Адаптированные рабочие программы по музыке для 2 К класса
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
sch-281@yandex.ruОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ
ДЛЯ 2-К КЛАССА
НА 2014 – 2015 УЧ.Г.
Автор-составитель программы –
учитель пения
Никитанова А.В.
Москва
2014
МУЗЫКА И ПЕНИЕ
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные в “Программах специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида” под редакцией В.В. Воронковой.Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация. Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки. Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения. Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности; формировать музыкально-эстетический словарь; формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности; совершенствовать певческие навыки; развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки. Задачи воспитывающие:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью; способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость; активизировать творческие способности. Задачи коррекционно-развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи. Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков. Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение. После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен. Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников. Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен. Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление. Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения, оборудуется: музыкальными инструментами (фортепиано или электронно-музыкальный клавишный инструмент, инструментарий К. Орфа и др.); техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели для виниловых и компактдисков, видеоаппаратура, диапроектор); музыкально-дидактическими пособиями (аудио- и видеозаписи, компактдиски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература). В классе ограничивается количество предметов, отвлекающих внимание (картины, стенды и т. п.). Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию. Дети во время уроков располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Учебные места двигательно расторможенных детей находятся на минимальном расстоянии от преподавателя. Продолжением работы по музыкальному воспитанию являются внеклассные мероприятия: специальные музыкальные занятия, кружки, массовые мероприятия, введение музыки в режимные моменты учащихся. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида имеется возможность проведения внеклассных музыкальных занятий с группами постоянного состава, совпадающими с воспитательными группами учащихся одного класса. Занятия могут проводиться в малых группах, подгруппах, с учетом эмоционально-поведенческих расстройств или индивидуально с детьми, имеющими тяжелые, стойкие психопатоподобные расстройства поведения, ограничивающие участие таких детей в коллективных видах деятельности. Дополнительное музыкальное образование и воспитание представляется в виде кружков. Занятия кружков проводятся не только со способными в музыкальном отношении учащимися, но и со всеми желающими. Вся кружковая работа как форма дополнительного образования и воспитания направлена на выявление имеющихся музыкальных, общехудожественных способностей, умений и их дальнейшее развитие. Из массовых форм проводятся следующие мероприятия: утренники, посвященные календарным датам; музыкальные праздники; постановка музыкальных спектаклей; представлений; конкурсы песни; смотры художественной самодеятельности; танцевальные вечера, дискотеки; посещение концертов, оперных и балетных спектаклей. Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное музицирование детей; слушание радио- и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки). Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни осуществляет учитель музыки. Он должен следить не только за тем, чтобы дети воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произведения, но и ограничивать музыкально-звуковую информацию, негативно влияющую на общее развитие учащихся. Благотворное воздействие классической и детской музыки проявляется в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имеющая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок- и рэп-музыка, вызывающие у них состояния, по внешним и внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии, немотивированной агрессии совместно со снижением контроля со стороны сознания. Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке. На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью; эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией. Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры. Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий.
2 класс
(1 ч в неделю)
ПЕНИЕ
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале. Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — до2. Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне. Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла). Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения. Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. Развитие умения различать звуки по высоте (высокие — низкие) и длительности (долгие — короткие). Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях. Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта. Игра на музыкальных инструментах. Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на металлофоне.
Примерный музыкальный материал для пения
П е р в а я ч е т в е р т ь
На горе-то калина. Русская народная песня. Каравай. Русская народная песня. Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой.
В т о р а я ч е т в е р т ь
Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского. Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен). Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева.
Т р е т ь я ч е т в е р т ь
Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О. Высотской. Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой. Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова. Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ь
Бабушкин козлик. Русская народная песня. Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта. На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
Музыкальные произведения для слушания
К. Сен-Санс. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных». Л. Боккерини. Менуэт. Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк». П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома». А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка». Рамиресс. Жаворонок. С. Рахманинов. Итальянская полька. Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника. Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского. Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина. Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать: высокие и низкие, долгие и короткие звуки; музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта); характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр). Учащиеся должны уметь: исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.
Календарно-тематическое планирование 2 К класс
I четверть
№п/п Тема Дата
1 "Что нам осень принесёт?" Разучивание песни "Огородная-хороводная." Слушание песни "Овощи." 01.09.2014
2 Работа над песней "Огородная-хороводная." Повторение песни "Что нам осень принесёт?" Слушание: "Что у осени в корзине."08.09.2014
3 Повторение песни "Огородная-хороводная". Пение песни "Осень." Слушание: Различие -марша и польки на примерах муз. произведений. 15.09.2014
4 "Народные песни в гостях." Разучивание песни "На горе-то калина." Повторение: "Во поле берёза стояла." Слушание:"Гопак."у.н.т. 22.09.2014
5 Работа над песней "На горе-то калина." Повторение песни "Мой конёк."ч.н.п. Слушание марш, полька, танец на примерах. Слушание песни: "Во поле берёза стояла."р.н.п. 29.10.2014
6 Работа над песней "На горе-калина". Повторение песни "САВКА И Гришка сделали ду-ду"..б.н.п. Пение песни "Каравай" р.н.п. Слушание :"Гопак". 06.10.2014
7 "Пени из мультфильмов". Разучивание песни "Неприятность эту мы переживём" .Слушание песни "Улыбка"-умение по вступлению узнавать и называть песню. 13.10.2014
8 Работа над песней "Неприятность эту мы переживём" Пение пени "Улыбка" Слушание Голубой вагон" и "Песня Красной шапочки". 20.10.2014
9 Повторение песен прошлого урока. Муз. викторина "Угадай песню и спой". 27.10.2014
II четверть
№п/п Тема Дата
1 "Скоро будет зима". Разучивание песенки "Снежинки". Слушание: "Зимнее утро". 10.2014
2 Работа над песней "Снежинки". Начало разучивания песни "Хорошо, что снежок пошёл". Слушание : Различие звуков по высоте. 17.11.2014
3 Работа над песнями "Хорошо, что снежок пошёл" и "Снежинки". Слушание: "Снежная песенка". 24.11.2014
4 "Пляшет маленький народ". Разучивание: "Новогодняя-хороводная". Слушание: Различие звука по высоте и длительности. 01.12.2014
5 Работа над песней "Новогодняя-хороводная". Начало разучивания песни "Пёстрый колпачок". Слушание: Различие вступления, запева, проигрыша и окончания в песне. 08.12.2014
6 Работа над дикцией, интонацией и словами в песнях "Пёстрый колпачок "и "Новогодняя хороводная". Слушание: Многофункциональность музыки. 15.12.2014
7 Повторение пройденного. Муз. викторина: "Отгадай песню". 22.12.2014
III четверть
№п/п Тема Дата
1 "Пришла весёлая зима". Работа над напевным звучанием и точным интонированием мотива. Пение песни "Опять зима пришла" муз. Слонова. Слушание:"Пришла весёлая зима". 12.01.2015
2 Повторение темы прошлого урока. Работа над дикцией, интонацией в песне "Опять зима пришла". Начало разучивания песни "Зимняя песенка" муз. Витлина. Слушание:"Зимнее утро". муз П. И. Чайковского. 19.01.2015
3 Работа над словами и интонацией в песнях "Зимняя песенка" и "Опять зима пришла" муз. Слонова. Слушание: "Почему медведь зимой спит". муз.Л.Книппера и "Колыбельная Медведицы". муз. Ю. Крылатова.(в сравнении). 26.01.2015
4 Тема: "Защитникам Отечества посвящается". Разучивание: "Песня о пограничнике".муз. Богославского. Слушание: "Стой, кто идёт?" муз. Соловьёго-Седого".- характер и содержание муз. произведения. 02.02.2015
5 Продолжение работы над "Песней о пограничнике". Повторение песни "Наша Родина сильна". Начало разучивания : "Песню девочкам поём". Слушание: "Волшебный цветок", муз.Ю.Чичкова. 09.02.2015
6 Работа над песней "Песню девочкам поём" .Повторение: "Песня о пограничнике". Отработка слов, дикции, интонации в песнях. Слушание:Различие муз. инструментов ( струнные, духовые ). 16.02.2015
7 Тема: "О первом весеннем празднике". Разучивание песни "Мамин праздник". муз. Ю.Гурьева. Повторение : "Для кого мы поём". и "Мы запели песенку" .Слушание: "Наша мама". муз. Ю.Слонова. 02.03.2015
8 Работа над песнями прошлого урока ( над дикцией, интонацией и словами). Слушание: "Песня о бабушке". муз. Филиппенко. 09.03.2015
9 Тема: "С друзьями всегда веселей".Пение песни "Улыбка". музВ.Шаинского. Повторение песен "Всё мы делим пополам". муз. В.Шаинского. и "Песня друзей". из м/ф "Бременские музыканты". Слушание: "Неприятность эту мы переживём". муз. Б.Савельева Из м/ф "Лето кота Леаопольда". 16.03.2015
10 Работа над песнями прошлого урока ( над словами, интонацией и дикцией ). Муз.викторина: "Отгадай песенку и спой". 23.03.2015
IVчетверть
№п/п Тема Дата
1 Тема: "Здравствуй весна!" Разучивание : "Весенняя песенка". Муз. Полонского. Слушание: "Белые кораблики". Муз. В.Шаинского. 30.03.2015
2 Работа над дикцией, интонацией, словами в песне "Весенняя песенка". Знакомство с песней "Здравствуй весна!" Слушание: "Крылатые качели". Муз. Е.Крылатова. 06.04.2015
3 Пение песни "Здравствуй, весна!" Повторение песни "Весенняя песенка". Слушание: "Волшебный цветок". Муз. В. Шаинского. 13.04.2015
4 Т:ема: "В гостях народная песня". Пение -"Бабушкин козлик" р.н.п. Повторение песни "Савка и Гришка" бел.н.п. Слушание: "Раз,два, три, четыре, пять"ч.н.п. 20.04.2015
5 Работа над песней "Бабушкин козлик". Знакомство с песней "Пение птиц" польская н.п. Повторение песни "На горе-то калина" р.н.п. Слушание: "Раз,два,три,четыре,пять" ч.н.п. 27.04.2015
Работа над песнями "Пение птиц" и "Бабушкин козлик". Повторение песни "Во поле берёза стояла" р.н.п. Слушание: "Пастушка" франц.н.п. 04.05.2015
6 Тема: "Песни из любимых мультфильмов". Разучивание песни "Если добрый ты" муз. Б.Савельева. Повторение: "Песня друзей" из м/ф "Бременские музыканты". Слушание: "Волшебный цветок" из м/ф "Шёлковая кисточка" муз. В.Шаинского11.05.2015
7 Работа над песней "Если добрый ты". Знакомство с песней "На крутом бережку". Из м/ф "Леопольд и золотая рыбка муз. Б.Савельева. Слушание: музыкальные инструменты и их звучание (на примерах муз. произведений). 18.05.2015
8 Повторение и закрепление прошлого урока. Муз. викторина "Угадай песню". 25.05.2015