Методическая разработка Индивидуальный образовательный маршрут
Муниципальное образовательное организация дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества»
Нижнегорского района Республики Крым
УТВЕРЖДЕНО
Протокол _______
№_____ от "__" _____20____ г.
директор МОО ДО ЦДЮТ
Нижнегорского района
________________А.Н.Десятерик
Индивидуальный образовательный маршрут
ученика
Разработка:
педагога дополнительного образования МОО ДО «ЦДЮТ» Нижнегорского района Куртвелиевой Елены Александровны
п. Нижнегорский
2014г
Пояснительная записка.
Дополнительное образование, являющееся частью образовательной системы, имеет важное значение для развития творческого потенциала ребенка, должно создать оптимальные условия для развития у учащихся способности к самообразованию, самоопределению и самореализации. Для этого ему необходимо стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Способ реализации задачи индивидуализации в дополнительном образовании состоит в использовании в процессе обучения индивидуального образовательного маршрута.
Данный образовательный маршрут ориентирован на развитие и поддержку одаренного ребенка , направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня подготовленности.
Цель:
-создать условия для формирования и развития у обучающегося интеллектуальных и практических знаний, умений, творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания;
-привлечь учащихся к созданию авторских работ, участию в тематических и авторских выставках и конкурсах.
Задача:
-обеспечить одаренному ребенку условия для его развития в максимально удобных для него условиях и в максимально удобное для него время.
Прогнозируемый результат:
Реализация приобретенных знаний и умений при изготовлении авторских изделий декоративно-прикладного творчества высокого художественного уровня.
Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту основана на следующих принципах:
-индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;
-вариативность программ, учебных курсов, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся , их родителей;
-качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба их здоровью.
Главное в построенном таким образом учебном процессе - признание за каждым учеником права на значительную автономию, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями.
Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листа индивидуального маршрута обучения (Приложение А). В данный лист ученик заносит информацию о выбранном направлении деятельности, формах его реализации и сроках выполнения. Последние графы «Самооценка» и «Оценка родителя» заполняются учеником и родителем (соответственно).
На основе выбранного вида деятельности составляется индивидуальная образовательная программа учащегося, которая является технологическим средством реализации ИОМ.
Индивидуальная образовательная программа
Структура индивидуальной образовательной программы:
( целевое назначение: создание одаренному ребенку условий благоприятных для его самореализации и саморазвития;
( продолжительность обучения: 50 часов (может корректироваться)
( ожидаемый результат: учащийся умеет изготавливать изделия по собственному замыслу, начиная с разработки идеи и технологической карты, заканчивая его презентацией, находить нестандартные решения, мыслить творчески.
( формы аттестации достижений учащегося: участие в выставках, презетация, портфолио (Приложение Б).
Индивидуальная образовательная программа
Количество часов
Всего
Теоретич. занятия
Практич. занятия
50
15
35
Разработанная индивидуальная образовательная программа построена на основе метода проектов (Приложение В).
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, демонстрация наглядных пособий;
· б) репродуктивный: воспроизведение по образцу; в) проблемный ; г) частично – поисковый; д)исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно подбирая необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Используемая литература
Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е.И., Тряпицына. А.П. - СПб, 1997.
Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – Воронеж, 1996.
Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. – М., 2004.
Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003.
Приложение А
Лист
Индивидуального образовательного маршрута (заполняется учеником)
Ф.И.О. ученика_____________________________________________________________
Воспитанника(цы)_____________группы т/о «Мастерица» МБОУ ДО «ЦДЮТ» Нижнегорского района
На_____/ _______учебный год
Деятельность
Форма предоставления результата
сроки
Самооценка
Оценка родителей
Педагог ______________/___________ /
Ученик (ца) ________________/____________/
Родитель _________________/___________/
Приложение Б.
Портфолио:
Ф.И.О воспитанника творческого объединения (заполняется учеником)
Деятельность
Форма представления результата
Период
Раздел документов
Дипломы, грамоты и т.д.
Раздел работ
Фотографии работ, моделей, видеозаписи
Раздел отзывов
Тексты заключений, рецензии, характеристики
Приложение В.
Индивидуальный учебный план:
Содержание (раздел программы, тема)
Форма изучения
Форма отчета
Сроки
1. Обоснование выбора объекта труда.
Выбор объекта проектной деятельности. Подготовка историко-технологической справки об эволюции объекта
устная
2. Конструкторский этап.
а) планирование проектной деятельности(определение критериев соответствия, выбор и проработка оптимального варианта конструкции и технологии изготовления изделия); б) составление конструкторской и технологической документации; в) подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования;
проектная и технологическая документация
3.Технологический этап.
а)практическая реализация проекта (выполнение тренировочных упражнений и операций); б)внесение при необходимости изменений в конструкцию; в)соблюдение технологической дисциплины, культуры труда; г)текущий контроль качества выполнения изделия, операций;
тренировочные образцы, изделие на этапах его производства
4.Заключительный этап
а)оценка качества реализации проекта, анализ результатов; б)презентация (изучение возможности использования результатов проектной деятельности, участие в выставках и конкурсах); в)экономические расчеты и экологическая экспертиза.
Презентация изделия
15