План проведения урока самопознания: Добротой себя измерь


План проведения урока самопознания
Школа: КГУ «Школа- гимназия №2» акимата города Усть-Каменогорск
Тема: Добротой себя измерь
Педагог: Комиссарова Елена Юрьевна, класс 2
Ценность: Любовь
Качества: доброта, бескорыстная помощь другим

Цель: содействовать раскрытию и углублению представлений об общечеловеческой ценности Любовь через стремление бескорыстно делать добро.
Задачи:
1. Расширить представление о доброте, как важном нравственном качестве человека; 2. Развивать у учащихся стремление проявлять доброту в словах и поступках; 
3. Воспитывать стремление быть добрым по отношению к окружающим людям, оказывать бескорыстную помощь другим Ресурсы:
Интерактивное оборудование, листы бумаги, маркеры, краски, фломастеры, цв. карандаши.
Ход урока:
1. Орг.момент: учитель приветствует ребят
Позитивный настрой.
Релаксация дыхания на фоне лирической музыки.
Учитель: Ребята, прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя все положительные качества
( доброту, любовь, щедрость, покой, честность). А при выдохе будем выдыхать из себя все негативные качества.
Давайте приготовимся, ребята. Закройте глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени. Вдо-о-ох... Вы-ы-ыдох... (8 раз).
Дышите глубоко и спокойно.
2. Проверка домашнего задания.
Я хочу подарить добрые пожелания вам (Из коробки «Исполнение желаний» каждый ребенок вытаскивает пожелание ему от учителя)
Желаю счастья и добра всем людям с самого утра!
Я желаю всем здоровья!
Я желаю всем радости!
Я желаю всем солнечного дня!
Я желаю всем весёлых игр и добрых друзей!
Если доброта живёт на свете, радуются взрослые и дети. Ребята сейчас мы с вами говорили на языке доброты. Но у доброты есть не только язык…
а) Опережающее чтение рассказа «Просто старушка » В.Осеева Стр 39 (учебник)
Вопросы к тексту:
- Где шли мальчик и девочка?
-Что случилось со старушкой?
-Почему так поступил мальчик?
-Почему девочка удивилась?
-Могла ли эта история произойти с кем- нибудь из нас?
-Чему научил вас этот случай?
-Что, кроме языка, есть у доброты?
Ребята, давайте пофантазируем и представим себе доброту. Как она выглядит?
б) Составление в парах «Карты ассоциаций » к слову доброта
в) Самопроверка по учебнику (правило на стр.4)
Анализ хода урока
3. Позитивное высказывание (цитата).
а) Известный русский писатель Михаил Пришвин сказал: «Доброта- это солнце, которое согревает душу человека.»
-Ребята, как вы понимаете эти слова?
-А как называют человека, который делает добро другим?
-Как вы понимаете, что человек добрый?
б) Работа в тетради стр 35
4.Рассказывание истории (беседа).
Послушайте рассказ Марии Скребцовой и ответьте на вопросы.
Юноша и морские звезды
Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.
- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик.
Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:
-Толк есть для этой морской звезды.
Вопросы к тексту:
1. Кто главный герой рассказа?
2. Почему юноша бросал в воду морских звезд?
3. Что лежало в основе его поступка?
4. Как вы можете объяснить выражение «бескорыстный человек»?
5. Можно ли поступок юноши назвать бескорыстным?
6. Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы сделали счастливее своими поступками?
7. Как люди реагировали на проявление вашей доброты?
8. Приятно ли вам было делать добрые дела?
5.Творческая деятельность.
а)
Ребята, сейчас вы будете работать в группах (4 группы). Перед вами конверты со словами. Из этих слов вам нужно составить пословицу и объяснить её смысл.
1группа:
-Доброта-тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать.
2 группа:
-Без добрых дел нет доброго имени.
3 группа:
-Не одежда красит человека, а его добрые дела.
4 группа:
-Доброе слово человеку, как дождь в засуху.
Во время работы детей включается мелодия лирического характера.
б)
Презентация работ учащихся.
в)
Подарок от учителя (показ видеоролика «Маленькие волшебники »)
А сейчас, ребята, мы с помощью нашей волшебной палочки отправимся в путешествие в сказочную страну. Эта страна особая, потому что она удивительная и красивая (пауза). В этой стране много разных городов. В каждом городе живет свой маленький волшебник (пауза). Маленькие волшебники: Али, Даниил, Марьяна. Диана, … (учитель перечисляет имена всех детей) очень заботливые. Они любят творить добрые дела (пауза). Все волшебники ходят по улицам, залитым солнечным светом, улыбаются людям и дарят им добрые дела (пауза). Они помогают пожилым людям перейти через дорогу, сделать покупки в магазине, сделать что-то по дому: прибраться, напоить чаем; маленьким же детям – помогают одеться, гуляют и играют с ними. Взрослые люди очень любят маленьких волшебников за их добрые сердца, взрослые дела и большую заботу.
Почувствуйте, как приятно быть маленьким волшебником и дарить людям радость, свою заботу (пауза). Добрые и заботливые волшебники – это вы, дорогие мои дети!
На экране идёт показ видеоролика с участием учащихся класса «Маленькие волшебники»
6.Групповое пение.
Песня «Дорога добра»
Спроси у жизни строгой , какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра,
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Забудь свои заботы, падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра.
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь не детская игра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
7.Домашнее задание.
Стр.46-48 чтение рассказа О.Токовенко «Красота души»
Придумать окончание рассказа Н.Сладкова «Жалейкин и птенчик», запишите или нарисуйте его в тетради на стр 37.
8.Заключительная минута тишины.
Закройте глаза, вспомните все то, что мы сегодня говорили на уроке. У каждого человека свой путь к доброте. Добрые поступки делают нас и других счастливыми, приносят радость и удовольствие. Совершив добрый поступок, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо и комфортно. Я желаю вам ,чтобы вы находились в этом состоянии!