Адаптированные рабочие программы по ИЗО (Программа Н.М. Сокольниковой)
Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида»; требованиями Адаптированной основной образовательной программы МБОУ «СОШ №15» г. Салавата и авторской программой «Изобразительное искусство», 1-4 кл., Н.М. Сокольниковой (2011 г.) и ориентирована на работу по УМК «Планета знаний».
Адаптированная рабочая программа построена с учетом особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи. В них учтена необходимость коррекционно-компенсаторной работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов. Поскольку восприятие учебного материала у детей с тяжелыми нарушениями речи по скорости, полноте и точности уступает восприятию его детьми, не имеющих нарушении в речевом развитии, (некоторые учащиеся имеют вторичный диагноз ЗПР). Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют заметное отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением, а представления этих детей об окружающем их реальном мире бедны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, увеличено время на выполнение измерительных действий, проведение наблюдений, опытов, экскурсий и предметных уроков.
Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формировать универсальные учебные действия (общие учебные умения, обобщённые способы действий, ключевые умения), обеспечивающие готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
- приобщать школьников к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства, развивать их творчества и духовной культуры;
- осваивать первичные знания о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи изучения изобразительного искусства:
Познавательные
- сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
- сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
- обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
- обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
- обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
- обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
- обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
- обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
Развивающие:
- развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
- развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
- развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Воспитательные:
- сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
- ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
- сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
Коррекционные:
- Развивать зрительно – моторную координацию при работе на листе бумаги;
Приучать детей удерживать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения заданий на зрительно-моторную координацию;
- Активизировать зрительно – целостные образы и сенсорные эталоны;
- Развивать глубинное зрение, расширять поле зрения;
- Использовать зрительное восприятие как средство решения логических задач и средство установления причинно – следственных связей.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность мира: как общего дома для всех жителей Земли; как мирового сообщества, представленного разными национальностями; как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.
Дар слова – как возможность получать знания, общаться
Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Место учебного предмета в учебном плане
В базисном учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» выделяется в неделю 1 ч., за год- 34 часа.
класс Количество часов по триместрам
1 триместр 2 триместр 3 триместр Итого
2 10 12 12 34
Результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
- чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
- понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
- положительной мотивации к изучению различных приемов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
- интереса к посещению художественных музеев, выставок;
- представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ
- называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей); учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
- правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
- изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
- выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
- понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
- выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
- подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
- продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
- объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
- осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
- свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
- сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.
Основное содержание учебного предмета
«Виды изобразительного искусства» (14 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
«Виды изобразительного искусства» (9 ч). Живопись. Графика. Скульптура.
«Мир декоративного искусства» (8 ч)
Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные цибета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью. Коллаж.
«Мир народного искусства» (7 ч)
Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки. Мезенская роспись. Каргопольские игрушки. Тетёрки. Птица счастья.
«Мир дизайна и архитектуры» (5 ч)
Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры.
Требования к уровню подготовки учащихся
ЛИЧНОСТНЫЕ
положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и черным;
определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь. Архангельск, Северная Двина, Мезень);
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе с настроением;
использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные:
понимать цель выполняемых действий,
понимать важность планирования работы;
выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства.
Учащиеся получат возможность научиться:
продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
различать и соотносить замысел и результат работы;
включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства;
группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
учитывать мнения других в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы
Этапы оценивания детского рисунка:
как решена композиция: как организована плоскость листа, как
согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
характер формы предметов: степень сходства изображения с
предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
качество конструктивного построения: как выражена
конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью,
как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка. Общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены
Тематическое планирование
№ п\п Дата по пл. Дата по факту Тема урока Примечание
I триместр
Виды изобразительного искусства (10 часов)
08.09 Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца. 15.09 Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». 22.09 Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди» (продолжение работы). 29.09 Акварель. Тёплый цвет. «Небо на закате» 06.10 Акварель. Холодный
цвет. «Зимнее окно». «Облака». 13.10 Школа живописи. «Краски и настроение». 20.10 Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. Школа графики «Ветвистое дерево». 27.10 Выразительные средства графики. Что может карандаш. «Нарядные ёлочки». 03.11 Тушь и перо. «Кувшин и яблоко». 10.11 Школа живописи и графики. «Осенний листок». Пейзажи Башкортостана. II триместр
Виды изобразительного искусства. Декоративное и народное искусство (4 часа)
24.11 Скульптура. В мастерской художника-скульптора. 01.12 Лепка декоративной чаши. Школа декора. 08.12 Лепка рельефа «Птички». «Котик» или «Медвежонок». 15.12 Проверочный урок. Твои творческие достижения. Декоративное искусство (8 часов)
22.12 Декоративное искусство вокруг нас. Искусство Башкортостана 29.12 Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки» 12.01 Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. Башкирский орнамент. 19.01 Монотипия «Бабочка». «Волшебные ладошки». 26.01 Декоративный ковёр «Осень». Печать предметами. Печать листьями. 02.02 Декоративные эффекты. Рисуем кляксами. Рисование солью. 09.02 Коллаж. «Грибы». «Лесные человечки». 16.02 Проверочный урок. Твои творческие достижения.
III триместр
Народное искусство (8 часов)
08.03 Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. 15.03 Пермогорские узоры. Прялки. 22.03 Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. 29.03 Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы 05.04 Каргопольская игрушка. Полкан. 19.04 Печенье тетёрки. 26.04 Архангельская птица. Счастья. 03.05 Проверочный урок. Твои творческие достижения. Мир дизайна и архитектуры (4 часа)
10.05 Дизайн. Архитектура. Башкирская юрта. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Школа дизайна. 17.05 Пирамиды. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. 24.05 Конусы. «Петушок». «Весёлая мышка». 31.05 Цилиндры. «Веселые зверята». «Гусеничка» Проверочный урок. Твои творческие достижения. Подвеска «ангел». Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
1. Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК «Планета знаний» Изобразительное искусство 1-4 кл. Н.М. Сокольниковой (2011 г.) в соответствии с общими целями изучения курса, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель. – 2012. – 141 с.
Список дополнительной литературы
1. Горяева Н.А. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство. 2 класс. – М. Просвещение, 2013. -144 с.
2. Лыкова И.А. Декоративное рисование 5-12 лет. – М., 2010.
3. Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство» Н.М. Сокольникова, С.П. Ломова: программы, методические рекомендации, поурочные разработки / Н.М. Сокольникова. - М.: АСТ, Астрель, 2011. – 94 с.
Интернет-ресурсы
1.Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/2.Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/
3.Методический центр NUMI.RU.http:// numi.ru/
4.Сеть творческих учителей http://it-n.ru/
5.Сайт для учителя http://www.uroki.net/
6.Сайт учителей начальной школы http://www.nachalka.com/7.Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
8.Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/
Материально-техническое обеспечение
Наименование Количество
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов (программа, учебники) Репродукции картин в соответствии с тематикой. комплект
Материалы для практической деятельности: краски акварельные, гуашевые, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, кисти, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, картон, шило. комплект
Иллюстрации предметов ДПИ (народные игрушки, посуда, предметы быта) набор
Образцы готовых изделий к разделам курса комплект
Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод. комплект
Таблицы по построению орнамента комплект
Портреты художников. комплект
Таблицы по народным промыслам. комплект
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц 1
Магнитная доска 1
Персональный компьютер 1