Рабочая программа по русскому языку в 5 классе (на 170 часов, УМК Т.А.Ладыженской, ФГОС)
БОЛЬШЕПРУДОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА,
ФИЛИАЛ МБОУ «АТАМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТА НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА ШКОЛЫ
ПРОТОКОЛ № 1 от «31» августа 2016г. УТВЕРЖДАЮ____________/ЕГЕР И.И./
ДИРЕКТОР БОЛЬШЕПРУДОВСКОЙ ООШ
ПРИКАЗ №184 ОТ «31» АВГУСТА 2016 г.
Рабочая программа
по русскому языку
в 5 классе.
Учитель: Гранько Е.А.
2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе программы учебного комплекса М.Т.Баранова (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы : пособие для учителей обще образоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шан ский и др.]. — 12-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011.), предусматривающей получение «Обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому (родному) языку». Данная программа рекомендована Министерством образования и науки РФ в качестве программы для изучения русского языка и отражает личностные, метапредметные и предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку.
Целью курса является изучение основ науки о русском языке, дающее знания в области различных разделов языка, а также формирование умения применять полученные знания на практике.
Задачи курса:
Сформировать научное восприятие теоретического материала по темам курса;
Обеспечить языковое развитие через речеведческую деятельность с опорой на тексты различной стилистики и типологии;
Сформировать орфографические и пунктуационные навыки.
Общая характеристика предмета.
Предлагаемое в программе М.Т.Баранова количественное распределение часов (170 часов, по 5 часов в неделю) соответствует учебному плану Большепрудовской ООШ, филиалу МБОУ «Атамановская СОШ». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане. В 5 классе на уроки русского языка отведено 170 часов (5 часов в неделю).
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ 2 часа + 1 РР
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ 16 часов + 4 РР
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 25 часа + 5 РР
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 12 часов + 3 РР
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ 7 часов + 2 РР
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 18 часов + 4 РР
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАИФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 15 часов + 7 РР
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 8 часов + 5 РР
ГЛАГОЛ 21 часов + 6 РР
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ 7 часов + 2 РР
В Базисном учебном плане учебный год состоит из 34 учебных недель, поэтому программа рассчитана на 170 часов, а не на 175 часов как в примерной учебной программе М.Т.Баранова. Кроме того, в примерной учебной программе на изучение основного курса русского языка отводится 139 часов и 36 часов на развитие речи, в данной программе 131 часов – изучение основного курса русского языка, 39 – уроки развития речи. Увеличение количества часов развития речи связано с недостаточным уровнем владения пятиклассников речью, что отразилось на результатах итоговой аттестации в 4 классе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Программа по русскому языку в 5 классе позволяет сформировать следующие личностные результаты:
К концу 5 класса учащиеся научатся:
чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
проявлять любовь и уважение к Отечеству, языку, культуре;
проявлять устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
проявлять интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
проявлять интерес к изучению языка;
осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.
Программа по русскому языку в 5 классе позволяет сформировать следующие метапредметные результаты:
К концу 5 класса учащиеся научатся:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Программа по русскому языку в 5 классе позволяет сформировать следующие предметные результаты:
К концу 5 класса учащиеся научатся:
– по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
– по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения; – по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
– по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Содержание учебного предмета.
Язык и общение (3 часа). Язык – важнейшее средство общения. Общение устное и письменное. Читаем и слушаем на уроке. Стили речи.
Повторение изученного в начальной школе (20 часов). Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Буквы и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь. Раздельное написание предлогов с другими словами. Текст. Части речи. Глагол. -Тся и -ться в глаголах. Тема текста. Личные окончания глаголов. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Основная мысль текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (30 часов). Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Разбор словосочетания. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Предложения с обращениями. Письмо. Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. Прямая речь. Диалог.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Культура речи (15 часов). Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твёрдые и мягкие. Повествование. Согласные звонкие и глухие. Графика. Алфавит. Описание предмета. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Орфоэпия. Фонетический разбор слова.
Лексика. Культура речи (9 часов). Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Морфемика. Орфография. Культура речи (22 часа). Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Окончание. Основа слова. Корень слова. Рассуждение. Суффикс. Приставка. Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з и с на конце приставок. Буквы а — о в корне -лаг- — -лож-. Буквы а — о в корне -раст- — -рос-. Буквы ё — о после шипящих в корне. Буквы и — ы после ц.
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (22 часа). Имя существительное как часть речи. Доказательства в рассуждении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Род имён существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Множественное число имён существительных. Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное (13 часов). Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Описание животного. Прилагательные полные и краткие. Морфологический разбор имени прилагательного.
Глагол (27 часов). Глагол как часть речи. Не с глаголами. Рассказ. Неопределённая форма глагола. Правописание -тся и –ться в глаголах. Виды глагола. Буквы е — и в корнях с чередованием. Невыдуманный рассказ (о себе). Время глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Употребление времён.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (9 часов). Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
Формы и средства контроля.
№№ Изучаемый материал № урока Вид контроля КИМ
1. Повторение изученного в начальной школе 23 Промежуточный Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.
2. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 48 Промежуточный Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 53 Текущий Проверочная работа № 1.
4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. 68 Промежуточный Контрольная работа № 1.
5. Лексика. Культура речи. 76 Промежуточный Зачет.
6. Морфемика. Орфография. Культура речи. 97. Промежуточный Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием.
7. Морфология. Имя существительное. 112 Текущий Проверочная работа № 2.
8. Морфология. Имя существительное. 119 Промежуточный Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием.
9. Морфология. Имя прилагательное. 132 Промежуточный Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием.
10. Морфология. Глагол. 145 Текущий Проверочная работа № 3.
11. Морфология. Глагол. 159. Промежуточный Контрольная работа № 2.
12. Повторение и систематизация изученного в 5 классе. 167 Итоговый Контрольная работа № 3
Перечень учебно-методического обеспечения.
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы : пособие для учителей обще образоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шан ский и др.]. — 12-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011.
Русский язык. 5 класс . Учеб. для общеобразоват. учреждений . Р89 В 2 ч. [Т. А. Ладыженская, М . Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч . ред. Н. М. Шанс кий] . - М.: Просвещение, 2012.
Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, М.М. Стракевич. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2016
Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений»/ Л.А.Аксёнова. –М.: Издательство «Экзамен», 2014
Русский язык. Диагностические работы. 5 класс: учеб.пособие для общеобразоват.организаций/ Н.Н.Соловьева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016
Диктанты по русскому языку. 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений»// Г.Н.Потапова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015
Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс :учеб. пособие для общеобразоват. организаций /М. А. Бондаренко. — М. : Просвещение, 2016
Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений» ФГОС/ Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина, С.И. Невская. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015
Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской, М Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др./авт.-сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2014