Адаптированные рабочие программы по музыке для 1 К класса



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
sch-281@yandex.ruОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ
ДЛЯ 1-К КЛАССА
НА 2014 – 2015 УЧ.Г.
Автор-составитель программы –
учитель пения
Никитанова А.В.
Москва
2014
МУЗЫКА И ПЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
     Программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью.
В основу адаптации положены рекомендации, данные в “Программе специальных (коррекционных) образовательных программ для школ VIII вида” под редакцией В.Н.Воронковой.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.      Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.      Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.      Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.      Задачи образовательные:      формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;      формировать музыкально-эстетический словарь;      формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;      совершенствовать певческие навыки;      развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.      Задачи воспитывающие:      помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;      способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;      содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;      активизировать творческие способности.      Задачи коррекционно-развивающие:      корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;      корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.      Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.      Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.      Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.      После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.      Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.      Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.      Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление. Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения, оборудуется:      музыкальными инструментами (фортепиано или электронно-музыкальный клавишный инструмент, инструментарий К. Орфа и др.);      техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели для виниловых и компактдисков, видеоаппаратура, диапроектор);      музыкально-дидактическими пособиями (аудио- и видеозаписи, компактдиски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).      В классе ограничивается количество предметов, отвлекающих внимание (картины, стенды и т. п.). Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию. Дети во время уроков располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Учебные места двигательно расторможенных детей находятся на минимальном расстоянии от преподавателя.      Продолжением работы по музыкальному воспитанию являются внеклассные мероприятия: специальные музыкальные занятия, кружки, массовые мероприятия, введение музыки в режимные моменты учащихся.      В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида имеется возможность проведения внеклассных музыкальных занятий с группами постоянного состава, совпадающими с воспитательными группами учащихся одного класса. Занятия могут проводиться в малых группах, подгруппах, с учетом эмоционально-поведенческих расстройств или индивидуально с детьми, имеющими тяжелые, стойкие психопатоподобные расстройства поведения, ограничивающие участие таких детей в коллективных видах деятельности.      Дополнительное музыкальное образование и воспитание представляется в виде кружков. Занятия кружков проводятся не только со способными в музыкальном отношении учащимися, но и со всеми желающими. Вся кружковая работа как форма дополнительного образования и воспитания направлена на выявление имеющихся музыкальных, общехудожественных способностей, умений и их дальнейшее развитие.      Из массовых форм проводятся следующие мероприятия: утренники, посвященные календарным датам; музыкальные праздники; постановка музыкальных спектаклей; представлений; конкурсы песни; смотры художественной самодеятельности; танцевальные вечера, дискотеки; посещение концертов, оперных и балетных спектаклей.      Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное музицирование детей; слушание радио- и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).      Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни осуществляет учитель музыки. Он должен следить не только за тем, чтобы дети воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные произведения, но и ограничивать музыкально-звуковую информацию, негативно влияющую на общее развитие учащихся. Благотворное воздействие классической и детской музыки проявляется в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имеющая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок- и рэп-музыка, вызывающие у них состояния, по внешним и внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии, немотивированной агрессии совместно со снижением контроля со стороны сознания.      Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.      На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью; эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.      Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры.      Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий.
ПРОГРАММА1 класс
(1 ч в неделю)
ПЕНИЕ
      Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием.      Певческий диапазон (ре1 — си1).      Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.      Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.      Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера.      Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.      Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников.      Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.      Получение эстетического наслаждения от собственного пения.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
      Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.      Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.      Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание.      Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня — веселая, грустная, спокойная.      Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба.      Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.      Игра на музыкальных инструментах.      Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник).
Примерный музыкальный материал для пения
П е р в а я   ч е т в е р т ь
      Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.      Во поле береза стояла. Русская народная песня.      Савка и Гришка. Белорусская народная песня.      Веселые гуси. Украинская народная песня.
В т о р а я   ч е т в е р т ь
      Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой.      Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука).      К нам гости пришли. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.      Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой.
Т р е т ь я   ч е т в е р т ь
      Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.      Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.      Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Ч е т в е р т а я   ч е т в е р т ь
      По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.      Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина.      Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.
Музыкальные произведения для слушания
      И. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного клавира», т. 1.      К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный стрелок».      Е. Крылатов — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето».      Д. Кабалевский. Клоуны.      М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка».      И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067.      А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.      М. Глинка. Полька.      П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро».      Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.      Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.      На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.      Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой.      Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
      Учащиеся должны знать:      характер и содержание музыкальных произведений;      музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара).      Учащиеся должны уметь:      петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);      выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;      одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;      правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;      правильно передавать мелодию в диапазоне ре1 — си1;      различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;      различать песню, танец, марш;      передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом);      определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные).
Календарно-тематическое планирование 1К класс
I четверть
№п/п Тема Дата
1 "Мы теперь ученики." Разучивание: "Песня о школе." Слушание песни "Первоклашка." 03.09.2014
2 Работа над песней "Песня о школе." Начало разучивания песни "Чему учат в школе." 10.09.2014
3 Работа над дикцией, интонацией в песнях "Чему учат в школе." И "Песня о школе." Слушание: "Песня болгарских школьников."17.09.2014
4 "Что нам осень принесёт?" Разучивание песни "Урожайная." Слушание песни "Капуста." 24.09.2014
5 Работа над песнями "Что нам осень принесёт?" и " Урожайная." Овощи." Пение песни "Осень". Слушание "Листья золотые". 01.10.2014
6 "Народная песня у нас в гостях". Пение песни "Весёлые гуси". Слушание :"Савка и Гришка".б.н.п. и "Во поле берёза стояла" р.н.п. 08.10.2014
7 Работа над песней "Весёлые гуси. Разучивание песни "Савка и Гришка". Слушание: "А я по лугу ". и предыдущие песенки в сравнении. 15.10.2014
8 Работа над песнями "Савка и Гришка" и "Весёлые гуси ". Пение песни "Курочка". Слушание: "А я по лугу" и "Во поле берёза стояла ". 22.10.2014
9 Пение песенок "Весёлые гуси ", "Курочка" и "Савка и Гришка". Муз. викторина :"Угадай песенку ". 29.10.2014
II четверть
№п/п Тема Дата
1 "К рам идёт Новый год!" Разучивание песни "Ёлочка" Слушание: "К нам приходит Новый год". 1211.2014
2 "К нам идёт Новый год!" Работа над песней Ёлочка". Пение песни "Что за дерево такое Слушание: "К нам приходит Новый год". и "Ёлочка, ёлка." Различие частей песни: вступление, запев и припев, проигрыш, окончание.19.11.2014
3 Работа над словами, дикцией, интонацией в песне " Ёлочка" и пение песенки "Что за дерево такое?" Слушание и подпевание песенки "Ёлка"/В лесу родилась ёлочка/. " Слушание: "Клоуны" 26.11.2014
4 Работа над песнями "Что за дерево такое?" ,"Ёлка" и "Ёлочка " Слушание: "Новогодняя хороводная". .03.2014
5 "Песня в гостях у ребят". Разучивание песни "К нам гости пришли". Повторение и закрепление песен прошлого урока. Слушание: Определение по форме и характеру муз. произведения (марш, танец, песня, -весёлая, грустная , спокойная. 10.12.2014
6 Работа над песней "К нам гости пришли". Повторение песен к празднику Новогодней ёлки. Слушание: Различие частей песни- вступление, запев, припев, проигрыш, окончание. 17.12.2014
7 Обобщающий урок по пройденному материалу. 24.12.2014
III четверть
№п/п Тема Дата
1 "Зимние забавы".Работа над напевным звучанием при точном итонировании мотива. Пение песни "Вот зима".Слушание:"Почему медведь зимой спит". 14.01.2015
2 Работа над дикцией, интонацией в песне "Вот зима" Пение песни "Голубые санки". Слушание: Определение марша, польки на примерах муз. призведений. 21.01.2015
3 Работа над словами , интонацией и дыханием в песнях "Голубые санки" и "Вот зима". Слушание: "Гопак". муз. М. Мусоргского- определение характера муз. произведения. 28.01.2015
4 Тема: "Наша Родина сильна". Разучивание песни "Ракеты". муз. Ю.Чичкова. Слушание: "Марш деревянных солдатиков", муз.П.Чайковского. 04.02.2015
5 Работа над словами, дикцией и интонацией в песне ""Ракеты". Пение песни "Наша Родина сильна". муз. Слушание: "Бескозырка белая". муз. В.Шаинского. 11.02.2015
6 Повторение песен: "Наша Родина сильна" и "Ракеты". Знакомство с песней "Всё мы делим пополам".муз. В.Шаинского. Слушание: Различие характера муз. произведений (на примерах). 25.02.2015
7 Тема: "Песня в гостях у ребят". Пение песенки "Мы запели песенку". муз. Р.Рустамова. Пение песни "Всё мы делим пополам". Слушание: "Наша мама". муз.Ю Слонова. 04.03.2015
8 Тема: "С друзьями веселей дорога". Пение: "Песня друзей ".из м/ф "Бременские музыканты". и песни "Всё мы делим пополам". Слушание: "Если добрый ты".муз. Б.Савельева из к/ф "День рождение Кота леопольда". 11.03.2015
9 Повторение песен прошлого урока. Работа над словами, дикцией и интонацией. Слушание "Неприятность эту мы переживём". муз. Б.Савельева. 18.03.2015
IV четверть
№ Тема урока Дата
1 Тема: "Мы дружные ребята". Повторение песни из м/ф "Бременские музыканты" "Песенка друзей" муз. Слушание: "Неприятность эту мы переживём". Муз. Б.Савельева. 01.04.2015
2 Знакомство с песней и начало разучивания песни "Всё мы делим пополам". Муз. В. Шаинского. Слушание: "Когда мои друзья со мной" иуз. В. Шаинского. 08.04.2015
3 Пение песен : "Всё мы делим пополам" и " Песенка друзей" -- работа над интонацией, дикцией и словами. Слушание:"Мы дружные ребята". 15.04.2015
4 Тема: "Любимые песни из мультфильмов". Разучивание: "Песенка про кузнечика". Муз. В.Шаинского. из м/ф "Приключение Незнайки". Повторение песен прошлого урока. Слушание: "Настоящий друг" муз. Б.Савельева. 22.04.2015
5 Работа над дикцией, интонацией и словами в песне "Песенка про кузнечика" и пение "Песенка Крокодила Гены". Слушание : " На крутом бережку". Из м/ф "Леопольд и Золотая рыбка". Муз.Б.Савельева. 29.04.2015
6 Повторение песен: "Песенка про кузнечика" и "Песенка Крокодила Гены". Слушание: "Песенка Чебурашки" муз. В.Шаинского. 06.05.2015
7 Тема: "Песня в гостях у ребят". Разучивание песни "Пение птиц" п.н.п. в обработке М. Иорданского. Слушание: "Белые кораблики". Муз. В. Шаинского. 13.05.2015
8 Работа над песней "Пение птиц". Слушание: "Песенка о песенке" муз. Попатенко. Повторение: "Песенка друзей". 20.05.2015
9 Повторение и закрепление песни "Пение птиц". Повторение ранее пройденных песен: "Песенка про кузнечика", 27.05.2015