Конспект урока по окружающему миру в 1 классе (система Л.В.Занкова). Растительноядные и хищные животные.

Конспект урока окружающего мира в 1 классе (система Л.В.Занкова)

Тема: «Растительноядные и хищные животные»
Цель: Формирование и классификация понятий «растительноядные», «хищные» животные
Задачи:
1) образовательная: учить сравнивать растительноядных и хищных животных по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания.
2)развивающая: развивать у учащихся наблюдательность, мышление, внимание, коммуникативные качества личности,
3) воспитательная: воспитывать ценностное отношение к окружающему миру и интерес к предмету «Мы и окружающий мир» через применение на уроке ИКТ.
Оборудование: учебник Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова «Мы и окружающий мир» 1 класс, карточки
Мультимедиапроектор, компьютер, диск с презентацией урока.
Планируемые результаты (предметные):
Обучающийся научится: сравнивать растительноядных и хищных животных по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания; получит возможность научиться: описывать наблюдаемые объекты, выделять их существенные признаки.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные. Обучающийся научится:принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий. Вносить соответствующие коррективы; получит возможность научиться : в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем,товарищами.

Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение объектов по заданным основаниям (критериям); обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи: умению смыслового восприятия познавательного текста; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

Коммуникативные. Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.


Личностные. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.


Основное содержание темы, понятия и термины:
Растительноядные и хищные животные. Сравнение растительноядных и хищников по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания.

Тип урока: решение учебной задачи.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный, практический, (исследовательский, частично- поисковый, проблемный).

Ход урока:
I. Орг.момент
- Ребята, для того, чтобы наш урок был интересным и плодотворным, сегодня мы будем:
У- (узнавать новое, удивляться)
Р – (развивать внимание, наблюдательность, рассуждать)
О – (обсуждать проблему урока)
К – (корректировать) – излагать правильно мысли, выделять главное
-Прочитайте первые буквы каждой строки. Какое слово получилось? (Урок) СЛАЙД 1,2.
II. Актуализация знаний.
-А начнем мы наш урок с разминки:
- Как называют животных, которые кормят своих детей молоком? (млекопитающие)
- Как называется группа животных, имеющих оперенье? (птицы)
-Как называют животных, у которых есть плавники и жабры? (рыбы)
Стрекозы, гусеницы, бабочки – это..? (насекомые)
- Жабы, лягушки – это .----?Почему их называют земноводными? (могут жить и в воде и на суше)
- Как называют животных, которые передвигаются ползком? (пресмыкающиеся, рептилии)

-Какие группы животных мы не назвали? (паукообразные-скорпион, паук;, моллюски – улитка, осьминог, слизень(представители класса))
-Ребята, на что вы обращали внимание, когда объединяли животных в группы, в классы? (на строение тела, чем оно покрыто, НА ЕГО ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ
На доске появляются карточки со словами названий групп
- Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные. , как назвать эту группу одним словом? ЖИВОТНЫЕ
Возьмите конверт с карточками. Разложите на парте картинки с изображением животных. Покажите среди них представителей каждого класса, каждой группы.
Млекопитающие – волк, лев, кот, лось, , корова,.( летучая мышь лиса белка)
Птицы – сова, , (фазан петух, пингвин, гусь)
Рыбы – щука, карась или плотва. (, кит)
Насекомые – гусеница, стрекоза, кузнечик
Земноводные –лягушка.
Пресмыкающиеся –крокодил

Давайте вспомним, без чего не могут жить животные? (Без воздуха, без воды, без пищи). СЛАЙД 3.

Определение темы урока
-Сегодня мы подробнее поговорим о питании животных.
-Чем могут питаться животные? (Листьями, стеблями, ветками, зернами, семенами, орехами, плодами, мясом), т.е. растениями и мясом.

. Назовите части растений.
Растения Мясо
КОРЕНЬ
СТЕБЕЛЬ
ЛИСТ
ЦВЕТОК
ПЛОД
СЕМЕНА
А кто знает, как называют животных в зависимости от того, чем они питаются?
Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать?
-Скажите, как можно назвать животных, питающихся растениями? А если они питаются мясом?
Постановка цели урока.
- Да, верно, мы будем говорить о хищниках и растительноядных, будем их сравнивать,
-Вот мы и подошли к теме нашего урока: Растительноядные и хищные животные.

III. Открытие и усвоение новых знаний и способов действий. .
1. Составление кластеров
2. Работа в парах. Классификация животных по питанию (конверт с картинками )
Я предлагаю поработать в парах. Вам нужно картинки с животными попытаться разбить на 2 группы: Кто догадался, на какие? (Растительноядные и хищные)
Проверка.У кого возникли затруднения?

Хищные животные питаются другими животными, они могут быть и среди млекопитающих, птиц, насекомых, пресмыкающихся.
Сложите и уберите картинки на край парты.

3. Выход на проблему исследования
-Нужно ли уметь отличать хищников от растительноядных животных? СЛАЙД 4.
А вот представьте, что мы очутились в одном зоопарке. Но он почему-то какой- то странный зоопарк. Животные грустят, мечутся по клеткам, рычат и воют.
- Что случилось?
Дети: Они голодные, потому что корм, который им дали они не едят.
Обезьяне-мясо
Орлу - листья и ветки
Лосю - мясо
Льву - плоды

-Почему так вышло?
-Как можно было определить, чем питаются эти животные? (По разным источникам: из книг, кинофильмов и т.д.)
Давайте исправим ошибки. СЛАЙД 5.
-А можно ли было по внешнему виду и поведению определить, чем питаются эти животные?

СЛАЙД 6.

4.. Открытие нового. Исследование.
А) Работа с учебником. .
Можно ли по внешнему виду узнать, чем питается животное?
Фронтальная беседа
-Давайте откроем учебник на с.12-13 и рассмотрим рисунок, где пасутся козы. Каких животных вы видите на поле? Можно ли по внешнему виду и по поведению догадаться, кто из них растительноядный, а кто хищник?
-Что они делают? Как они себя ведут?
(Обезьяны и козы – растительноядные животные, едят траву, листья, но при этом они неспокойны, ведут себя настороженно, потому что в траве притаился другой зверь – волк – хищник, он подкрадывается к добыче.) Значит, у них разные повадки, т.е. разное поведение.
- Как они могут обнаружить хищника? (увидеть, услышать, учуять).
Значит, для этого им надо иметь хорошо развитые слух, зрение, обоняние.
-Как поведут себя наши животные, если заметят волка? (убегут или будут
защищаться).
Слайд
Давайте рассмотрим зубную систему лошади. Какие у неё зубы? Для чего?
Какие органы помогают им есть траву: захватывать, срезать, перетирать её..
Растительноядные животные имеют прочные зубы, перетирающие траву. Они длинным языком захватывают пучки травы, ветки, листья, удерживают их сильными губами, а прочнымие. широкими зубами срезают и перетирают траву.
У каких ещё животных имеются зубы, перетирающие траву, кто из них языком захватывает пучки травы или ветки, листья, удерживает их губами? (Козы, коровы, антилопы, жирафы, бегемоты, верблюды.) (На доске картинки.)
Почему нам кажется, что корова жуёт «жвачку»

Слайд
У грызунов (бобра, зайца) острые длинные передние зубы. Для чего? Зубная система бобра приспособлена для питания корой и молодыми побегами деревьев. Грызун снабжен необыкновенно острыми и прочными резцами, покрытыми толстой оранжевой эмалью. От переработки большого количества грубой древесины происходит стирание резцов, однако они не изнашиваются, благодаря способности к восстановлению.
Насекомые могут высасывать сок растений,, поедать древесину

Растительноядные хорошо бегают, прячутся. У них развиты зрение, слух, обоняние и есть средства защиты: быстрый бег, рога, иглы, маскировка.
Ведут себя внешне спокойно, но при этом настороженно, питаются растениями.

Сделаем вывод: Главная задача растительноядных животных - быть осторожным и внимательным.

Б)Сравнение объектов природы
(РЫСЬ ГУСЕНИЦА ЗАЯЦ) - рис.12

-Рассмотрите, какие объекты природы изображены внизу на рис.12
-Что общего между ними? (животные)
-Чем они различаются? Но пища у них различна. Кто видел гусениц? Что можете о них рассказать? (Гусеница - это одна из стадий развития бабочки. Бабочка откладывает яйца, из яйца появляется личинка - гусеница, гусеница окукливается (куколка), из куколки выходит взрослое насекомое бабочка.
- Гусеницы прожорливы, едят листья. Действительно большинство насекомых растительноядные: (питаются частями растений, высасывают сок из растений, поедают кору деревьев.
-Заяц на рисунке изображен с морковкой.
-А рысь – хищница, питается мясом.

Физкультминутка

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано -
Где окно, а где пальто.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

5. Работа с текстом. Прием чтения (слушания) со «стопами»
- А сейчас мы будем работать над текстом, поднимая сигнальные карточки.
Я читаю текст по частям, а вы мне сигналите

+ уже это знал
! узнал новое
? не понял, возник вопрос
- думал иначе.

Заяц-беляк.
Заяц-беляк живет в лесу. Днем спит, а ночью выходит на кормёжку. Питается он травой, зернами, зимой может обгладывать кору деревьев.
Врагов у зайцев много: волки, лисы, собаки, орлы, совы, охотники. Но больше всех заяц боится лесной кошки – того и гляди, рысь с вершины, как с неба, прыгнет на спину.
Зайцев спасает их способность быстро бегать, хороший слух и белая шубка под цвет снега.

Анализ текста.
Учащиеся отмечают части текста, которые им были знакомы.
Задают вопросы по тексту; если на них могут ответить другие ребята, они отвечают, если нет, то отвечает учитель. Что помогает зайцу выжить?

СЛАЙД 8.
-Из этого текста мы узнали о врагах зайца, как их назвать одним словом? (хищники).
-Кого больше всего боится заяц?
6. Обобщение
Как по внешнему виду различаются хищники?
А помогут нам в этом рисунки на с.13.
-Рассмотрим справа изображение головы и лап волка. Что вы заметили?
(Мощные лапы с когтями и острые зубы). Для чего они им? Чтобы охотиться. У хищников хорошо развиты клыки, чтобы удерживать и разрывать добычу.

На с.13 найдите предложения, где говорится о способе охоты некоторых хищников. Хищнику необходимо учиться умению выслеживать добычу.

Сделаем вывод: задачи хищников – найти, поймать и съесть добычу. Этим задачам соответствует внешний вид и повадки хищников. Для этого надо иметь хорошо развитое зрение, слух, обоняние и средство охоты: большие острые зубы, клыки, сильные челюсти.
-Мощные лапы с когтями, умение выслеживать добычу

. СЛАЙД 8.
Растительноядные
Хищники

Слух, зрение, обоняние.
Средства защиты:
хорошо бегают, прячутся, рога, иглы маскируются
Слух, зрение, обоняние,
Средства охоты: зубы, когти, мощный клюв и
умение выслеживать добычу


.
-У хищников есть разные средства охоты. Обратимся за консультацией к компьютеру.
СЛАЙД 9, 10,11

Длинные липкие языки муравьедов и лягушек, мощные удерживающие щупальца осьминогов, загнутые ядовитые зубы змей, душащие объятия удавов, липкая паутина пауков, светящиеся приспособления глубоководных рыб, точный прицел водяной струи некоторых рыб и, конечно, режущие и рвущие мясо зубы, когти и клюв.

IV. Закрепление изученного
- Нужны ли хищники в природе? (Они санитары леса).
- А теперь определите на рисунке на с.13 кто хищник и кем они питаются? Соедините их линиями.

Игра «соберем друзей в круг»
Давайте растительноядных друзей соберём в одну группу, а хищников в другую. СЛАЙД 14,15.
-Снегирь, карп, гусеница, бабочка, корова - растительноядные
Цапля, сова, щука, акула, стрекоза, лиса– хищники.

Коллизия
- А куда вы отнесете медведя?
-По внешним признакам и по поведению – это хищник. (Питается мясом и рыбой)
-А по названию, вслушайтесь в это слово «медведь» - «мед» «ведает».
Любит полакомиться медком, ягодами, корешками, орехами, злаками. Значит он и растительноядный. Медведь ест все. Поэтому он всеядный.
-А человек?
СЛАЙД 16.
V. Итог урока. Рефлексия

-Какую проблему мы перед собой поставили сегодня на уроке?
Можно ли по внешнему виду и поведению узнать, чем питается животное?
-Как мы отличаем растительноядных животных от хищных? СЛАЙД12,13
-Чем же мы занимались на уроке? СЛАЙД 17.
(Мы корректировали текст, учились правильно излагать мысли, обсуждали проблему урока, развивали речь, внимание и узнали новое.)
Каких животных называют растительноядными? хищными?
- Нужно ли уничтожать хищников, ведь они поедают мелких или даже крупных животных? ( Нет. Они являются санитарами леса : волк поедает умерших животных, лиса, еж поедают грызунов, которые наносят вред урожаям.)

Самооценка: -Кто из ребят больше всех нам помог? -Кому помог ты?

Определите своё настроение: Поднимите руку кто устал? Кому было трудно? Кто был уверен в себе? У кого отличное настроение?


Д омашнее задание.
Узнать какие бывают медведи и где они живут.









13PAGE 15


13PAGE 14515