эти упражнения включаются в разнообразную деятельный школьников. Дети  едут в театр, идут  на день рождения  к товарищу. Здесь они должны самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны взрослых действовать  согласно  известным им правилам. Учитель наблюдает за поведением  детей, он отмечает те пробелы  и ошибки, которые  дети  совершают,  и то хорошее, правильное в их поступках,  на что  можно опереться в дальнейшей  работе.
               Выполнение общественных поручений требует от  детей не только  умения  выполнять  какую-либо деятельность, но  и соблюдать  определенные правила поведения. Так, третьеклассники шефствуют над первоклассниками, играют с  дошкольниками, дежурят на  своем этаже, собирают макулатуру. При этом дети вступают в отношения со многими людьми: взрослыми, младшими и старшими ребятами, своими сверстниками. Общение с ними требует от  школьников знания многих правил культурного поведения. Умение следовать правилу в повседневной жизни становится необходимым  для  детей. Поэтому дети стараются  запомнить то, что  они изучают на  специальных занятиях, и применить полученные знания на  практике. Это обстоятельство  в значительной мере облегчает роботу учителя по  воспитанию культуры поведения.
               В системе работы учителя большое  значение имеет и разъяснение  детям этических норм, связанных с правилами культурного поведения. Методы разъяснения различные: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по  прочитанному  рассказу, стенды по  культуре поведения. Главная задача этического просвещения — формировать нравственные  представления и понятия о доброжелательности, справедливости, гуманности, дружбе, товариществе и др. При разъяснении правил культурного поведения необходимо  обратить внимание детей на  мотивы поступков и их последствия для  других людей. Тогда правило  выступает не как случайное и необоснованное требование, а как разумная  необходимость, очевидная для  младших школьников.
               Среди методов разъяснения правил поведения ведущее  место должна занять беседа  учителя с детьми. Почему  именно беседа? Отвечая на  вопросы, поставленные учителем, учащиеся  дополняют друг  друга, высказывают  разные мнения, основываясь на  собственном (пусть небольшом  и ограниченном) опыте. Именно в беседе раскрывается понимание  детьми тех или  иных правил. Высказывания учащихся  позволяют педагогу судить  о том, что  уже хорошо известно детям, а какие правила им малознакомы или незнакомы вовсе. Выслушав детей, педагог  подводит итог  беседе, формулирует правила поведения, останавливается на  ошибочных высказываниях.
               Эффективный  прием разъяснения детям правил культурного поведения — использование литературных произведений — рассказов, стихотворений, басен. При этом целесообразно обсуждать  с детьми и образцы правильного поведения, и негативные поступки. В работе с детьми надо  широко использовать  юмор. Важно показать  детям, в смешном виде героев произведений, которые  не умеют или не хотят выполнять  правила культурного поведения. И таким образом вызвать  у ребят желание  не быть  похожими для них. Прекрасным материалом для  этой работы являются стихотворения А. Барто «Любочка» «Сонечка», «В театре», «Почему занят  телефон», С. Михалкова «Одна рифма», «Прогулка», Вл. Лившица «Перчатки», «Неряха» и др. Эти стихотворения можно прочитать в лицах, поставить по ним небольшие инсценировки. Следует, однако, подчеркнуть, что учитель должен очень тактично использовать  смех  как средство  воспитания. Не следует непосредственно связывать  плохие поступки героев стихотворений с поведением  ребят данного класса, высмеивать их. Если такие аналогии проводятся и делается это прямо, то дети            
не стараются  исправить свое поведение, а обижаются, замыкаются  в себе, а иногда начинают  поступать назло учителю.
                 Специальная работа по  культуре  поведения проходит в форме занятий. Проведение этой работы условно можно разделить на  три этапа: подготовка  к занятию, проведение занятия и повседневная работа.
                 Во время  подготовительного этапа учитель  выясняет, что известно  детям по  данной теме, какие правила,  они умеют выполнять, насколько устойчиво  их поведение. Учитель разрабатывает форму занятия, формулирует правила, которые должны усвоить дети, определяет  содержание своей беседы с детьми. Готовятся к занятию и дети. За неделю до  занятия они получают различные задания, например: разучить стихотворение, подготовить инсценировку, подобрать загадки и пословицы, связанные с темой занятий. Обычно подготовка идет  в  группах или  звездочках  по  секрету от  других, таким образом,  и выступления  ребят каждой группы на  самом занятии  сохраняют  новизну для  остальных.
             Само занятие должно быть  интересным и праздничным. Хорошо, если дети с нетерпением ждут  его. Праздничность связана с тем, что  к занятию дети  готовят различные  выступления, обсуждают события классной жизни, играют, приглашают родителей, показывают, что они умеют делать. Обычно занятия начинается беседой учителя, который называет тему занятия, ставит перед  детьми вопросы. В конце занятия учитель точно  формулирует правила поведения. Лучше, если в составлении правила принимают участие сами ребята, не надо  бояться детских формулировок, как бы неуклюжи  они ни были. В этом случае правило  как бы  придумано самими детьми и целесообразность его особенно очевидна. Неплохо, когда  правила оформлены  в виде плаката. Чаще всего занятие  строится так, что  чередуется беседа, показ, игра, инсценировка. Занятие проводится один или два раза  в четверть. Оно продолжается 45 минут.
               Как бы  ни было содержательно и интересно занятие, как бы  хорошо ни выступали на  нем дети, как бы точно они ни сформулировали все правила.  Основная работа  по  накоплению  опыта правильного поведения проходит в повседневной жизни младших школьников:  на  уроках, во время  перемен,  в раздевалке, по дороге  домой, во время  посещений театра, кино,  на  прогулках, экскурсиях, в общении  друг  с другом и взрослыми.Поэтому внимание учителя направлено на  такую организацию жизни детей, которая давала  бы  возможность для  упражнения их в правильном поведении. Если ученики хорошо знают, какие требования к ним предъявляются, каждый  из них научен,  как следует себя вести  в том или  другом случае, то контроль за поведением идет   со стороны  не только  учителя, но  и детского коллектива.
Организация работы с классом является главной задачей учителя. Но вместе с тем проводится и индивидуальная работа  с отдельными учениками в зависимости от  уровня их воспитанности и условий жизни в семье. Индивидуальная работа  проводится в тесном контакте с родителями.
 
Причины невыполнения младшими школьниками правил культурного поведения.
            Многие дети в начальных классах умеют выполнять  и выполняют правила культурного поведения. Они ведут себя достойно  в школе, в семье, в общественных местах. Но волнует другое. Еще часто  в среде школьников, даже младших встречается грубость, неряшливость, невоспитанность, несоблюдение приличий, отсутствие  элементарного вкуса в одежде. Это вызывает тревогу учителей, родителей и общественности.
           Часто учитель приучает детей к культуре поведения от  случая к случаю. Если дети  не знают, как надо  себя  вести  в конкретной ситуации, учитель разъясняет, показывает, как  надо вести  себя, организует упражнения, предъявляет  требования, контролирует поведения. Если дети  нарушают норму, им указывают на  ошибку, Вся эта работа, связанная с  конкретной, только что возникшей  ситуацией, дает, конечно, некоторый  положительный  результат, но  и стихийность и случайность  могут привести к существенным пробелам  в воспитании культуры поведения. Поэтому одна из причин нарушения правил заключается в том, что  дети  просто  их не знают. Например, дети  не знают, что  считается невежливым подавать первым руку, когда здороваешься с взрослым,  или неприлично  сидеть, когда  разговариваешь с взрослым, если он стоит.
          Устранить эту причину легко. Содержание правил культурного поведения достаточно  полно и подробно  раскрыто во многих специальных книгах, брошюрах, статьях, в популярных и педагогических журналах. Следовательно, учитель, заметив, какие правила неизвестны детям, а иногда и родителям, должен рассказать о  них.
          Другие  правила,  дети  знают, но  не умеют их выполнять. Например, они знают, что взрослому надо  уступить место в транспорте, и  уступают, но  часто  делают это навязчиво и подчеркнуто. Значит,  учитель должен не только   рассказать о том или  другом правиле, лишь и показать, как надо  его выполнять.
        В других случаях дети  знают правила, но  не выполняют их. Например, они знают, что надо  соблюдать гигиенические правила: чистить  зубы, пользоваться  носовым платком, быть опрятным, следить  за своей одеждой и обувью. Но  не делают этого, главным образом,  из за  лени, отсутствия  волевого усилия, когда  надо заставить  себя сделать то, чего не хочется. Некоторые  правила,  дети  не выполняют, считая их ненужными и неважными. Они убеждены, что  многие  правила  придумали взрослые и заставляют  их выполнять, а на самом деле  для  жизни эти правила не имеют никакого значения. В этом случае дети  сознательно не придерживаются  известных  им норм. Например, в своем детском обществе, в коллективе сверстников  они не говорят слов  вежливости («спасибо», «пожалуйста» и др.), не считают зазорным быть  грязным и грубым. Значит, только  знание правила поведения не делает школьников воспитанными и культурными. Усвоение правил поведения предполагает  положительное  отношение  к ним школьников и активное стремление следовать правилам.
           Важно добиться  того, чтобы  требования, связанные с выполнением правил культурного поведения, шли не только от  взрослых, но и от самих школьников. Некоторые подростки считают, что  можно быть хорошим  гражданином, не выполняя правил культурного поведения. Под влиянием таких «нигилистов» и младшие перестают, выполнять  даже простые правила вежливости, боясь быть осмеянными. Начиная  работу по  воспитанию  культуры поведения, учителю необходимо  формировать  общественное  мнение  в детском коллективе, которое  регулировало  бы  и соответствующим образом оценило  выполнение (или невыполнение) простых норм поведения. Коллектив детей с помощью  взрослых должен  выработать  правила, выполнение  которых считается необходимым. Тогда требования  придерживаться определенных норм будут исходить не только  от  взрослых, но  и от самих детей, от  школьного коллектива.
          Одна из серьезных причин невыполнения детьми правил поведения лежит в окружающих ребенка людях. Дело в том, что взрослые далеко не всегда являют  собой образец поведения в общественных местах, доме,  на улице. Они бывают раздражительными  и грубыми, бестактными и невежливыми, то есть позволяют себе такое поведения, которое резко  осуждается у детей.
         Следовательно, воспитывая культуру поведения, сами взрослые должны постоянно  строго и придирчиво следить  за своим поведением, быть образцом для  детей. Это одно из основных положений педагогика должно быть донесено до  родителей  и другим воспитателей  детей.
         Часто дети  не следуют  правилам культурного поведения потому, что  взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляют детям. Разнобой в требованиях бывает значительным. Не одинаковые требования предъявляет школа  и семья. Внутри школы не все  педагоги бывают, единодушны в требованиях к ученикам,  точно так  же в семье не все  взрослые солидарны в педагогических воззрениях.  Так, характер требований, их последовательность  и объем  бывают разными у отца и матери, бабушек и дедушек и другие члены семьи. Поэтому ребенок  не всегда  выполняет обязательные правила, а приспосабливается к требованиям разных взрослых. В этом случае дома он может быть вежливым, а в школе грубым, и наоборот. Или быть  предупредительным  по отношению к родителям  и  невнимательным и бестактным  по отношению к  бабушке.
                  Большое значение  в воспитании культуры поведения имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, предупредительны, верны  своему слову, то  и их дети,  как правило, вырастают хорошо воспитанными. Значительно труднее воспитать навыки и привычки культурного поведения у ребенка,  если в семье не принято быть вежливыми, взрослые не уважают  друг  друга, сквернословят, а в доме не соблюдается  чистота и  порядок.
           Воспитание культуры поведения проходит успешно, если родители и школа  находят общий  язык, осуществляют единые требования к поведению детей.
Основные условия эффективности работы
              Работа по воспитанию  культуры поведения проходит успешно, если в ней участвуют все  учителя начальных классов. Усилия одного учителя, ведущего  работу только  в своем классе, не могут дать устойчивого  положительного результата.  Дети, выходя за стены своей классной комнаты, будут постоянно встречаться  с другими школьниками, от  которых не требуют выполнения необходимых правил культурного поведения. Трудно будет  создать и общешкольное  общественное  мнение,  осуждающее  нарушение правил поведения.
           Предъявление единых  требований к поведению учеников составляет обязательное условие  в работе  по воспитанию  культуры поведения. «...Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого  плана  работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса», — писал А. С. Макаренко.
          На педагогическом совете, на  методическом объединении учителей начальных классов  надо  определить содержание  и методы работы по  воспитанию  культуры поведения, обязательность ее проведения во всех начальных классах. Целесообразно проводить  открытые занятия по  культуре поведения, обсуждать методическую сторону их проведения коллективно, находить  более совершенные  формы работы с детьми.
        Работа по  воспитанию  культуры поведения будет  эффективна, если она проводится не от  случая к случаю, а в определенной системе, которая должна обеспечить накопление  у детей опыта поведения, полезных привычек, приобретение  нравственных  представлений.
         Огромное значение для  успеха работы имеет обстановка в школе: чистота, порядок. Красиво оформленные  классные помещения, со  вкусом оформленные  интерьеры. Если в здании  грязно и неуютно, разрешается по  школе ходить  в верхней одежде, нет бытового уголка, зеркала, где можно привести себя в порядок, то трудно требовать от  школьников чистоты, опрятности, подтянутости  во внешнем виде.
             Поведение  учителя, его внешний вид, тон  и стиль  обращения с другими учителями, родителями, учениками имеют решающее значение  в формировании воспитанности школьника. Учитель должен быть тем образцом поведения, которому хотел бы  следовать ученик. Резкий тон, раздражительность в общении с детьми, бестактные  замечания, которые родители иногда еще получают в школах, безусловно, затрудняют воспитание  культуры поведения. Правила вежливости, культура  речи, точность, обязательность формируются гораздо  быстрее, если в школе созданаобщая атмосфера дружелюбия, внимания  друг к другу, товарищеской помощи и заботливости.
           Эффективность воспитательной работы во многом зависит от  согласованной работы педагогического коллектива и семьи. Родители должны знать, какие требования предъявляются к поведению детей, какие манеры у них воспитываются, и, что  самое важное, в этом же направлении вести  работу дома, в семье.
           Очень важно постоянно проверять  эффективность проводимой  работы. Основным показателем ее успешности является  общее и нравственное развитие детей. Учитель систематически должен  следить  за тем, как изменяется поведение  детей, как они ведут себя без его постоянного контроля, насколько устойчивы  приобретенные  положительные привычки, как развивается детское сознание. Изучение детей позволяет обоснованно вносить необходимые коррективы в систему работы, усовершенствовать ее.
 
Основные правила культурного поведения.
           Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности
 
 Ежедневно вставай в то же время, проветривай комнату и делай зарядку.
 Утром надо  умываться, чистить  зубы, мыть уши и шью.
 Перед сном надо  умыться, хорошо проветрить комнату.
 Надо мыть  руки перед  едой, после  работы и после  посещения туалета.
 Пользуйся носовым платком, следи, чтобы  нос у тебя всегда  был чистым.
 При чихании и кашле  отворачивайся, прикрывая рот  носовым платком.
 Содержи в порядке волосы: они должны быть аккуратно подстрижены и причесаны или   заплетены в косы.
 Надо  научиться  и всегда  делать самому: красиво застилать кровать,    пришивать пуговицы, чистить  ботинки.
 Умей накрывать на  стол, правильно сидеть  за столом, пользоваться  прибором, культурно есть.
 Будь всегда  аккуратно и опрятно одетым. Одежда  должна  быть чистой, выглаженной.
 В школе надо  быть в школьной форме, доме — переодеться в домашнюю одежду, в гости принято  одеваться особенно опрятно, празднично, нарядно.
 Уходя  из дома, посмотри на  себя в зеркало: все  ли в порядке?
 Надо  бережно относиться  к своей одежде и обуви, самому следить за ее чистотой.
 Научись красиво носить  свою одежду, пусть она тебя не сжимает,  будет чистой    и выглаженной.
 Содержи в порядке свои  домашние и школьные вещи.
 Поддерживай в своем рабочем уголке порядок: вытирай пыль, книги, и тетради после  занятий укладывай всегда на одно то же место.
 Любую вещь, которую  взял, положи на  ее постоянное место: ножницы, иголку, расческу, книжку.
 Пальто всегда  вешай на  свою вешалку, не бросай его на  стул. Домашняя одежда  всегда лежит на  своем  месте или  вешается на  плечики, на  которых висит форма.
 Игрушки тоже содержи в порядке. После игры  все убери на  место.
 
Правила вежливости и культуры речи
 
 В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек  не причиняет другому человеку неприятности и обиды.
 Вежливый человек всегда  здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на  приветствие.
 Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы  с ним поздороваться.
 С  взрослым надо здороваться  первым, но  самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
 Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.
 Будь вежлив  со своими товарищами: не давай  им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста»).
 В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся  работать и играть дружно.
 Не ябедничай. Если друг  в чем-то неправ, скажи сразу об  этом, останови товарища,  если он занимается чем-то плохим.
 Вежливый человек  не отвечает на  грубость грубостью.
 Вежливый человек  приветлив и внимателен   к другим. Если его о чем-то  спрашивают или  просят оказать какую-то услугу,   он всегда  делает это охотно.
 Нужно быть вежливым в словах, в тони, в жестах, в действиях. Вежливые слова,  сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.