Конспект внеклассного мероприятия на тему Новогодняя игрушка: история и современность (для детей 9 класса с тяжелой степенью умственной отсталости (со сложным дефектом)
МКОУ «Богородская школа № 8»
Внеклассное мероприятие на тему:
«Новогодняя игрушка: история и современность»
для учащихся 9 класса
с тяжелой степенью умственной отсталостью
(со сложным дефектом)
Учитель Лядова Н.В.
Цель: Познакомить с историей новогодней игрушки в России.Задачи:1. Дать представление обучающимся о новогодних традициях в России.2. Воспитывать уважительное отношение к истории своей страны.3. Создать благоприятную атмосферу для творческого самовыражения. Оборудование:
ёлка, выставка игрушек; цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры или карандаши, заготовки для игрушки; проектор, компьютер.Ход мероприятия:
1.Орг.момент.
2.Формулировка темы.Прежде чем мы начнем нашу беседу, я предлагаю вам, послушать стих в исполнении учащегося, определить, о чем же пойдет речь сегодня.
Снег ложится на дома,
К нам опять пришла зима!
Принесла в котомке
Вьюги да позёмки,
Холода, сугробы, лёд
И, конечно, Новый год!
- Ребята, как вам кажется, какова тема нашей сегодняшней встречи? О чем мы будем говорить? Да про новый год. Какие новогодние символы вам известны? Обратите внимание на выставку рисунков(Дед Мороз, Снегурочка, ёлка, снежинки, подарки).
Исполнение песни «У Дедушки Мороза горячая пора».
Предлагаю разгадать кроссворд и определить о каком символе нового года пойдёт речь(новогодняя ёлка в праздничном убранстве).
Физкультминутка: «Танец Буги-Вуги».
Предлагаю посмотреть презентацию о главных украшениях новогодней ёлки- о ёлочных игрушках.Да, сегодня, в преддверии Нового года, мы с вами поговорим об истории новогодней игрушки, посмотрим, какие игрушки бывают, из чего их делают. А еще вы самостоятельно нарядите ёлку.
2.Эвристическая беседа с обучающимися.- Какие новогодние традиции вам известны? Что мы делаем перед Новым годом?Теперь предлагаю вам пройти к нашей ёлке и украсить её игрушками. -Расскажите, какими игрушками вы украсили ёлку? -Из какого материала сделаны новогодние игрушки?- Посмотрите, как игрушки прикрепляются к веточкам новогоднего дерева?- Что представляют собой игрушки? Кто или что изображено в виде игрушки? - Какие интересные новогодние украшения вы видите?- Может вам встречались подобные игрушки раньше? Может быть у вас в семье сохранились такие елочные украшения?3. Информация учителя об игрушках, сопровождающаяся презентацией.Новый год стали отмечать только в 1700 по указу Петра 1. На Руси новогоднее дерево украшали съедобными игрушками. Обычай наряжать ёлку фабричными новогодними изделиями появился в России лишь в 1817 году. Самыми популярными в то время были картонные игрушки и изделия.Но в 1918 году зимний праздник был вычеркнут из жизни страны. Всё вернулось на круги своя лишь в 1935 году, Новый год реабилитировали.После того, как Новый год был реабилитирован в России, изменились и новогодние ёлочные игрушки. Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей остались. Но появились фигурки пионеров, красноармейцев. Появились игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом, шары со звёздами. По новогодним игрушкам времён СССР можно в буквальном смысле изучать историю нашей страны. В 1937 году была также выпущена серия ёлочных шариков с изображениями членов Политбюро.
Во время Великой Отечественной войны украшение новогодней ёлки было обязательным – это напоминало солдатам о мирной жизни, придавало сил и надежду на скорую победу. При этом на фронтах ёлки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Фабрики также продолжали выпускать новогодние игрушки, правда, ограниченными сериями. «Военные» ёлки украшались «солдатами», « танками», «сталинскими броневиками», «пистолетами», «собаками-санитарами».После войны ёлочные игрушки снова стали «мирными».
В 1949 году, к юбилею А.С.Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта.
Все помнят фильм Э.Рязанова «Карнавальная ночь», после выхода его на экраны и после исполненной в нём песни «Пять минут», появились ёлочные игрушки в виде часов, на которых стрелки замерли в положении «без пяти двенадцать».
В 1960-е годы на ёлках красуются «початки кукурузы» и «снопы пшеницы». 60-е же годы ознаменовались освоением космоса и это событие также нашло своё место на ёлочной игрушке. Появились игрушки – «спутники», «космонавты», «ракеты», шарики с рисунками на космическую тему.Интересные факты
История ёлочных украшений в России во многом отражает историю самой России: сладости и стеклянные шары с Вифлеемской звездой на верхушке; затем бумажные самолёты и красноармейцы и красная звезда наверху первых советских ёлок; далее — бумажные снежинки и шары из перегоревших лампочек у ёлок военных лет; космонавты и часы «без пяти двенадцать» в 1960-х годах; купленные в огромной очереди, на новогоднем базаре дефицитные коробки шаров из ГДР и стеклянные пики наверху 1980-х. Сейчас украшение ёлки ограничено только финансовыми соображениями, а ассортимент в целом соответствует предлагаемому на Западе.
Первоначально ёлки украшались только сладостями, фруктами и орехами. Считается, что именно неурожайяблок заставил христиан проявить фантазию и подыскать им замену в виде других ёлочных игрушек.
Американка проживающая в Москве Ким Балашак собрала самую большую в мире коллекциюисключительно русских ёлочных игрушек. Коллекция насчитывает 2500 предметов, сделанных в период сконца 19-го века до 1966 года. Столь ценные предметы в основном куплены на измайловском блошиномрынке.[1]Во многих странах мира существует мода на новогодние украшения, причём она не менее замысловата, чеммода на одежду. Ежегодные выставки игрушек и елочных украшений проходят в Париже. Здесь показываютсвое видение новогоднего убранства многие дизайнеры, компании и торговые дома[2], проводятсяразличные конкурсы (в том числе и благотворительные).
Звезда-навершие берёт начало от традиции украшать вершину ёлки подобием шестиконечной Вифлеемскойзвезды, указавшей волхвам путь к новорождённому Иисусу. Помимо звезды верхушку иногда украшаютфигуркой ангела.
На некоторых новогодних шарах красуются лица известных личностей, на новогодних шарах теперь такжеможно распечатать и собственную фотографию.
4.Беседа с обучающимися. - Какое самое яркое спортивное событие было у нас в 2014 году? (Олимпиада - 2014)- Давайте запечатлеем это важное для нашей страны событие в новогодней игрушке. Я предлагаю вам своими руками сделать новогоднюю игрушку. - Как вы думаете, что мы можем изобразить? (символы Олимпиады: олимпийского мишку – 2014, леопарда; а также символы Паралимпийских игр – Лучика и Снежинку)- Я вам предлагаю сегодня потрудиться и создать белого медвежонка – символ Олимпиады 2014.- Вы видите, что на партах у вас лежат заготовки для создания игрушки. Давайте вместе составим план ваших действий по созданию игрушки. План1) На белой бумажной заготовке нужно изобразить медвежонка.2) Приклеить нарисованного медвежонка на картонную основу.3) Приклеить к получившейся игрушке тесьму для того, чтобы игрушку можно было повесить на ёлку.5. Учащиеся первой подгруппы делает игрушку, украшает ею ёлку.
Дети читают стих.
Елка в школе
В школе шумно; раздается
Беготня и смех детей...
Знать, они не для ученья
Собрались сегодня в ней.
Нет! Рождественская елка
В ней сегодня зажжена;
Пестротой своей нарядной
Очень радует она.
Детский взор игрушки манят:
Здесь - лошадка, там - волчок,
Вот - железная дорога,
Вот - охотничий рожок.
А фонарики, а звезды,
Что алмазами горят!
А орехи золотые!
А прозрачный виноград!..
А. Плещеев
6. Рефлексия. Наше занятие близится к концу. И мы должны подвести итоги. Я прошу вас высказать своё мнение:
Я узнал новое …
Мне было интересно…
Я расскажу родителям или друзьям…
Дома я обязательно…