Развитие личности ребенка с ОВЗ на уроках технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Развитие личности ребенка с ОВЗ на уроках технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Иванов Михаил Юрьевич
учитель высшей квалификационной категории
Трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида не просто один из предметов школьного курса. Его назначение гораздо шире, а влияние на дальнейшую судьбу обучающихся трудно переоценить. Целью трудового обучения в специальной (коррекционной) школе является создание условий для получения и развития учащимися с интеллектуальным недоразвитием знаний и умений в области трудовой подготовки, повышение уровня познавательной активности, развитие способности учащихся к осознанной регуляции трудовой деятельности, выявление и развитие индивидуальных особенностей, предрасположенностей каждого учащегося к тому или иному виду деятельности (профориентация). К основным задачам относятся воспитание любви к труду и уважения к людям труда; формирование у обучающихся в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки. Работа в этом направлении является залогом того, что ребята в будущем смогут получить хорошую профессию, адаптироваться к взрослой самостоятельной жизни в обществе.
Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяет подготовить большинство выпускников специальной (коррекционной) школы к работе по профессиям квалифицированного труда, предъявляющего определенные (более высокие, чем при неквалифицированном труде) требования к интеллектуальным возможностям работающего. Это накладывает особую ответственность на учителей трудового обучения. Можно учить по-разному. Можно учить ребенка часами делать одну и ту же операцию, тренировать один и тот же навык выполнения стандартного изделия. Это будет обучение ремеслу. А можно обучение поставить совсем по-иному. Организовать его так, чтобы оно было связано с изучением материала и инструмента, чтобы ребенку стало ясно, что для использования разного материала нужен разный инструмент, а также зачем необходимо то или иное изделие, где и как его можно применять.
Сегодняшние первоклассники через 9–11 лет вольются в ряды работников производства. Поэтому школа, начиная с первого года обучения, должна дать учащимся всестороннюю подготовку, включающую формирование общетрудовых компетенций, психологическую подготовку к труду, развитие посредством труда всех сфер личности ребенка, а также сенсорно-перцептивную, психомоторную, когнитивную, эмоционально-волевую, коммуникативную, духовно-нравственную, креативную подготовки.
Изучение приемов работы с ручными инструментами следует рассматривать как базу для изучения машинных орудий труда. Не менее важная задача - знакомство учащихся с технологической последовательностью выполнения любого изделия. Оно включает в себя несколько этапов: чертеж будущего изделия; последовательность изготовления; необходимые материалы и инструменты. Рассказывая о технологическом процессе, учитель указывает на то, что в производительном труде все - и предмет труда, и орудия труда, и деятельность человека в труде - соединяются в продукте труда, в законченном изделии, несущем в себе пользу для окружающих людей, для общества.
Трудовые задания необходимо давать таким образом, чтобы ученик сначала мог больше поработать головой, чем руками. Ученик должен ясно представлять конечный результат работы, спроектировать продукт труда, спланировать трудовой процесс, продумать организацию рабочего места, осмыслить последовательность технологических операций, провести самоконтроль и контроль за выполнением изделия. В процессе обучения у него должны сформироваться умения принимать правильные решения - при решении проблемных ситуаций, самостоятельном выполнении заданий, умения осуществлять нужные действия - при разметке, сгибании, резании, отделке, монтаже.
Вместе с мышлением в труде развивается и речь ребенка. На уроках технологии дети учатся давать полные ответы, проговаривать свои действия, давать анализ и оценку качества выполненной работы, расширяется и активизируется словарь за счет изучения новой терминологии: материалов, инструментов, технологических операций.
Всестороннее развитие учащихся в труде предполагает эстетическое воспитание в труде. Эстетические вкусы и чувства формируют и рабочее помещение, и материалы, и инструмент.
Воспитательное значение труда и его положительное влияние на эмоциональное состояние детей при коллективной организации оказывает влияние также на развитие нравственных качеств учащихся. Первостепенное значение в нравственном воспитании детей имеет профориентационная работа, цель которой состоит в том, чтобы сформировать у детей положительное отношение к труду, уважение к званию рабочего, адекватное восприятие своих способностей и возможностей при овладении навыками той или иной профессии.
Показателем в развитии обобщенных учебных и общетрудовых умений служит уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности.
Таким образом, только при использовании всего комплекса психолого-педагогических методов и приемов возможно успешное развитие личности ребенка с ОВЗ на уроках технологии.