Доклад на тему «Рекомендации по формированию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью, в условиях школы-интерната»
«Рекомендации по формированию навыков самообслуживания
у детей с интеллектуальной недостаточностью, в условиях школы-интерната»
Воспитание ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в условиях школы-интерната происходит в так называемой «бытовой» деятельности: в сменяющихся процессах умывания, кормления, одевания и раздевания.
У детей с интеллектуальной недостаточностью из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развития навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Из этого следует, как важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.
Данные рекомендации помогут педагогам создать необходимые условия формирования навыков самообслуживания в школе-интернате, найти подход к каждому ребенку, подобрать нужные методы и приемы.
Соблюдайте систематичность обучения. В силу специфики психической деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью бессистемные занятия не будут способствовать формированию необходимых навыков из-за быстрой забывчивости и разрушения плохо закрепленного навыка.
Обращайте внимание на постоянство и последовательность требований к ребенку. Несоблюдение данного правила может дать основание ребенку рассматривать требование взрослого как наказание.
Организуйте выполнение заданий так, чтобы ребенок в большинстве случаев добивался успеха. Положительный опыт, приобретенный в процессе обучения, обеспечивает мотивацию, которая, в свою очередь, развивает упорство и настойчивость.
Формируя у ребенка разнообразные формы бытового самообслуживания, помните о том, что самое трудное в том, чтобы не сделать за него то, что он должен сделать сам (у взрослого ведь получится гораздо быстрее). Говорите ему, напоминайте ему, но не делайте за него. Пусть учится!
Предлагайте детям задания в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Включайте в работу задания, которые дети могут выполнить самостоятельно.
Используйте одобрения и поощрения - как награду за каждый шаг выполнение задачи. Словесная похвала должна содержать в себе конкретную информацию, а не общие слова, например: «Ты правильно вымыл руки», «Ты красиво накрыл на стол », а не «Очень хорошо!» Подкрепление даже маленькой удачи детей — способствует укреплению силы и действенности возникшего у детей мотива.
Используйте вещественные подтверждения хорошей работы ребенка (лакомство, игрушка, просмотр любимой передачи, чтение книги и т.д.). Для ребенка, мыслящего конкретно, это значит намного больше, чем общая словесная похвала.
Приучайте детей не бояться делать ошибки. Хвалите их зато, что, сделав ошибку, они продолжают попытки выполнить задание. Когда ребенку удается сделать нужную вещь правильно, он испытывает огромное удовлетворение. Так зарождается чувство собственного достоинства даже у ранее совсем неуверенного в себе ребенка.
По мере того, как некоторые дети овладевают навыками, привлекай их к помощи сверстникам. Хорошо, если дети оказывают помощь друг другу в процессе одевания или выполнении каких-либо хозяйственно-бытовых поручений, дежурстве.
Используйте наглядные материалы, включающие последовательность действий формирования навыков (схемы, карточки, плакаты и.т.п.)
Учитывайте, что важная роль при формировании навыков самообслуживания принадлежит созданию положительного эмоционального фона.