Доклад Направления доступности качества образования
Направления доступности качества образования
Во всем мире сейчас отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования.
Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования— это комплексное обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это глубокие изменения в образовательном мировоззрении и в образовательной политике.
В соответствии с задачами, поставленными Концепцией модернизации российского образования, Минобразованием России проводится модернизация педагогического образования, целью которой является обеспечение устойчивого и эффективного функционирования системы образования и ее развитие.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует общественный интеллект как фактор прогрессивного развития общества. Задача учителя - создание в классе развивающей среды.
Деятельность учителя позволяет выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель с целью создания в классе развивающей среды:
Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
Самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений, компетентностей).
Осознанность цели работы и ответственность за результат.
Реализация индивидуальных интересов учащихся.
Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
Формирование понятий и организация своих действий на их основе.
Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.).
Демонстрация учителем компетентного поведения.
Работа методических объединений, так же должна иметь практическую направленность.
Не менее важной формой методической работы остаётся организация и проведение открытых уроков. На таких уроках демонстрируются методы учебной и воспитательной работы, показываются педагогические открытия. Важно, чтобы посещение таких уроков стало предметом серьёзного разговора на заседаниях методических объединений, творческих групп. Но при этом нельзя забывать об оказании помощи рядовым членам объединения в подготовке к обычным урокам.
В этой связи значительно возрастают функции системы повышения квалификации педагогических работников - как звена непрерывного образования и как средства достижения высокого профессионализма.
Итак, мы видим, что качество образования рассматривается как комплексный показатель. Качество образования это - итог деятельности школы по обучению, воспитанию школьников, методической работе, самореализации всех участников образовательного процесса.
Качество образовательного процесса в значительной степени зависит от уровня профессиональной компетенции состава учителей. Профессионализм учителя - понятие емкое. Способы оценки результативности деятельности педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, механизмы ее активизации должны удовлетворять ряду требований.
Решение стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования может быть обеспечено за счет реализации новых образовательных проектов. Среди них особое место занимает введение профильного обучения на старшей ступени общего образования, целью которого является повышение качества, доступности и эффективности образования.
Переход к профильному обучению призван способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. Обеспечение доступности качественного образования должно быть реализовано за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса.
Значимыми критериями высокого качества образования в школе, как показывают результаты исследования, являются показатели учебного процесса. Обратимся к результатам мониторинга.
Выбирая из предложенных критериев хорошего качества образования в школах, родители выделяют те из них, которые характеризуют организацию учебного процесса и атмосферу учебы:
создание такой обстановки, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу – 80,9%;
хорошая, доброжелательная атмосфера в классе – 78%;
сохранение и улучшение здоровья детей – 77,2%;
высокий уровень профессионализма преподавателей – 74,5%;
отсутствие подростков с дурными наклонностями (курение, наркотики, хулиганство и т.п.) – 63,7%;
хорошее техническое обеспечение учебного заведения (компьютеры, копировальная техника и т.д.) – 66,1%.
Отсутствие перегрузки детей учебой волнует 47,7% родителей.
При этом важным родители считают, чтобы ребенок в процессе обучения в школе получил следующие результаты:
хорошее здоровье, веру в себя – 83,1%;
возможность продолжить образование после школы – 81,3%;
умение учиться, овладевать новыми знаниями, навыки работоспособности – 73,8%;
хорошую подготовку для поступления в вуз или ссуз – 72,3%;
высокий уровень знаний по предмету – 70,4%.
В ходе групповой дискуссии представители родительской общественности так определили критерии качественного образования:
«… Один из показателей качественного образования – это то, как … выпускники могут реализовать себя в жизни. Один из показателей качественного образования – это поступление в высшее учебное заведение. Если мы видим выпускников школ в учебных заведениях краевого и федерального уровня, то, я считаю, это качественное образование… Качественное образование – это как раз то, чем могут гордиться учителя, т.е. своими учениками, которые победили в тех или иных олимпиадах, конкурсах, мероприятиях».
Мнение родителей полностью совпадает с позицией учащихся 11 классов, которые наиболее значимыми считают следующие результаты обучения в школе:
хорошую подготовку для поступления в вуз – 71,4%;
умение учиться, овладевать новыми знаниями, навыки работоспособности – 67,4%;
высокий уровень знаний по школьным предметам – 67%.
Таким образом, установки на получение качественного образования связаны с представлениями и о качестве процесса, и о качестве результата.
Удовлетворенность родителей обусловлена рядом факторов. Все родители высоко оценивают профессионализм преподавателей; доброжелательность учителей, их готовность помочь, хорошее отношение к детям; материально-техническую базу; условия для сохранения здоровья детей.
Итак, можно подвести итог, что на качество образовательного процесса влияют:
реализация деятельности профильного обучения;
организация работы с одаренными детьми;
организация воспитательной работы,
развитии нового профессионализма учителя;
дистанционное обучение
создания сетевой модели образования
организация адресной социальной поддержки учащихся (инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица с низкими доходами и т.д.)