Рекомендации к работе по проведению логопедической ритмики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Рекомендации к работе по проведению логопедической ритмики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Проведение логопедической ритмики имеет особое значение, так как она является соединением музыки и движения и благоприятно влияет на процесс развития речи. Выполнение под музыкальное сопровождение различных движений, таких как ходьба, бег, подскоки, движения рук, ног, туловища, танцевальных упражнений, а также элементов ритмической гимнастики не только приносит положительные эмоции детям, но одновременно и развивает. При этом совершенствуются двигательные навыки, формируется пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, точность и четкость движений, формируется внимание, путем действий по сигналу (начало и окончание движения с началом и окончанием звучания музыки, передача в движении различного темпа, характера, силы звучания и т. д.).
При соотнесении движений с ритмом и темпом музыки происходит ритмичное чередование напряжения и расслабления мышц, регулируется дыхание. При естественных движения под музыку возможно самовыражение ребенка (свободный танец). Большое значение для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью имеет овладение музыкально-ритмическими движениями, что облегчает обучение гармонии звучания русского языка (интонационное звучание речи).
Целью логопедической ритмики является развитие всех сторон речи посредством формирования внимания, слуха, сенсорной речи, координации движений, ориентировки в пространстве, так же они облегчают контакт со взрослым и со сверстниками.
К организации работы по логопедической ритмике, а также по развитию музыкально-ритмических движений имеются определенные требования. А именно: занятия должен проводить логопед, либо логопед совместно с музыкальным руководителем. Работа должна проводиться индивидуально и/или с группой детей. Для занятий нужен просторный зал, с зеркалами, музыкальными инструментами, наличием игрушек, в том числе музыкальных, с дополнительным дидактическим материалом (потешками, пословицами, стишками). Обучение должно происходит в игровой форме, в форме занятий.
Во всех упражнения важно правильно и конкретно ставить перед ребенком задачу и добиваться ее выполнения, не доставляя ему излишнего нервного напряжения. Не следует давать длинные словесные пояснения. Объяснение должно быть кратким, точным, не громким, но эмоциональным. Тон преподавателя должен быть доброжелательным и выразительным.
Необходимо каждый раз обращать внимание на правильное, равномерное дыхание, артикуляцию, на развитие мышц речевого аппарата, мелких мышц рук и всего организма. Занятия следует проводить в темпе, увлекательно.
В структуре занятий по логопедической ритмике, кроме речевых упражнений, должны присутствовать следующие упражнения:
общеразвивающие упражнения: плавные, медленные, быстрые, ритмичные, четкие;упражнения на гибкость; всевозможные сочетания движений ног, рук, корпуса; упражнения на выработку осанки;
коррекционные упражнения – разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, корпуса, кистей;
упражнения под музыку с ускорением темпа, резкой сменой темпа;
Перед специалистом стоит задача удовлетворить двигательную потребность ребенка, повысить двигательную активность, что приводит к тому, что он учится правильно выражать свои мысли, оценивать свои действия, начинает стремится к совершенству.
Так как у детей с интеллектуальной недостаточностью уровень музыкально-ритмической деятельности не творческий, сформированность танцевально-ритмических навыков не достаточная, важно подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям детей. Как известно, детям нравится исполнять то, что у них получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, ими отвергается.
Необходимо стремиться, чтобы процесс занятий был интересным для детей. А для этого нужно подбирать яркую музыку, оригинальные двигательные упражнения, вызывающие у детей эмоциональный отклик.
Необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищенности каждому ребенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение.
К сожалению, не во всех семьях детей уделяется должное внимание развитию речедвигательных и ритмических навыков. Это происходит по причине незнания, неумения, нехватки времени у родителей. Поэтому именно дефектолог должен дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений.
Можно использовать игры и упражнения, способствующие лучшему овладению выше перечисленных навыков.
1) Упражнение «Парад».
Цель: формирование чувства ритма.
Ход: Детей строят друг за другом. Они двигаются по кругу, маршируя и стуча в барабаны. Можно организовать оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Необходимо менять темп движений (то быстрее, то медленнее).
2) Игры, с использованием имитации движений животных под характерную музыку.
Цель: развитие движений в соответствии со звучащей музыкой
3) Использование стихов-песенок, которые помогают развивать ритмическое чувство.
Например:
Дождик
Кап-кап, тук-тук, -
Дождик по дорожке!
Ловят капли дети,
Выставив ладошки.
4) Игра «Кружок»
Цель: формирование способности ребенка двигаться в такт музыки.
5) Игра «Флажки».
Цель: формирование умения чувствовать ритм.
Важным условием эффективности воспитательного процесса является согласованность действий всего педагогического коллектива, единства в подходах и требованиях разных специалистов. Один педагог как бы подхватывает и углубляет, дополняет на своих занятиях один и тот же музыкально-ритмический материал, интегрируя его с заданиями другого содержания (например, по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, ознакомления с окружающим миром).