«Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления детей дошкольного возраста»
«Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления детей дошкольного возраста» Тема здоровья актуальна для всех времен и народов. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Влияние музыки на здоровье детей – это общепризнанный факт. Музыкальная терапия относится к интегрированным методам восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений. Поэтому, необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Исходя из этого, планируя активную музыкотерапию, ставлю перед собой целью развить у дошкольников музыкальность, чувство ритма, пластичность и выразительность движений, научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации музыкальных занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для музыкального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Особое внимание на своих занятиях уделяю воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, преодолению барьеров общения, созданию возможностей для эмоционального самовыражения. Занятия проводятся с учетом психологических и индивидуальных особенностей детей. Применение методов музыкотерапии в музыкальных занятиях для выравнивания психо-эмоциональной сферы у детей стало целью моей работы.
Цель реализую в следующих задачах:
1.Формировать у дошкольников умение слушать: от хорошо известных “близких” звуков, окружающих ребёнка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию.
2.Пробуждать у дошкольников средствами музыки потребность в творческой деятельности выражать своё отношение к миру.
3.Создавать условия для развития фантазии, воображения, творческих способностей в продуктивной деятельности под музыку.
Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе - внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей.
Дыхательная музыкотерапия оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу, позволяя проводить развивающий эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психофизиологического состояния ребенка. Она дает возможность через звук очень точно контролировать малейшие изменения в дыхании, как самому ребенку, так и педагогу. Ребенок занимается гимнастикой через приятный, эмоционально окрашенный вид деятельности – пение, чтение стихов, игру на духовых инструментах. Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность.
Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.
Музыкально–ритмическая деятельность составляет примерно 40-50%. В ней воспитанники выполняют упражнения, способствующие освоению определённых танцевально–игровых элементов, в чёткой ритмичной передаче основных движений, помогающих ориентироваться в выполнении различных построений. По тому, как ребёнок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его физическом развитии, умении координировать движения, эмоциональном настроении. Чем больше двигательный опыт ребёнка, тем больше уверенности он приобретает, тем шире его творчество. Кроме того, движения служат стимулом для созревания нервных связей. Упражнения способствуют формированию: опорно – двигательного аппарата; правильной осанки; пластики, гибкости; умению двигаться согласованно с музыкой.
Главным мотивом маленьких детей в освоении и совершенствовании двигательного опыта является интерес. Стараюсь вызывать у детей положительные эмоции, развиваю эти умения в ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, соответствующих возрастным физиологическим характеристикам.
Музыкальная релаксация- данные упражнения направлены на коррекцию психо-эмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления. При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции.
Я отметила, что при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психо-эмоциональное состояние и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогли уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повысил свой собственный тонус, уровень бодрости.
Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Активная музыкотерапия даёт возможность для ребенка не только занимательно провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоить необходимые умения и навыки, сохранить физическое и психическое здоровье, а также создать предпосылки для сознательного ведения здорового образа жизни.
Таким образом, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дают потрясающий эффект.
Хотелось бы закончить своё выступление такими словами: «Каждый ваш вдох - великая радость жизни. Радуйтесь каждому вдоху, каждому мгновению жизни и научите этому своих детей».
Список литературы
1. Анисимова Г. И. «100 музыкальных игр для развития дошкольника»
2. Бочкарев Л. П. «Психология музыкальной деятельности» - М.: Ин-т психологии, 1997.
3. Брусиловский Л. С. «Музыкотерапия: руководство по психологии» - Ташкент, 1985.
4. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001.
5.Лазарев М. «Здравствуй!»: Учебное методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2004г.
6. Мальцев С. М. «О психологии музыкальной импровизации» - М.: Музыка, 1991.
7. Научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» г. Санкт-Петербург, № 4 – 2010 г., № 3 – 2011 г., № 9 – 2012 г.
8. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000