Развитие высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях
Развитие высших психических функций
у младших школьников на логопедических
занятияхКАРАБЕЦКАЯ Л.И.,
учитель-логопед МБОУ СОШ №46 с УИОП, г. Сургут, Тюменская область
Одной из причин школьной неуспеваемости является недостаточная сформированность высших психических функций у детей, поступающих в 1-й класс. От них требуют усидчивости, терпения, сосредоточенности и внимания на протяжении всего урока, умения внимательно слушать и запоминать большой объем новой информации, учиться думать, рассуждать, логически мыслить, анализировать, обобщать. Многие дети не готовы к такому умственному труду.
Младшие школьники отличаются недостаточно развитым произвольным вниманием. От восприятия и анализа информации их легко может отвлечь любой посторонний звук или предмет. Чтобы исправить такое положение, детям нужно прививать сознательное отношение к деятельности. Но нередко и при его наличии ученик не может работать сосредоточенно. Так бывает у детей со слабо развитой силой воли, которые не привыкли прилагать усилия для достижения поставленной задачи.
Внимание служит одной из базовых предпосылок формирования навыка правильного письма. Его нарушение или недостаточное развитие у младших школьников может привести к ошибкам (пропуски или перестановки букв, слогов, недописывание элементов букв, удваивание гласных и т.д.). Некоторые ученики путают близкие по начертанию буквы, изображая их зеркально. Неустойчивое внимание ведет к замедлению работы, быстрой утомляемости и стойкому специфическому нарушению письма — дисграфии.
С вниманием тесно связан такой психический процесс, как память. Часто плохое запоминание напрямую зависит от невнимательности школьника. У некоторых учащихся с дисграфией произвольная память развита слабо. При изучении букваря дети долго не могут запомнить буквы, при чтении и письме заменяют их другими, случайными, т.е. не соотносят их с определенными звуками и не обозначают как графемы. Одну и ту же букву они воспринимают по-разному. Им трудно запомнить написание словарных слов, слов-исключений. Они плохо усваивают правила и часто забывают применять их на практике, что приводит к орфографическим ошибкам. Некоторые ученики при написании предложения на слух не могут запомнить последовательность слов, что приводит к их пропускам, изменению смысла предложения [5, с. 271]. Пересказывая услышанный текст, дети воспроизводят его не точно. Однако после небольшой подсказки педагога многие школьники передают содержание достаточно подробно. Это свидетельствует о том, что они сами не до конца реализуют возможности своей памяти.
Для успешного овладения устной и письменной речью мало быть только внимательным. Необходимо еще и самостоятельно мыслить, анализировать, рассуждать, действовать логически. У некоторых младших школьников недостаточно развиты составляющие функции мышления (анализ, синтез, общение, сравнение, абстрагирование). «Недоразвитие языкового анализа и синтеза (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки, буквы) проявляется в письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа й синтеза является фонематический анализ, и как следствие, особенно распространенными являются ошибки:
пропуски согласных в стечениях (диктант — дикат);
пропуски гласных (собака — сбака);
перестановки букв (тропа — прота);
добавление букв (таскали — тасакали);
пропуски, перестановки, добавления слогов (комната — кота) и т.д.» [5, с. 263].Нарушение письма вследствие несформированности фонематического анализа и синтеза широко представлены в работах Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Д.И. Орловой, Г.В. Чиркиной.
В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предметами. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.
К нарушению письменной речи приводит недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. Это проявляется в замене графически сходных рукописных букв, «состоящих из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (в-д, п-и); включающих одинаковые элементы, но отличающихся дополнительными элементами (ц-щ, л-м); зеркальном написании букв, пропусках элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковые элементы (ау-оу), лишние (ш-ии) и неправильно расположенные элементы (х-сс, т-пп)» [5, с. 263].Из всего сказанного можно сделать вывод: возрастная не6604635-5651500сформированность неречевых процессов у младших школьников влияет на учебный процесс в целом, и в частности на речевую деятельность, качество письма и чтения. При отсутствии коррекции, направленной на становление высших психических функций, развитие учащихся идет медленными темпами, падает их работоспособность, ослабевает контроль над выполняемыми действиями, снижается уровень самостоятельности, увеличивается количество ошибок в устной и письменной речи.
Формированию неречевых процессов в школе помогают специальные развивающие занятия или отдельные задания и упражнения на развитие высших психических функций, применяемые как составная часть логопедических занятий.
Подобные методы приобретают особую значимость в начальной школе. «Причины тому — психофизиологические особенности младших школьников, а именно то, что в 6—9-летнем возрасте, характеризующемся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает физиологическое созревание основных мозговых структур» [1, с. 11]. Еще одной важной причиной является то, что для детей, поступающих в 1-й класс, в течение первых месяцев ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра. Предлагаемые логопедом развивающие игры и упражнения помогают сгладить и сократить адаптационный период (переход от игровой деятельности к учебной).
Если логопед дает их в начале занятия, они помогают организовать внимание учащихся, заинтересовать их и включить в работу с первой минуты; в середине занятия — служат разрядкой после выполнения трудного задания, а также связывают отдельные этапы. Элементы таких упражнений можно включить и в динамическую паузу. В конце занятия они позволяют выявить уровень усвоения учащимися пройденного материала.
Каждый логопед, использующий подобные задания и упражнения, должен соблюдать ряд требований:
любое задание должно соответствовать возрастным особенностям и умственному развитию учащихся, теме и целям занятия;
быть посильным и понятным, но в то же время содержать элементы трудности. Ребенку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достичь цели;
начинаться с простых вариантов, которые постепенно, в зависимости от возможностей учащихся, усложняются;
предлагаться в красочном интересном наглядном материале, поскольку в этом возрасте ребенок лучше воспринимает зрительную информацию, нежели слуховую (хотя последняя тоже не маловажна).
Логопед должен сам активно участвовать в процессе обучения: объяснять, показывать, наблюдать, поощрять учеников и оказывать им своевременную помощь. Все это требует большой подготовительной работы, затраты собственных сил и времени, но педагог, который ставит перед собой целью не только дать знания, но и развить (а в некоторых случаях и корригировать) личность ребенка в целом — добьется по истине хороших результатов.
Примерные задания на развитие высших
психических функций
Взяв за основу предлагаемые упражнения, каждый логопед сам может по аналогии подобрать учебный материал в соответствии с поставленной темой и целью занятия.
Внимание
В рядах букв спрятались слова. В каждом ряду — одно слово. Чтобы найти слова, зачеркни в каждой строчке повторяющиеся буквы и прочитай поговорку. Объясни смысл поговорки и запиши ее в тетрадь.
слшекнастишваокмтубнвтспебгжтднабжпоплрувазодунливколу (Ленивому всегда праздник)
Распутай слова и впиши буквы в клеточки.
Назови их одним обобщающим словом.
Соотнеси цифры с буквами алфавита и прочитай, что получилось.
Попробуй сам зашифровать простые слова.
25 1 19 24 10 18 12 2 16 25 12 1 17 20 10 25 12 1 24 1 18 6 3 10 25 19 20 18 1 15 10 24 1
А
1 Б
2 В
3 Г
4 Д
5 Е
6 Ё
7 ж
8
3
9 И
10 Й К
12 Л
13 М
14 Н
15 О
16
П17 Р18 С
19 Т
20 У
21 Ф
22 X
23 Ц24
Ч
25 Ш26 Щ27 Ъ
28 Ы29 Ь
30 Э
31 Ю32 Я
33
Найди и покажи заглавные буквы «Д», «Р», «К», «Т», «Я» и т.д.., строчные буквы «о», «п», «г», «ц», «з» и т.д.
Память
Внимательно рассмотри и запомни цепочку букв, слогов, слов. Воспроизведи (запиши) их по памяти.
л п е м а с к в ц
ло ма ук ди ош пыдом эхо стог рот лес сыр
Внимательно рассмотри и запомни буквы, слоги, слова. Вспомни и запиши их по памяти в обратном порядке.
з в р д
пи ве ка жилес сон бал шум
Рассмотри внимательно картинки. (Вместо картинок можно использовать буквы, слоги, слова. Их количество определяет логопед.) Запомни, что где находится. Закрой глаза и ответь на вопросы.
Что нарисовано в центре? Что нарисовано в левом верхнем (нижнем) углу?
Что нарисовано в правом верхнем (нижнем) углу? .Что нарисовано справа от листочка (цветочка)?
Что нарисовано справа от шарика?
Где нарисован грибок (цветок, листочек и т.д.)?
Запомни последовательность букв и дорисуй бусы по памяти. (Задание направлено на дифференциацию оптически сходных букв.)
Прочитай (прослушай) предложения и повтори их по памяти. Самое длинное предложение запиши в тетрадь
Бабушка стряпает.
Бабушка стряпает обед.
Бабушка стряпает вкусный обед.
Бабушка стряпает вкусный обед внуку.
Бабушка стряпает вкусный обед своему внуку.
Бабушка стряпает вкусный обед своему любимому внуку.
Ласточки улетели.
Ласточки и стрижи улетели.
Ласточки, стрижи и другие птицы улетели.
Ласточки, стрижи и другие перелетные птицы улетели.
Ласточки, стрижи и другие перелетные птицы улетели на юг.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. 1998. №4. С. 11—18.
Богоявленский Д.Н. Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1991.
Корнев А.Н. Профилактика дислексии и дисграфии //Логопедия: Метод. наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. В 5 кн. Кн. 4. М., 2003. С. 263.
Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети:
Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1996. С. 123.
Лалаева Р.Л. Дисграфия // Логопедия: Метод. наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. В 5 кн. Кн. 4. М., 2003. С. 263.
Лизунова А.В. Развитие внимания на уроках русского языка // Начальная школа. 2004. № 7. С. 25.
Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.
Майорова Н.Л. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: Пособие для школ, психолога. СПб., 1998.
Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. Мм 1990.
Психологический словарь /Под ред. В.Г. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1997.
Садовникова И.Л. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М,, 1997.
Чуприкова Н.Л. Умственное развитие и обучение. М., 1995.
Развитие высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях в рамках раздела «Вернисаж»/ М.В. Михайлова // Логопедия. 2005. №6. С. 98-106.