Мини-проект «Поэтическое достояние» по русской народной сказке «Курочка Ряба»

Акмолинская область
город Кокшетау
средняя школа № 8



Мини-проект «Поэтическое достояние» по русской народной сказке
«Курочка Ряба»
13 EMBED MS_ClipArt_Gallery.5 1415


5 класс «А»

Направление: Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты
Секция: Литература
Руководитель: Анемгурова Л.А.






Объект: Поэтическое достояние русского народа

Предмет: Сказка как жанр фольклора

Тема: Сказка «Курочка Ряба»

Цель: Выявить, почему разбитое яйцо превратилось во вселенское горе (выявить символическую основу яйца).

Задачи:
1. Изучить мифы, сказки, народные традиции, картины художников, объекты архитектуры, связанные с образом яйца.
Провести опрос в разных возрастных группах (знают ли сказку, помнят ли её наизусть).
Провести поисковую работу (сбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта).
Подготовить инсценировку одного из вариантов сказки (как результат поиска вариантов сказки «Курочка Ряба»).

Методы:
Изучение литературных источников;
Опрос;
Выполнение роли собирателей-фольклористов;
Драматизация.
Анализ

Гипотеза:
Если разбитое яйцо в сказке превращается во вселенское горе, то, значит, яйцо является предметом не простым.











Вводное слово учителя

Авторы учебника «Русская словесность» для 5 класса стремятся, знакомя учащихся с фольклором, показать, что фольклор является выражением мировоззрения народа.
С первых дней дети учатся осмысленно читать научный текст. Фольклористический материал делится на части, по которым можно работать индивидуально, коллективно (микро-группой) с последующим представлением наблюдений и их обсуждением. Это развивает навыки осмысленной работы с текстом, сотрудничества.
Именно эти навыки ребята применяли, готовя проект по сказке «Курочка Ряба». Каждый понимал свою ответственность, так как от каждого из них зависел успех всей группы.
Чтобы лучше изложить материал, учащиеся занимались поиском, рисовали, готовили драматизацию, провели опрос, систематизировали материал, создали итоговые таблицы. То есть ученики провели большую поисковую работу, что и вылилось в мини-проект.

13 EMBED MS_ClipArt_Gallery.5 1415













Вводное слово ученика
Прежде чем приступить к сбору материала, связанного со сказкой «Курочка Ряба», мы провели опрос среди представителей разных возрастов. 100% опрошенных назвали сказку «Курочка Ряба» в числе тех сказок, которые они слышали и знают наизусть с раннего детства.

Демонстрация слайда











А на вопрос, с чем ассоциируются слова «золотое яичко» мы получили самые разные ответы и представляем вам в виде следующего ассоциативного ряда.

Демонстрация слайда «ЗОЛОТОЕ ЯИЧКО»

- чудо - что-то чудесное – волшебство – Божий дар – красота – прекрасное – что-то необыкновенное – сказочное – фантастическое – непривычное –необычное – таинственное – загадочное – подарок судьбы – сокровище – родной дом – семья – жизнь родных – природа – животные – солнце – небо – земля – человек – разум в природе – умение бегать – прыгать – двигаться – то, что мы существуем – рождение – новая жизнь – дружба – честь – хорошие люди – плата за добро – любовь – коллектив – любовь к ближнему – общение – способности – умение – знания – талант – польза – выгода – богатство – хорошая жизнь – озарение – счастье – любовь – радость –добро – верность – надежда – желание жить – я.

В роли «собирателей» нам удалось сделать подборку пословиц, поговорок и загадок, связанных тематически со сказкой «Курочка Ряба».

Загадки, пословицы, поговорки.

«Было яичко у нас золотое,
А осталось лукошко пустое» -
Плачет дед, плачет баба,
Но их утешает (Курочка Ряба)

На чём сидит курица? (на яйцах)

Откуда вылупились цыплята? (из яиц)

От худой курицы яйца худее.

Яйца курицу не учат.

Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра.

Умное яйцо может учить глупую курицу.

Одного яйца два раза не высидишь.

Мало снести яйца – надо ещё и кудахтать.

Яйцу камня не разбить

В целое яйцо муха не залетит

Умный из умного яйца вылупился

Яйцо от курицы, а курица от яйца

Из змеиных яиц цыплята не вылупятся

Черепаха кладёт тысячу яиц, и никто не знает, курица кладёт одно – шуму на всю округу

Лучше лишиться яйца, чем курицы

Выеденного яйца не стоит

Белое круглое долго лежало,
Вдруг затрещало,
И неживое, а живым стало

Из живого – мёртвое,
Из мёртвого – живое.

Нашёл я шар, разбил его,
Увидел серебро и золото.

Беленький тулупчик сшит без рубчик.

Что на стол нельзя поставить?

В доме еда, а дверь заперта.

Фунт еды, да фунт воды, да фунт соли,
Сварю, стану есть – не солоно.




Цель исследования:
«Жили-были дед и баба, и была у них Курочка Ряба» Сказка эта является одной из первых в нашей жизни, с нее начинается долгое и увлекательное путешествие по сказочному миру
«Снесла курочка яичко – не простое, а золотое» Слова легко повторяются, запоминаются – навсегда. Это одна из немногих народных сказок, которую каждый человек знает наизусть.
Почему так? Может быть, какая-то тайна кроется в этой незатейливой сказке?.. Тогда в чем она? Ведь неспроста яичко золотое, неспроста утрата его превращается для бабы и деда во вселенское горе: «Плачет дед, плачет баба»
С чего бы это так по яйцу убиваться?



13 EMBED MS_ClipArt_Gallery.5 1415




























Мотив яйца в мифологии

















Яйцо – предмет не обычный, а мистический и мифологический. С древних времен яйцо является символом жизни, олицетворением Вселенной, зародыша всего сущего, из которого происходит мир и все, что его населяет. С яйцом связаны многие мифы о возникновении Земли и жизни на ней. В мифах народов Индии, Китая, Египта, Америки, Океании, Европы яйцо является первичным домом прародителя человечества. Порожденное космосом или снесенное каким-то таинственным существом (чаще всего птицей), оно неизменно покачивается на безбрежных мировых водах, тая в себе всемогущество творца. Многие столетия он таится в этом яйце, обычно золотом (цвет солнца!), и наконец разбивает его скорлупу, чтобы начать творение.


Вот миф Древней Индии: «Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд Воды породили огонь. Великой силой тепла рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стало Небом, нижняя – Землёю, а между ними, чтобы разделить Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена Вселенная».


Подобно Брахме явился и китайский Паньгу: «В то время, когда ещё земля и небо не отделились друг от друга, вселенная представляла сплошной хаос и по форме напоминала огромное куриное яйцо. В нем зародился первопредок Паньгу. Он вырос и заснул, тяжело дыша в этом огромном яйце. Прошло 18 000 лет, прежде чем он проснулся. Приоткрыл глаза, чтобы осмотреться, но увы! – ничего не увидел: вокруг был сплошной черный и липкий мрак, и сердце его наполнилось тоской. Не найдя выхода из этого яйца, Паньгу схватил невесть откуда взявшийся топор и с силой ударил им мрак перед собой. Раздался оглушительный грохот, какой бывает, когда трескаются горы и огромное яйцо раскололось. Все легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжёлое и грязное опустилось вниз и образовало Землю».







В приведенных мифах повторяется мотив: яйцо является не только «домом», но и как бы основанием вселенной, потому что именно из него образуются небо и земля. А в финском мифе творения желток яйца становится солнцем, а белок – луной. Вот как поэтически описываются эти чудесные превращения в карело-финском эпосе «Калевала»:
Покатились яйца в воду,
В волны вод они упали,
На куски разбились в море
И обломками распались.
Не погибли яйца в тине
И куски во влаге моря,
Но чудесно изменились
И подверглись превращенью:
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части.
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился,
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе;
Из яйца, из темной части,
Тучи в воздухе явились.
Таким образом, яйцо является вместилищем всего, что содержит в себе Вселенная.
А.Афанасьев приводит интересный миф о начале жизни на Земле: «В давние времена Земля была пуста, ничего на ней не было – только камень. Пожалел о том Бог и послал своего петуха. Да оплодит он Землю. Кочет сел в пещере и снес чудесное яйцо, из которого истекло семь рек; они наводнили равнины, и вскоре все кругом зазеленело, запестрело цветами и преисполнилось всяких плодов; без забот, счастливо жили в том раю люди».

У народов Азии популярен мотив появления первопредков из чудесных яиц. Например, в корейских мифах так рассказывается о появлении Пака Хеккосе – основателя древнего государства Силла: «Под горой, посреди леса у колодца старейшины шести поселений увидели пар, озарявший землю подобно блеску молнии, и стоявшую на коленях и кланяющуюся белую лошадь, подле которой лежало пурпурное яйцо. Заметив старейшин, лошадь заржала и поднялась в небо. В яйце нашли отрока, тело которого испускало сияние, птицы и звери, танцуя, следовали за ним, а солнце и луна блистали чистейшим светом».

Иногда из яиц появляются не первопредки и основатели династий, а герои, наделенные каким-то признаком. Елена Троянская, рожденная Ледой от Зевса из яйца гиацинтового цвета, - божественной красотой, Полидевк, её брат, - необыкновенной силой и бессмертием. Кстати, нередок в мифах мотив появления из яйца близнецов, как, например, вышеупомянутые Елена и Полидевк или сыновья Посейдона, рожденные со сросшимися туловищами из серебряного яйца. Вероятно, потому, что рождение близнецов в древности воспринималось, как нечто особенное и необъяснимое, их появление на свет и связывали с яйцом как с предметом божественным.
Славянский огненный дух Рарог вылупляется на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает на печи человек, и похож этот дух на огненную птицу (по-чешски raroh- сокол). Родственен ему и Огненный змей (тоже славянский), он ведает кладами и может приносить богатства.
Но, пожалуй, самым страшным существом, произведенным из яйца, можно назвать василиска – чудовищного змея, способного убивать не только ядом, но и взглядом, дыханием, от которого сохнет трава и трескаются скалы. Спастись от него можно, только показав ему зеркало: он погибает от собственного отражения, также опасен для василиска крик или взгляд петуха. Считалось, что василиск выходит из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой.
Это еще одна функция яйца: в нем таится не только начало жизни и все её блага, но и её конец, не только светлое, но и тёмное.
Тот же мотив повторяется в славянских мифах творения, обработанных Бусом Кресенем: «Стала уточка яички откладывать, не простые яички, волшебные. Скорлупа у одних – железная, у других – из чистого золота.
Раскололось яйцо золотое, что исполнено силой Яви, поднималась тогда в небо синее птица Матерь Сва, наша матушка. Из златого яйца вылетел Орёл. Возносился Орёл к Солнцу Красному.
И порхнула за ним Алконост – зоревая птица, рассветная Вслед за нею Стратим сльнокрылая.
А затем поднялась в небо синяя птица вещая – Гамаюн.
раскололось яичко железное. Явлен был из яйца силой Нави чёрный Ворон
А за ним стаей чёрною, мрачным виденьем поднялись птицы, Навью рожденные: птица-лебедь Обида с печальным лицом. Вслед Грифон и Могол – птицы сильные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти».
Золтое яйцо, разбитое Даждьбогом, влечет за собой потоп, а за ним – Великий Огонь, сулящий конец света:
«Из Яйца возникает Великий Огонь.
Наступает Конец Света Белого!
Поднимаются Воды Великие!
Пришло время очистить Землю!
Расступись во все стороны, Мать Земля! Гнев идёт!








Роль в жизненном процессе Яйцо являет собой всего два вещества, которые, согретые теплом, образуют сложный живой организм
















Как видим, в мифологическом яйце все начала и концы, в нём, как в заветном сундучке, хранятся несметные сокровища и тайны бытия.
Чем объяснить такое почитание яйца, почему именно ему приписывалась столь важная роль в жизненном процессе?
Яйцо чаще всего белое и хрупкое, из него появляется новая жизнь. Причем разбитое яйцо являет собой всего два вещества – жёлтое и белое (желток и белок), которые, согретые теплом, образуют сложный живой организм Из яйца появляются благородные орлы и коварные крокодилы, грациозные бабочки и опасные змеи, безобидные черепашки и ядовитые скорпионы, трудолюбивые муравьи паразиты-тараканы. Какое разнообразие! Сотворение внутри яйца самых разнообразных существ и давало основание думать о нём как о предмете необыкновенном. Не удивительно, что рождается ассоциация с жизненной энергией, каким-то сверхъестественным, божественным промыслом. Живое существо само пробивает скорлупу и выходит на свет, готовое к жизни и продолжению рода. И в то же время яйцо – питательный продукт, поддерживающий энергию других живых существ.

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2, 3. Подскорлуповая оболочка 4, 13. Канатик (халазы) 5, 6, 12. Белок (разный по консистенции) 7. Желточная оболочка 8, 10, 11. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] диск 14. Воздушная камера (пуга) 15. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
















Долгие наблюдения за окружающим миром, живое воображение многое подсказывали древнему человеку. Например, А.Афанасьев в своем знаменитом труде «Поэтические воззрения славян на природу» связывает яйцо с поэтической метафорой солнца: «По поверью, восходящее солнце рождалось из темных недр ночи, а солнце весеннее – из грозовых туч. Золотое, солнечное яйцо несла чёрная птица-ночь или молниеносная птица-туча.
Грозовая туча представлялась восседающей на золотых яйцах, и в сверкающих молниях они видели блеск этих яиц, катаемых облачными демонами. Отсюда русское поверье, что черти на перекрестках яйца катают».
Хрупкость яйца всегда напоминала о хрупкости и недолговечности жизни, заключенной в нём. Отсюда понятно, почему в яйце могли быть спрятаны как начало, так и конец.
Наделенное всеми этими особенностями и свойствами, яйцо становилось предметом ритуальным, магическим. С ним связаны многие обряды: катание яйца в кадке с зерном для посева, разбрасывание скорлупы освященного яйца по засеянному полю, подбрасывание яйца вверх, чтобы выше рожь росла. Яйцо применяется в погребальных обрядах как снедь, укрепляющая покойника по пути в потусторонний мир. А пасхальное яйцо? Оно дарит красоту. Урожай. Оберегает от дурного глаза, спасает от молнии, излечивает болезни и т. д. Оно символизирует воскресение Иисуса Христа. Белый его цвет означает чистоту и совершенство. А окрашенное в традиционно красный цвет яйцо связывается в одной из народных легенд с каплями крови Распятого.


































Яйцо – символ Пасхи

«Дорого яичко ко Христову дню»



























Сюрпризный момент

Со святой пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы.
Давайте и мы встанем в хоровод.

«Солнышко красно,
гори-гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
В небе рыбкой поплыви,
Нашу землю оживи!
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови!»

Одним из символов праздника является яйцо. Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Яйцо – это знак жизни.

Вручение сувениров



13 EMBED MS_ClipArt_Gallery.5 1415












Особое отношение к яйцу как ритуальному предмету подтверждает тот факт, что яйцо стало с древних пор предметом искусства. Широко известны украинские писанки – пасхальные яйца, украшенные геометрическим или растительным орнаментом. Их дарят близким, родным, любимым с пожеланием счастья, добра, благополучия. Легкие бумажные крылышки, прикрепленные к нарядному яйцу, позволяют ему парить под крышей деревенского дома, подобно сказочной птице; россыпи ярких писанок поблескивают на божницах подобные им находили в курганах, относящихся еще к языческим временам.
Традиция расписывать яйца продолжает возрождаться и продолжает жить и в других странах Европы.
Шедеврами ювелирного искусства можно назвать яйца фирмы Фаберже, украшенные причудливыми узорами из золота, серебра, самоцветов и таящие в себе удивительные сюрпризы. Предназначенные в подарок императорской фамилии, они покорили весь мир своей красотой, фантазией, сложностью конструкций и оригинальностью секрета.
Да и те же популярные сегодня «киндер-сюрпризы» с шоколадной скорлупой в серебряной обертке и миниатюрными игрушками в середине – в своем роде подражание древним ритуальным яйцам.
Но об этом можно написать отдельное исследование, нас же интересует яйцо Курочки Рябы.








































Мотив яйца в сказках



























Сказочное яйцо напоминает мифическое своей необычностью (цветом, узором). Оно похоже на большой белый купол, уходящий ввысь и огромный в окружности, оно «пестро, востро, костяно, мудрено» или «черно, пестро и багровисто», как в русских сказках, или «блестящее да прозрачное», но чаще всего золотое или серебряное. Несет это яйцо курица или утка, иногда черепаха. А бывает, что несут волшебные яйца золотые и серебряные птицы, которых порой называют жар-птицами, что прямо указывает на связь с солнцем.

Золотое яйцо в некоторых сказках появляется случайно, вдруг: «Был старик и старуха. У них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке» (русская народная сказка «Разбитое яичко»). Иногда его появления ждут: «Три года они курочку кормили, со дня на день яичка от неё ожидали» (украинская народная сказка «Про курочку, которая несла золотые яйца»).

Сказочное яйцо, как и мифическое, дарит жизнь сверхъестественным существам (например, в сказке о Синдбаде – яйцо огромной сказочной птицы рухх) или людям, наделенным сверхъестественными способностями или дивной красотой, силой. Из куриных яиц выходят 40 крепких сыновей деда с бабой и 41-й – Заморышек – самый ловкий, сильный и находчивый (русская сказка «Баба Яга и Заморышек»).

В сказках яйцо нередко является тайником, в котором хранится нечто особенно дорогое для его владельца: сила, жизнь, смерть, душа. Это многочисленные русские сказки о Кощее Бессмертном, чья душа спрятана в яйце.
В белорусской сказке «Трем – сын безымянный» в яйце находится краса Настасьи-девицы. В эстонской сказке «Волшебное яичко» яйцо – залог будущего счастья, но приносит оно счастье только тому, кому предназначено. Бедный юноша-пастух Пяртель, кому досталось это яичко, полюбил белую змейку, которая была заколдованной принцессой, и яйцо помогло ему снять с неё чары и стать королём.














Яйцо в сказках становится источником материального богатства. Например, в казахской сказке «Три сестры» одна из сестер кормит весь народ одним яйцом. В украинской сказке «Яйцо-райцо» из разбитого яйца выходит скот.
В украинской сказке «Ивашко - медвежье ушко» яйцо вообще может дать всё, что захочешь, стоит только сказать: «Яичко, отворись и выпади».
На земле это чудесное яйцо становится помощником героя и кладезем удачи и богатства: оттуда он достаёт роскошные платья, черевички, сады, дворцы и целые царства: «Взял Иван-царевич золотое яичко, покатил его по дороге. Стал перед ним золотой дворец. Зашел Иван-царевич в горницу, вынул из сундука башмаки, золотом шитые» («Медное, серебряное и золотое царства»).

Иногда яйцо является «пропуском» к заветной цели или «платой» за исполнение желания, как, например, в русской народной сказке «Пёрышко Финиста Ясна Сокола»: Марьюшка, разыскавшая своего любимого мужа, с помощью яйца проникла в его покои. Или: «Достал яичко из кармана и покатил по тропочке. А он как покатилось вперёд, только поблёскивает, так и бежит. Не остановится, а братья за ним» (финская сказка «Девять золотых сыновей»).

В сказках мы можем встретить и ещё одно назначение яйца: оно снимает заклятие, чары, возвращает человек его первоначальный облик (например, в эстонской сказке «Волшебное яичко»). В немецкой сказке «Хрустальный шар» оно делает юношу королём в замке Солнца, в русской сказке «Хрустальная гора» помогает Ивану-царевичу вывести из горы принцессу.

































Мотив яйца в изобразительном искусстве .
























Яйцо Курочки Рябы продолжает катиться по нашей матушке-земле.

Демонстрация слайдов

Мотив яйца мы находим и в изобразительном искусстве.
Фантазия художников рождает удивительные образы, связанные с яйцом. На картине худ. Г.Кичигина «Хрупкая жизнь» (1994г.) хрупкость яйца напоминает о хрупкости и недолговечности жизни.
Замысловато читается образ яйца у известнейшего художника 20 века Сальвадора Дали. Из огромного яйца, лежащего на фоне золотистого пейзажа, пытается выкарабкаться человек. Младенец, который обхватил ноги взрослого, с любопытством наблюдает за процессом рождения.
Рождение трудно, но человек все равно явится на свет. Каким он будет, что принесёт в мир?



















Демонстрация слайдов

Бесконечен поток произведений, связанных с яйцом Курочки Рябы. Это деревянные скульптуры, причудливые матрешки, яркие вышивки, куклы для пальчикового театра и детские рисунки.































Мотив яйца в облике столицы Казахстана – Астане.



























Астана – это административный центр Республики Казахстан и город с бурно развивающейся городской инфраструктурой, обеспечивающей комфорт жителям и гостям столицы.
Астана, словно распускающее бутоны многоцветное и многолепестковое растение, образует оазис среди бескрайних просторов Сарыарки.
Каждый день возникает новый узор в архитектурных контурах Астаны. Вот вырос каменный цветок «Байтерек» и, распустив лепестки, представил миру огромный блистающий шар – символ жизни и добра, озаряющий окрестности яркими бликами отражённых лучей Солнца.
Одним из главных и, пожалуй, одним из самых любимых персонажей казахских народных сказок был и, несомненно. Остаётся батыр Ер-Тостик. Помните, как Ер-Тостик, преодолев все мыслимые и немыслимые преграды, попал в подземное царство и оказался перед огромным деревом, символизирующим начало жизни?
Согласно тюркским легендам, именно на вершине этого древа мифическая синяя птица Самрук приносила одно золотое яйцо, дающее жизнь всему живому и символизирующее саму жизнь. Но, как и времена года, жизнь, рождённая Великой птицей, постоянно замирала – каждый раз, когда из яйца появлялся на свет птенец, по стволу огромного дерева наверх заползала огромная змея-дракон, которая съедала беззащитного новорождённого. Батыр Ер-Тостик направил свою стрелу прямо в сердце дракона и убил его. Благодарная птица помогла Ер-Тостику выбраться из подземелья на поверхность земли.
Мысль о том, что новой столице просто необходим некий знаковый символ, нечто такое, что отличало бы Астану от других столиц, пришла почти одновременно с решением о переносе административного центра столицы на левобережье.
Что именно должно стать символом новой столицы? Некогда прочитанная сказка возымела действие.
Байтерек, органично сплетённый из металла, стекла и железобетона, состоялся и радует глаз. Высота этой замечательной пространственной конструкции составляет 97 метров. От влаги «ствол» защищает листовой материал весом 85 тонн. Сам золотой шар диаметром 22 метра расположен на высоте 76,9 метров. Вес купола, остеклённого специальными стеклопакетами, составляет почти 70 тонн, а площадь поверхности золотого шара равна 1,553 квадратных метра.
Именно в Байтереке наиболее органично отражены художественные традиции Степи, культура древнего Казахстана и философские концепции, заложенные в самой идее древа, плодами которого выступает сама жизнь. Золотое яйцо (огромный блистающий шар Байтерека) - символ жизни и добра.






















Варианты сказки «Курочка Ряба».

Работая над проектом, выполняя поисковую работу, мы выяснили, что существует множество вариантов сказки «Курочка Ряба».

ТЕКСТЫ СКАЗКИ


(Из сборника И.Афанасьева «Русские народные сказки»)

Курочка ряба
Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилася .Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! ! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает , в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась! » Просвирня как услыхала – все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе: дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал горе попу, а поп обежал, все книги изорвал.


(Концовки украинского и белорусского вариантов по книге: Аникин В.П. к мудрости ступенька. – М., 1982)

Белорусский вариант: «плачут дед с бабой, кудахчет курица, скрипят ворота, летят щепки, лают собаки, кричат гуси, попова служанка ведра побила, коромысло сломала. Побежал дьяк, книги изорвал, а поп церковь спалил».

Украинский вариант: «поп церковь поджёг, а церковный староста зажёг свой дом, односельчане выхватили из огня головешки и понесли по хатам, каждый свою запалил – село сгорело».







В наше время появляются современные варианты сказки.

Драматизация сказки «Курочка Ряба на новый манер»























Заключительное слово учителя
Поистине неистощим этот удивительный образ яйца – образ жизни и смерти, счастья и беды, совершенства и абсурда. А ведь всё восходит к обычному куриному яйцу – к яйцу Курочки Рябы, оказавшемуся «не простым» не только потому, что золотое

Яйцо.
Стихия.
Бабка.
Дед.
Богатства дым
неуловим.
Всё то, что завещали
предки,
мы, люди, не всегда храним.
Хочу добра,
тепла,
и света,
и ошибаться,
и искать!
Ну, а яйцо из сказки этой
взгрустнётся –
буду вспоминать. О.И.Рудина





Литература

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. – М. Индрик, 1994.

Афанасьев А.Н Народные русские сказки: В3т. - М. Художеств. литература, 1957.

Афанасьев А.Н Древо жизни. – М. Современник, 1982.

Славянские сказки. - Нижний Новгород: Русский купец, 1991.

Семёнова М. У очага наших предков: Очаг. – 1991. - №1.

Мифы народов мира. – М., 1992. – с. 681.

Нурсултан Назарбаев В сердце Евразии. – Астана, 2005. – с.157.
















































Курочка Ряба: традиционалистский анализ русской народной сказки















Толкование сказки "[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]" - дело не простое. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали ее символический смысл. Золотое яйцо - это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, - это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.
Курочка Ряба: традиционалистский анализ русской народной сказки 1. Жили-были дед да баба, 2. У них была курочка ряба. 3. Снесла курочка яичко: 4. Пестру, востру, костяну, мудрену, - 5. Посадила яичко в осиновое дупёлко, 6. В кут[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] под лавку. 7. Мышка бежала, хвостом вернула, 8. Яичко приломала. 9. Об этом яичке дед стал плакать, 10. Бабка рыдать, вереи[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] хохотать, 11. Курицы летать, ворота скрипеть, 12. Сор под порогом закэрился, 13. Двери побутусились[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], тын[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] рассыпался, 14. Верх на избе зашатался... 15. А курочка ряба им говорит: 16. - Дед не плачь, бабка не рыдай, 17. Куры не летайте, 18. Ворота не скрипите, сор под порогом 19. Не закуривайся, 20. Тын не рассыпайся, 21. Верх на избе не шатайся - 22. Снесу вам еще яичко: 23. Пестру, востру, костяну, мудрену, 24. Яичко не простое - золотое. 1. Кут - угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур. 2. Вереи - столбы, на которые навешивались ворота. 3. Побутусились - выпятились, выгнулись, распузатились. 4. Тын - деревянный сплошной забор, частокол. Сказка "Курочка Ряба" является интереснейшим текстом, в котором можно увидеть несколько мифов, связанных с космогонией, эсхатологией и традиционалистской цикличностью эпох. Строки 2-3, 5-8. Курочка Ряба откладывает яйцо. Мышь задевает его хвостом и разбивает В древнегреческом пеласгическом мифе о сотворении мира Эвринома - богиня всего сущего - восстала из Хаоса и зачала от северного ветра Борея, представшего в образе змея Офиона. Эвринома, превратившись в утку, отложила Мировое яйцо на волны. По ее просьбе змей Офион обвился вокруг яйца семь раз и высиживал его до тех пор, пока оно не разбилось и из него не появилось "все то, что только существует на свете"[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Образ птицы, которая сносит Мировое яйцо (в частности на воду), довольно распространен в мировой мифологии. Приведем лишь несколько примеров. В "Калевале" описывается, как утка, "дочь воздушного пространства", зачала от восточного ветра и снесла на колено матери воды Ильматар несколько яиц. Яйца, в конце концов, разбились и из их обломков родился мир[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Подобную космогоническую символику можно найти и в мифологии Коми. В индуизме божественная птица сносит на изначальные воды Космическое яйцо, из которого возник Брахма[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а в древнеиндийской мифологии золотой зародыш - Хираньягарбха - является первоначальной формой Праджапати, создателя Вселенной[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В Ветхом Завете тоже присутствуют отголоски этого архаичного мифа: "Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). На это соответствие указывается и в "Толковой Библии" под редакцией профессора богословия Лопухина А.П.: "Самое действие Св. Духа на хаос уподобляется здесь действию птицы, сидящей в гнезде на яйцах и согревающей их своею теплотой для пробуждения в них жизни"[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Связь птицы и мирового яйца можно также проследить и в древнеегипетской мифологии: в гермопольской космогонии белый гусь "Великий Гоготун", воплощение бога земли Себа, сносит яйцо, из которого рождается бог солнца Ра[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В сказке "Курочка Ряба" яйцо разбивается мышью. Мышь - крайне символичный образ в мифологии. В странах Средиземноморья - Египте, Палестине, Греции - считалось, что мышь родилась из земли. Действительно, многие исследователи указывают на хтоническую символику мыши, которая находит свое подтверждение и в языке: крыса (русск.) - hruse (др.-англ. "земля") - кирза (русск. диал. "верхний слой земли"), а также: geli- (индо-европейск. праязык "мышь") - qela (лидийск. "земля"). Таким же символичным является и другое хтоническое животное - змея. В этом смысле мышь и змея уравниваются (Сравните: щур (русск. диал. "крыса") - червь (русск.), а также: sorex (лат. "мышь") - sauroz (греч. "ящерица > "змея")[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Таким образом, сравнив начало анализируемой сказки и пеласгический миф творения, мы увидели идентичность логических построений:

Эвринома в образе голубки

Мировое Яйцо

Борей/Офион

Курочка Ряба

яйцо

мышь

Это позволяет сделать нам вывод, что образ курочки Рябы, сносящей яйцо, разбиваемое затем хтоническим животным мышью, является ни чем иным, как упрощенным описанием космогонического мифа, сходного с пеласгическим. Строки 9-14. Последствия Далее в тексте сказки мы уже не видим продолжения обычного космогонического мифа, однако символика происходящего становится сложнее. После того, как яйцо разбилось, начался эсхатологический хаос, на описание которого в большой мере повлияло описание апокалипсиса в "Откровении Иоанна": человеческий плач (строки 9-10), горящая земля и дым (строка 12), землетрясение (строки 11, 13-14). Мы также встречаем интереснейшую деталь в строке 10, на которой остановимся подробнее. Несмотря на царящий хаос, сопровождающий умирание мира, мы сталкиваемся с тем, что "вереи хохочут". "Вереями" в старину называли столбы, на которые вешали ворота. Столбы также имеют несколько символических значений, но из этого множества нас интересует сакральное значение столба, которое нашло отражение в языке: columna (лат. "столб", русск. "колонна") - кол (русск.) - kel (осет. "гореть, сиять")+lumen (лат. "свет") - caelum (лат. "небо")[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Столб также является одним из древнейших объектов поклонения; с момента принятия христианства на Руси столбы стали отождествляться со злом, так как им поклонялись язычники. Таким образом "хохот верей" может отождествляться со смехом зла, вызванным картиной разрушения мира и человеческого горя. Однако существует еще одно значение столба, как символа, которое проливает свет на собственно предмет нашего небольшого исследования. Сакральное значение столба также связано со смертью и возрождением - обновлением Вселенной: swir (др.-англ. "столб") - wer (др.-англ. "сосуд, бездна") - верея (русск. "столб") - wir (тохарский язык А "новый, молодой")[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Похожее сочетание значений имеет и слово "смех". С одной стороны: mer- (индо-европейск. праязык "умирать") - смерть (русск.) - смех (русск.), а также ridere (лат. "смеяться") - ri(th) (авест. "смерть"); с другой стороны: ridere (лат. "смеяться") - родить (русск.) - ret- (др.-инд. "мужское семя")[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Итак, мы видим, что "хохот верей" имеет не только значение смеха зла, но и указание на обновление мира. Это доказывается также и дальнейшим анализом текста. Кроме апокалиптических деталей, в строках 11, 13 и 14 мы встречаем следующее описание происходящего: "курицы летают, ворота скрипят, двери побутусились, верх на избе зашатался". Создается впечатление, что на избу обрушился сильнейший шквал ветра. Оставим за рамками нашего анализа направление ветра - северное, восточное или какое-либо другое - предположим лишь, что этот ветер заполнил дом - на это указывает слово "бутуситься", что означает "выпятиться, распузатиться". Этот ветер оплодотворяет курочку Рябу: в строках 16-24 она успокаивает людей, животных и неодушевленные объекты и говорит, что снесет другое яйцо - золотое. Таким образом, в конце сказки дается намек на повторение космогонического мифа, только мир, на этот раз обещанный курочкой Рябой совсем иной. Вновь обратившись к древнегреческой мифологии, мы увидим, что греки делили время существования человечества на несколько эпох: золотую, серебряную, медную и железную[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Нелишне будет напомнить, что под данным делением древние греки имели в виду деградацию человечества - от Золотого века, когда люди жили в согласии с Богами долго и счастливо, не задумываясь о невзгодах и смерти, до Железного века, где люди проживают короткую жизнь, наполненную злобой, алчбой, распутством и несправедливостью. Подобного же деления придерживались и древние индусы: четыре Юги - Сатиа Юга, Трета Юга, Двапара Юга и Кали Юга составляют Манвантарный цикл, где Кали Юга соответствует Железному веку и описывается практически идентично: добродетель приходит в полный упадок, праведники бедствуют, преступники процветают[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. "Нисходящее движение проявления и, следовательно, выражаемого им цикла, осуществляющееся от позитивного или сущностного полюса существования и до его негативного или субстанциального полюса"[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Кали Юга - конечная часть Манвантарного цикла, ""искра бытия" в рамках становления исчерпывается, выветривается, и тогда возникает особая ситуация конца времен, апокалипсис". За этой "особой ситуацией" следует новый цикл, мир вновь переходит в Золотую эпоху, носящую у индусов название Сатиа Юги. Золотое яйцо, обещанное курочкой Рябой людям, животным и остальному миру, и является этой эпохой, когда люди вновь будут жить в согласии с Богами и природой. Теперь, когда мы полностью проанализировали текст сказки, мы можем восстановить ее довольно простой символический смысл: Курочка Ряба сносит яйцо, обозначающее мир в четвертую Железную эпоху. Хтоническое существо мышь разбивает это яйцо, таким образом, завершая Кали Югу. В результате наступает конец времен, абсолютная энтропия, уничтожение мира. Однако хаос, который также можно назвать вселенским бардо, не существует вечно; он завершается началом Золотой эпохи, Сатиа Югой, новым циклом Манвантары.









13PAGE 15






13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415