Создание условий для формирования экологической культуры младших школьников


Недашковская Л.Ю.
учитель нач.классов МБОУ СОШ № 5
п.г.т. Сафоново
ЗАТО г. Североморск
Создание условий для формирования экологической культуры младших школьников
Введение
Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат.
«Царица – гусеница!» Э. Асадов
Смотри, смотри, какая раскрасавица!-
Мальчишка смотрит радостно на мать-
Царица – гусеница! Правда, нравится?
Давай ее кормить и охранять!
И вправду, будто древняя царица,
Таинственным сказаниям сродни,
На краснобоком яблоке в тени
Сидела золотая гусеница.
Но женщина воскликнула; – Пустое!-
И засмеялась: – Ах ты, мой сверчок!
Готов везде оберегать живое
Да это же вредитель, дурачок!
В четыре года надо быть мужчиной!
Соображай. Ты видишь, вот сюда
Она вползает, портит сердцевину,
И яблоко хоть выброси тогда!
Нет, нам с тобой такое не годится
Сейчас мы глянем, что ты за герой.-
Она стряхнула с ветки гусеницу:
А ну – ка, раздави ее ногой! –
И мальчик, мину напуская злую
И подавляя в тайне тошноту
Шагнул ногой на теплую, живую,
Жемчужно – золотую красоту…
Вот это славно! Умница, хвалю! –
И тот, стремясь покончить с добротою,
Вскричал со зверски поднятой ногою:
Кидай еще! Другую раздавлю!
Мать с древних пор на свете против зла,
Но как же этой не понятно было.
Что сердцевину яблока спасла,
А вот в мальчишке, что – то загубила.
Мы удивляемся и возмущаемся, когда видим, как подростки мучают кошку или щенка и говорим: «Откуда в них такая жестокость! Ведь мы их воспитывали!»
А может, не так воспитывали?
Может, не сумели заложить самое главное – умение сочувствовать, сопереживать животным, растениям?
Сочувствовать – значит бережно относиться. Бережно относиться – значит понимать самоценность каждого вида.
Не обязательно любить всех животных, все растения, к чему мы часто призываем детей. Важно понимать живые существа и сопереживать им. Ребенок может не любить дождевого червяка, но он должен понимать и чувствовать, почему нельзя давить червей, вылезающих на поверхность во время дождя.
Именно для этого и на таких подходах, основываются наши занятия по экологии. В игровой форме дети получают знания о природе, о мире.
Во Вселенной находится множество планет, но среди них самая близкая, самая прекрасная – это Земля.
Это о ней так тепло, так проникновенно сказала поэтесса Э. Огнецвет:
Она нам не желает ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.
1.Актуальность
Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающей его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры – совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Исходя из цели, основными задачами экологического образования являются:
- воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней;
- восприятие ее красоты и многообразия;
- формирование знаний о природе;
- развитие сопереживания к бедствиям природы;
- потребности бороться за ее сохранность.
Решение всех задач возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности школьных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.
Экологическое воспитание включает и раскрывает основные содержательные линии:
Земля – единая экосистема.
Человек – существо биосоциальное.
Человек – часть экологической системы.
2. Система экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Формирование начальных основ экологической культуры требует разработки
Системы экологического воспитания. Эта система включает определенные принципы, формы и методы работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
а) принципы
В основу программы положены принципы:
- краеведения;
- -природосообразности;
- научности и доступности понятий;
- «спирали»;
- междисциплинарности и интеграции содержания.
б) формы
Программа экологического развития предполагает использование разнообразных форм работы:
-занятия и уроки;
- экскурсии;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- работа кружков и клубов с природоведческой тематикой;
-проведение экологических викторин и олимпиад;
-выпуск детьми «Экологических листовок».
в) методы
Основным методом в экологическом развитии детей является наблюдение. С помощью наблюдения ребенок познает не только внешние признаки и свойства объектов природы, но и связь их со средой. Кроме того важно еще и тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы.
Таким образом, практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и экологической культуры. Именно в результате наблюдений и практической деятельности в природе дети начинают понимать, что:
- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
- окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно изменяется.
Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа – чуткая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно – следственные связи, сформулировать выводы, сделать общение, перенести за знание в новую ситуацию.
Огромное значение в работе с детьми имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляются легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучение ситуации, элементы сюжетно - ролевые игры.
3. Возможности школы в формировании экологической культуры.
Я работаю в Сафоновской средней школе. Наша школа находится в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Природные компоненты являются обязательной частью среды жизни детей.
Поэтому именно эта среда обладает особой силой воздействия на становление экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека.
Большие возможности для экологического воспитания имеет наша школа. В коридорах и кабинетах школы много комнатных растений. Дети знают, что растения не только создают уют в школе и украшают её, но и очищают воздух. Учителя и воспитатели учат ребят ухаживать за растениями, разводить их. В школе регулярно проводятся конкурсы на самый уютный кабинет, где учитывается чистота, порядок, наличие комнатных растений и их разнообразие. Зелени много не только внутри школы, но и вокруг неё. Прекрасные клумбы цветут летом и осенью у входа в школу. Ребята под руководством учителя выращивают рассаду цветов для будущей клумбы.
4. Практическая деятельность детей.
Работу по воспитанию экологической культуры я провожу на уроках краеведения, математики, русского языка, рисования и чтения. Все занятия можно подразделить на три направления.
1. Земля – наш дом родной.
Здесь содержание всех тем наполнено единой мыслью: человек, животные, птицы, растению имеют много общего, имеют единые корни происхождения и единый дом – планету Земля.
2. Если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно.
Занятия подчинены изучению взаимосвязей, причинности и следствий в природе. Ребенок должен понять, что в окружающем мире нет ничего лишнего и ненужного, осознать, что человек не имеет право грубо перекраивать природу по своему желанию.
3. Без нас природа проживет, а мы без неё – нет.
Здесь необходимо показать ценность и значимость природы для человека.
К первому блоку можно отнести следующие проведенные мероприятия.
Чистое утро.
Это подарок ребят своей планете. Они выходят на уборку выбранной заранее территории школы, в своем селе, классе.
Давай поиграем.
Здесь разговор идет о необходимости игр для развития человека, а также многих животных, птиц. Ребята играют в любимые подвижные игры, знакомятся с новыми. Проводятся эстафеты: “Зоологические забеги”, “Зов джунглей”.
Я и моя семья.
Здесь раскрывается роль родителей для ребенка и для детенышей животных.
Именная книга.
Это составление своеобразной копилка кличек, которыми люди называют своих питомцев. Дети рассказывают о своих любимцах, пишут о них рассказы, пробуют сочинять стихи, делают поделки.
Добрая зима.
Ребята с осени начинают заботиться о птицах, с этой целью мы собираем семена растений, плоды кустарников, мастерим и развешиваем кормушки. Дети с желанием и интересом подкармливают пернатых друзей.
Капелька
Занятие направленно на сбережение чистой воды. К этому блоку можно отнести чтение книг, просмотр диафильмов о животных и растениях, оформление выставок.
Приведу примеры занятий, проводимые по второму блоку:
Возвращенный лес
Ребята приняли участие в сборе макулатуры и в соревновании заняли первое место среди начальных классов.
“Жалобная книга природы”
Проводится экскурсия в природу с целью наблюдения за состоянием окружающей среды, а потом дети составляют жалобы от имени животных и растений. После чего проводится обсуждение поступивших жалоб и выносится решение: чем и как можно помочь природе.
Разведка прекрасного и удивительного.
Проводится экскурсия в природу с целью: открыть для себя, как можно больше прекрасного и удивительного. У каждого ребенка есть своё дерево, с которым он может поговорить. Общение с природой прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Кто глух к природе в детстве и не открыл для себя её красоты, кого не научили заботиться о животном, как о более слабом существе, у того потом трудно разбудить человеческую доброту.
Коллекция увиденных животных.
Дети по группам составляют альбом о животных, которых они знают. Находят о них стихи, пишут сочинения, рисуют.
Прогноз погоды.
Речь идет о народных приметах. Занятия проводятся для каждого сезона.
Рожденные свободными.
Мы разговариваем о диких животных и почему они гибнут в неволе.
Красная книга
Дети знакомятся с Красной книгой, узнают историю её создания, составляют “Красную книгу нашего края”.
К третьему блоку можно отнести следующие темы занятий:
Роль цветов. Цветы в литературе и музыке”
Ребята составляют альбомы о цветах, разыскивают стихи и мелодии о цветах. Проводилась игра “Поле чудес” на тему “Цветы” и игра “Цветочная азбука”, дети писали сочинения, изготавливали аппликации.
Лесная аптека.
Знакомство с лекарственными растениями, растениями, произрастающими в нашей местности, встречи со Стобедом, беседы врача – предполагает эта тема.
Дары леса.
Речь на этом занятии идет о грибах, ягодах. Здесь мы также используем загадки, стихи, частушки, составляем свои сказки, изучаем правила поведения в лесу.
Полезные ископаемые
Рассказать о богатствах, хранящихся в недрах нашей Земли, их разнообразии и рациональном использовании.
Где и как отдыхать.
Показать преимущество природы родного края, туристические походы, прогулки по экологической тропе.
5. Работа с родителями.
Успех работы педагога в значительной степени зависит от того, насколько ему удается добиться единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Связь школы с семьей очень важна. Ведь именно в семье начинается формирование личности ребенка, начало всех личностных качеств закладывается в семье, которые должны развиваться и возрастать в школе. Поэтому работа с родителями учащихся (педагогическая пропаганда, индивидуальная работа с отдельными семьями, привлечение родителей для оказания помощи классу) является необходимой составной частью учебно – воспитательного процесса школы.
Ведется мною работа с родителями и по экологическому направлению. Это, конечно же, родительские собрания, совместные праздники, экскурсии.
Заключение
Многие исследования показали, что большинство людей усваивают те или иные убеждения с детства, до того, как получают возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить которые уже трудно.
Итак, любовь к природе, сознательное, бережливое и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье, дошкольных и школьных учреждений.
Экологическое образование и воспитание, которое формируют экологическое сознание человека, осуществляются в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании.
Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания взрослых, готовности школьных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий древний источник познания и воспитания человека. От Аристотеля и Авицены до наших дней естественно-испытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М.М. Пришвин.
И если невозможно научить людей так же выражать свою любовь к природе, то можно научить их сопереживать этой любви, открыв человеку глаза на прекрасный мир.
Список литературы
Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Ю.Н. Александрова (и др.). – Волгоград: Учитель, 2011
Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. /Начальная школа, 2005 -№6
Зайцева С.К. Экология для младших школьников / Начальная школа, 2005-№4
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М..: Аркти, 2004
Маханева М.Д. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: Аркти, 2004
Плешаков А.А. Зеленый дом – М.: Просвещение, 1999