Разработка мастер-класса на тему Применение технологий арт-терапии для снятия психоэмоционального напряжения у обучающихся с особыми образовательными потребностями.


«Применение технологий арт-терапии для снятия психоэмоционального напряжения у обучающихся с особыми образовательными потребностями».
Т.Н. Леонтьева
педагог-психолог МБОУ «СШ № 42»
Цель: познакомить с технологией арт – терапии «Мандала- терапия», как инструмента для снятия психоэмоционального напряжения у обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, канцелярские принадлежности: лист А-3, цветные и простые карандаши, разноцветные камушки, пастель.
Слайд № 1.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на нашем мастер-классе «Применение технологий арт-терапии для снятия психоэмоционального напряжения у обучающихся с особыми образовательными потребностями».
Хочу познакомить вас с некоторыми технологиями арт-терапии, которые вы также могли бы использовать в своей работе. Ведь это очень важно, каким образом снизить психоэмоциональное напряжение у обучающихся с особыми образовательными потребностями, как обеспечить качественное взаимодействие в классном коллективе.
Снятие психоэмоционального напряжения у обучающихся с особыми образовательными потребностями остается актуальной проблемой на сегодняшний день. Эти дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений в классном коллективе.
Для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных, расторможенных детей, развить у них навыки саморегуляции в своей работе с обучающимися мы применяем метод мандал. Но для начала выясним, что же такое мандала?
Слайд № 2.
  Мандала – это символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть(круг), так и невидимый мир (центр), который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций.
Однако нас интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психологическое содержание.
Слайд № 3.
  Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством).
На мой взгляд, это естественный и радостный способ улучшения психоэмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
Слайд № 4.
В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.
  Для педагога-психолога мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе.
Слайд № 5.
Но сегодня мы хотим познакомить вас с некоторыми технологиями мандал, которые вы могли бы использовать на своих уроках.
Используя некоторые из технологий, вы сможете не только поднять настроение ребенку, дать почувствовать себя комфортнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущерба интересам других детей. Арт-терапия использует творческие ресурсы ребенка и глубинные процессы психики.
А еще мандалы удивительным образом влияют на наше настроение. Рисовать мандалы – замечательный способ расслабиться, помедитировать и помечтать. Помимо расслабляющего эффекта в ходе точного прорисовывания заданной последовательности штрихов у детей развивается усидчивость и способность концентрироваться. Что так необходимо детям во время урока. Попутно, в игровой форме, тренируется мелкая моторика и координация системы глаза-руки. Благодаря этой технике улучшается память.
Рисовать мандалу можно не только в одиночку, но и в группе. Отдельные штрихи узора сначала показывают на доске, а затем обучающиеся переносят на бумагу. За счет разного уровня сложности узора упражнение может быть адаптировано к успеваемости и способностям обучающегося. Здесь легко применить дифференцированный подход.
Медитативное рисование прекрасно поможет успокоить класс. После объяснения всего одного-двух узоров упражнение длиться несколько минут. Его можно использовать в любое время на уроке и в качестве «переменки». Утром в школе перед началом урока. Рисованием мандал со всеми возможными вариантами лучше заниматься на уроках рисования. При этом для работы используются обычные листы бумаги, на которых обучающиеся придумывают свои собственные узоры.
Слайд № 6.
Создавать мандалы можно из разнообразного материала (цветной песок, соль, камушки, кристалы). При работе с цветным песком мы используем набор из нескольких цветов, или же песочницу. Можно использовать 1 кг цветного песка и разровнять его по поверхности песочницы. При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. После окончания работы предлагаем детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе.
Слайд № 7.
Вопросы к детям:
 1.​ Что тебе понравилось больше всего делать на занятии?
 2. Что ты чувствовал, когда изображал мандалу?
 3. Какие ощущения ты испытываешь сейчас?
Таким образом, разрисовывание мандал детьми – это урок, который научит способности быть наедине самим с собой, проявляя фантазию, но при этом не выходя за рамки.
Слайд № 8.
Подобные занятия тренируют усидчивость и аккуратность, чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления, способствуют сплочению классного коллектива, снятию напряженности, улучшению психологической атмосферы.
На своих занятиях я заметила, что дети с удовольствием рисуют узоры. Очень часто, взяв за основу предложенные мотивы, они придумывают собственные. Вовлекать в этот процесс лучше детей младшего школьного возраста.Слайд № 9.
А сейчас я предлагаю вам приступить к практической работе - совершить это увлекательное путешествие-приключение, вглубь себя, в мир художественного творчества под звуки музыки. Мы с вами будем рисовать мандалу.
Практическая работа по заполнению круга мандалы (работа проходит под негромкую, приятную музыку).
Для работы с мандалой я вам предлагаю на выбор готовые шаблоны. На что важно здесь обратить внимание?
Прежде всего выбор. Вам предлагается 4–6 таких мандал (чем больше, тем лучше) и из них вам необходимо выбрать интуитивно ту, которая более всего откликается на данный момент. Выбор можно сделать как расположив к себе мандалы лицевой стороной и почувствовать отклик, рассматривая рисунок, так и достав спонтанно из стопки первый попавшийся лист. Приоритета нет ни в одном, ни в другом способе, просто доверьтесь тому, как вам хочется выбрать именно в данный момент.
Удерживайте свой взгляд внутри выбранного шаблона в течение некоторого времени, пока не почувствуете, что готовы работать.
Прислушайтесь к тем чувствам, ощущениям, которые возникли у вас в этот момент.
Затем плавно направьте свое внимание на палитру (карандаши, камешки, песок), которая лежит перед вами.
/В раскрашивании рекомендуется чаще использовать карандаши, или тонкую пастель, краски чтобы вы как можно полнее прочувствовали формы, которые заполняете цветом/.

Отметьте, какой цвет был первым, тот цвет, на котором остановился ваш взгляд в первую очередь. Доверьтесь этому. И не важно, приятен он для вас или нет, вписывается в логику вашей темы или нет – возьмите его. После чего перенесите свое внимание в чистое пространство круга. Не торопитесь, дайте поблуждать взгляду в этом пространстве, можете даже провести рукой или коснуться пальцем в разных местах круга. С какого места вы начнете? Дайте выбрать не вашей логике, а вашим ощущениям, вашей руке.
После этого интуитивный выбор цвета и места, с которого хотелось бы начинать раскрашивать мандалу и далее… Так нужно заполнить все пространство круга. Желательно, чтобы осталось как можно меньше, или совсем не осталось незакрашенных пустот.
Отставьте свои эстетические и художественные представления в стороне и просто дайте возможность себе выразиться.
В конце работы по желанию можно:
• придумать ей название,
• подобрать для нее фон,
• вырезать мандалу и повесить ее на стену.
Слайд №11.
Эффект от работы с мандалой.
/После работы с мандалами, важно дать возможность каждому проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы). /
Мы с вами тоже поговорим о чувствах, которые вы испытывали, рисуя свою мандалу, ответив на вопросы.
Слайд № 12.
Рефлексия (по желанию):
Вопрос первый: какие чувства Вы испытывали, рисуя мандалу? Вы можете, рассматривая свою мандалу, крутить ее по часовой стрелке.
Вопрос второй: довольны ли вы результатом?
Вопрос третий: что - бы вы хотели сделать с этой мандалой?
Вопрос четвертый: как вы себя чувствуете?
Все участники семинара по очереди отвечают на вопросы и затем заполняют анкету участника мастер – класса.
Слайд № 13.
Вывод: каждый раз, когда в жизни, у вас у ваших близких, или у детей, которых вы обучаете, появляется проблема, рекомендую использовать этот метод с помощью которого возможно увидеть что-то новое в себе и выполнить определенную задачу. Исследуйте себя, рисуйте мандалы, высвобождайте свою внутреннюю творческую энергию, входите в состояние медитации. Таким образом, Вы сможете лучше понять себя, увидеть скрытые причины своих поступков и избавиться от глубоких психологических проблем. В работе над собой Вы также можете использовать готовые целительные мандалы, просто медитируя на них и постепенно погружаясь внутрь себя. Работать с мандалами можно постоянно, когда возникает какая-нибудь проблема, т.е. по индивидуальной потребности.
Более подробно о мандала - терапии читайте сборник под редакцией А.И. Копытина «Диагностика в арт – терапии. Метод «Мандала».
Будьте счастливы!
Анкета участника мастер – класса
по теме: «Применение технологий арт-терапии для снятия психоэмоционального напряжения у обучающихся с особыми образовательными потребностями».
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно!
1. Какие вопросы Вы хотели бы рассмотреть на следующем мастер – классе?
2. Пригодится ли Вам метод мандала – терапии для работы и в повседневной жизни?
«Да» «Нет»
3. Дайте, пожалуйста, эмоциональную окраску мастер – классу.
Отлично Хорошо Удовлетворительно
Анкета участника мастер – класса
по теме: «Применение технологий арт-терапии для снятия психоэмоционального напряжения у обучающихся с особыми образовательными потребностями».
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно!
1. Какие вопросы Вы хотели бы рассмотреть на следующем мастер – классе?
2. Пригодится ли Вам метод мандала – терапии для работы и в повседневной жизни?
«Да» «Нет»
3. Дайте, пожалуйста, эмоциональную окраску мастер – классу.
Отлично Хорошо Удовлетворительно