Конспект урока окружающего мира на тему Растительноядные и хищные животные 
Тема урока: 
« Растительноядные и хищные животные »
(система Л.В.Занкова, Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков,2012г.)
( 1 класс)
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 г. Георгиевска
Фадеева Лидия Львовна
2013 год
Тема « Растительноядные и хищные животные» 
(отводится 2 урока, данный урок – 1 урок по теме).
Цель урока: Формирование знаний учащихся о группах животных по способу питания. 
Задачи урока:
Регулятивные действия: 
* Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.  *Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации  
  успеха, доверия.
*Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание 
  качества и уровня усвоенного.
Познавательные УУД:
 * Самостоятельное формулирование познавательной цели.
 * Определить понятия хищное и растительноядное животное. Выйти  
     на понятие всеядные животные. Учить выделять во внешнем   
     строении  животных признаки,  указывающие на способы питания.
 *  Активизировать познавательную деятельность учащихся: развивать  
     умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Коммуникативные  УУД:
* Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
*  Воспитывать бережное отношение к миру животных.
Личностные УУД:
* Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и  
    какой смысл имеет для меня урок окружающего мира? Что мне дал    
    этот урок?
*   Нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание    
     усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный    
     выбор.
*  Формировать учебные действия: действия самооценки и взаимооценки.
Новое  знание: 
Растительноядные – животные, питающиеся исключительно растительной пищей.
Хищные – животные, питающиеся преимущественно мясом, или другими животными. Всеядные – животные, употребляющие как растительную, так и мясную пищу.
Формы и методы:
1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
2.Наглядный метод
3.Проблемно – поисковый метод.
4..Применение ИКТ (презентация)
Оборудование:  
1.Компьютер.
2.Мультимедиа.
3.Учебник: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков « Мы и окружающий мир».   
                                                                                                        (1 класс)
Материалы  из  интернета:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение ранее изученного.
- Какие группы животного мира вы знаете?
- Птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие.
- Где они обитают, чем  питаются?
- Семенами, мясом, травой, насекомыми
- Как вы думаете, можно ли всех животных разбить на группы в зависимости от того, чем они питаются?
-Да, можно. 
-Одни растительноядные, а другие – хищники.
- Как вы думаете,  о чем мы будем сегодня  говорить?
- Мы будем говорить о животных.
-Мы узнаем, чем они питаются.
-Итак, верно, мы будем говорить о хищниках и растительноядных, будем их сравнивать. 
3. Изучение нового материала.
1. Каких животных вы знаете, чем они питаются?
 (Дети называют животных, доказывают свое мнение)	  	
Ответ ученика: Заяц – растительноядное животное, т.к. питается корой деревьев и др.
?Проблема №1: А птицы все растительноядные?
- Нет.
- А доказать сможете?
-Попробуем!
- Сейчас при просмотре слайдов мы должны распределить птиц на группы.
Ответ  ученика:
- Голубь питается зерном, семечками, поэтому он относится к растительноядным. И т.д.
 ?Проблема №2: -Как вы думаете, осенью на юг улетают хищные или растительноядные птицы?
-Я думаю, что улетают хищные, потому что все мошки,  комары, червячки на зиму прячутся, кто в землю, кто в щелки.
?Проблема №3: А как вы думаете, будут ли отличаться во внешнем строении растительноядные птицы от хищных?
- Думаю, что да!
-Чем?
- Клювом и лапами.
-У растительноядных  клюв и лапки меньше, чем у хищных.  Хищные птицы крупнее и сильнее.
Физкультминутка
4.Работа  по  учебнику (с.12-13,верхний рисунок.)
-Расскажите, что видите.
-Коза и обезьяна вместе находятся на лугу и жуют траву.
- Правильно, их пища – растения. Какой вывод вы сделаете?
- Они относятся к группе растительноядных животных.
-Вывод. Древние предки человека были растительноядными. А вот какими стали предки человека позже, мы узнаем на следующих уроках.
?Проблема №4: А будут ли отличаться во внешнем строении растительноядные животные от хищных?
- Да, будут.
-У хищников большие острые зубы, есть клыки, сильные челюсти.
-Мощные лапы с когтями
- А у растительноядных?
- У них длинный язык.
-Зубы широкие, чтобы перетирать траву.
-Имеются толстые и большие губы, которые удерживают траву.
Отгадай загадку.
          Мой белый брат во льдах живет
          И рыбу ест морскую,
          А я люблю пчелиный мед
          И ягоду лесную.
                                                ( Медведь)
?Проблема №5: – К какой группе по способу питания относится медведь?
-Ваши предположения. (ответы учащихся)
-Я думаю, что к  растительноядным, т.к. ест малину. 
-А я думаю, что к хищникам, т.к. рыбу ловит. 
- Сегодня мы узнаем,  кто прав. 
- Но сначала давайте вспомним, какие медведи обитают на нашей земле?
- Белые и бурые (показ иллюстраций на слайде)
МЕДВЕДИ
	Есть бурые и белые медведи.
	Белые полярные медведи живут на Севере, они большие, у них «железные» мышцы. От холода их спасает толстый слой жира и белая шкура с густой, теплой шерстью. Они отлично плавают в ледяной воде, ныряют. У них отличный слух и зрение. Белые медведи питаются рыбой, тюленями, морскими котиками.	Белый медведь занесен в Красную книгу, так как из-за охоты их осталось мало на Земле.
	Бурых медведей много разновидностей, и живут они в различных местах на Земле: в Европе, Азии и Северной Америке. Любят жить в лесу, недалеко от рек.
	Медведи едят не только рыбу и мясо, но с удовольствием полакомятся ягодами, корнями, орехами, клубнями, злаками. Они готовы терпеть укусы различных пчёл, лишь бы добраться до мёда.
	 Медведи бывают разных цветов: чёрные и жёлтые, бежевые и ярко-рыжие, очковые (жёлтые круги вокруг глаз).
- Так, кто же прав?
Белый медведь- хищник, т.к. он питается другими животными.
-Вспомните, чем питается бурый медведь?
- Рыбой, мясом, медом, ягодами, корнями
-Можно ли его отнести к хищникам?
-Быстрее всего нет, т.к. он питается всем.
-То есть, всё ест. Как назвать группу животных, которые всё едят. Догадайтесь.
« ВСЕЯДНЫЕ»)
4.Итог урока:
- Какое открытие вы для себя сегодня сделали?
- Мы для себя открыли, что животных и птиц можно разбить на группы по способу  питания.
-1 группа – растительноядные.
- Каких животных называют растительноядными?
- Это животные, которые питаются растениями или их частями.
- Приведите примеры. 
- 2 группа – хищные.
- Назовите хищников. Почему их так называют?
-3 группа – всеядные.
-Кто относится к этой группе? 
5.Домашнее задание.
- Понаблюдайте за домашними животными, определите, к какой группе по способу питания они относятся, какие признаки об этом говорят.
Спасибо  за работу на уроке!
15