Доклад к логопедическому семинару по теме Формирование навыка осмысленного чтения у младших школьников с тяжелым нарушением речи


Формирование осмысленного чтения у младших школьников с тяжелым нарушением речи
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: “Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом”.
Трудности формирования навыка осмысленного чтения у младших школьников с ТНР связаны не только с особенностями их речевого дефекта, но и с своеобразием психических процессов (низкое зрительное и звуковое восприятие, замедленная переработка сенсорно-перцептивной информации, недостаточный уровень мыслительных процессов). Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерны ограниченные представления об окружающем мире, несформированность интеллектуальных интересов и ослабленность мотивационной деятельности, длительные затруднения в формировании гибкого синтеза между восприятием, произнесением и осмысливанием содержания читаемого.
Часто наших учеников мало интересует читаемый текст, они не стремятся вникнуть в его содержание, не могут самостоятельно устанавливать простейшие конкретные связи, пропуская или изменяя наиболее важные части, несущие смысловую нагрузку, в результате теряется целостность текста, а его основное содержание остается не раскрытым.
Удержать внимание детей, пробудить интерес, добиться осмысления материала и сохранения его в памяти на первоначальных этапах обучения мне помогают тщательно продуманные занятия, которые изменяются по мере развития мышления и речи детей. Я предлагаю вашему вниманию примерную схему занятий для овладения обучающими сознательным чтением. Схема включает в себя ряд этапов, отражающих процесс овладения смыслом прочитанного текста.
Вводная беседа о писателе и времени, отраженном в изученном произведении. Для правильного восприятия содержания произведения дети должны иметь достаточный запас жизненных представлений о деятельности. У учащихся с речевой патологией в значительной степени обеднены именно эти сведения. Наиболее эффективен в данном случае краткий рассказ учителя.
Словарная работа. Особенности речевого развития учащихся с тяжелым нарушением речи требуют предварительной дифференцированной работы над словарем текста, без чего невозможно переходить к ознакомлению с содержанием произведения. Вначале мы отрабатываем произношение трудных слов, затем разбираются слова, трудные для понимания учащихся, но не вызывающие затруднений в их произношении.
Самостоятельное чтение с подчеркиванием непонятных слов и выражений. Фраза «Готовьте вопросы для меня» приучает детей задавать вопросы по тексту и активизирует их работу.
Повторное чтение вслух. Слово, прочитанное «про себя», и слово, прочитанное вслух, - не одно и то же. Дети часто не могут понять прочитанное слово, пока не произнесут его вслух. Услышав собственное прочтение, они часто сами находят ответы на вопросы.
Выяснение понимания учащимися общего содержания текста. (О ком вы прочитали этот рассказ? Как зовут героев? Понравился ли вам главный герой? Почему? Чему учит этот рассказ?)Детальный анализ понимания прочитанного с помощью устных вопросов, касающихся подробностей содержания.
Выборочное чтение – наиболее продуктивный этап работы над текстом, степень овладения которым свидетельствует об уровне понимания учащимися прочитанного текста.
Чтение цепочкой, зависящее от уровня сформированности навыка чтения детей. Читать так можно с определенной целью, направленной на развитие внимания. Например: «Читайте по одному предложению, по абзацу».
Первичный анализ всего текста параллельно с его прочтением вслух цепочкой с уточнением словаря, пояснением сюжетной линии.
Пересказ прочитанного – важный показатель того, как ребенок содержание. Часто пересказ используется как способ контроля понимания. У детей с тяжелым нарушением речи пересказ неточный, отсутствует четкая последовательность изложения, появляются типично речевые ошибки (аграмматизмы), часто отсутствуют объекты действия (вместо них дети говорят: он, она, они). Во избежание возможности пересказа «по памяти», чтобы выявить детей, которые самостоятельно не поняли текст, помочь им разобраться в содержании, полезно вводить пересказ цепочкой.
Итоговое чтение, позволяющее установить недочеты в понимании содержания.
Домашнее чтение – завершающий этап в работе над пониманием и осмыслением всего текста.
Особенно сложны для понимания тексты со скрытым смыслом, в которых истинное значение поступка обнаруживается не сразу. К ним относятся рассказы В.Осеевой «Плохо», «Хорошее», «Сыновья», «Три товарища». Словарь и грамматические структуры в рассказах не сложные. Обстановка, в которой действуют герои, детям понятна и легко узнаваема. Систематическую работу над рассказами со скрытым смыслом надо начинать во втором классе на групповых логопедических занятиях.
В первом классе работы обучающихся, в тетрадях и на занятиях, оцениваются в устной форме или схематическими изображениями:


Дети понимали, какую оценку они получили.
Ученики часто неправильно оценивают эмоциональное состояние действующих лиц, воспринимают его неадекватно или упрощают. Для понимания эмоционального состояния действующего лица, оценки моральной стороны поступка, выяснения его истинного смысла я стараюсь использовать иллюстрационный материал учебника. Воздействуя на зрительные органы чувств, ведь мы педагоги знаем как средства наглядности обеспечивают разностороннее, более полное формирование образа, повышают интерес при рассматривании картинок. Рисунок служит опорой для осознания связей между фактами, а слово учителя-логопеда побуждает учащихся к наблюдению, направляет их на осмысление. Рассматривая выражения лиц героев, дети определяют, какое чувство в эту минуту испытывает герой рассказа.
Другой вид работы, применяемый мной на уроках – прогнозирование возможного поведения героев на основе начала рассказа. Например, я читаю первую часть рассказа, даю задание: «Придумайте окончание рассказа».
Прослушав различные ответы учащихся, я читаю окончание рассказа, а дети сравнивают свои ответы с текстом, и вместе осмысливают поступки героев.
Не менее интересный вид работы – по серии картинок. Например, к рассказу «Волшебное слово» я предлагаю детям задание: расставить картинки в соответствии с событиями рассказа и выразить свое отношение к действиям изображенных персонажей.
Полезно по возможности подбирать тексты по аналогии, для чего можно взять, например, два рассказа В.Осеевой «Добрая тетя» и «Жадная мать». После подробного разбора первого рассказа становится понятным смысл жизненной ситуации.
При чтении рассказа «Жадная мать» я даю обучающимся возможность самостоятельно оценить поведение матери. Со временем дети начинают правильно осмысливать сюжет.
Конечно, эффективность работы по осмыслению чтения достигается лишь в процессе длительного и целенаправленного обучения на уроках и индивидуальных занятиях по успешному освоению этого навыка, который благотворительно влияет на дальнейшее обучение младших школьников с тяжелым нарушением речи.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №16»
Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
ДОКЛАД К ЛОГОПЕДИЧЕСКОМУ
СЕМИНАРУ ПО ТЕМЕ:
«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ОСМЫСЛЕННОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
Подготовила:
учитель-логопед
Харитонова Г.Ф.
Симферополь 2015г.