Статья на тему Развитие связной речи младших школьников при работе над сочинением
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ
Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей. Заниматься этим нужно на каждом уроке, так как успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств, так как в процессе занятий меняются учебная ситуация и мотивы речи. Полезно использовать дописывание рассказов по данному началу и концу, работу с деформированными текстами, озаглавливание, составление планов сокращенных и измененных рассказов.
Например, учащимся предлагается изменить рассказ так, чтобы в нем говорилось не об одной мухе, а сразу о нескольких.
Первая муха.
Стало сильно греть солнце. Солнечный луч заглянул в темный угол и разбудил муху. Она там спала всю зиму. Выползла муха сонная и вялая. Обогрелась на солнышке. Полетела и весело зажужжала.
Так как письменная речь представляет для младших школьников особую трудность, то необходимо правильно организовать коллективную работу. Эту работу, в зависимости от подготовленности класса, можно проводить по трем вариантам.
Первый вариант предполагает работу над содержанием текста по плану в виде небольших проблемных вопросов, требующих от учащихся для ответа одного-двух слов, которые помещены рядом с вопросом. В вопросе также подчеркивается слово, с которого необходимо начинать ответ.
Второй вариант предполагает запись на доске только самих вопросов без опорных слов для ответа на них.
Третий вариант может быть использован в классах с хорошей речевой подготовкой учащихся. Здесь используется не подробный вопросник, а план, в котором есть вопросы, предлагаемые для беседы по содержанию, и ответ на которые будет состоять не из одного, а из двух-трех предложений.
При подготовке к написанию изложений необходимо учить школьников делить текст на части, выделять мини-темы, составлять план, проводить языковой анализ.
Приведем пример структурного и языкового анализа перед написанием изложения рассказа Э.Шима «Солнечная капля».
Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, желтыми, синими огоньками. Зажурчали они ручейками.
Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили по-весеннему радостно.
Капля упала мне на лицо. Я посмотрел на нее и замер. Все кругом изменилось: засияло, заискрилось радужными огнями.
Весь мир осветила и зажгла солнечная капля.
Структурный анализ.
Прочитайте текст.
На сколько частей можно разделить текст? (4) Докажите.
О чем говорится в первой части? Что хотел рассказать нам автор? (Как заплакала сосулька.)
О чем говорится во второй части? (Воробьи радуются весне.)
О чем говорится в третьей части? (Все кругом изменилось.)
О чем говорится в четвертой части? (Капля изменила мир.)
Значит, план должен отражать главное в каждой части.
Прочитайте заголовок. Почему так назван текст?
План.
Сосулька плачет.
Воробьи приветствуют весну.
Взгляд через каплю.
Волшебная капля.
Языковой анализ
Вчитайтесь в текст и постарайтесь его запомнить. Назовите слова действия.
Что произошло с сосулькой? (Она заплакала.)
Кто может плакать? (Человек.)
Чем сосулька напоминала автору плачущего человека? (Капли падают как слезы.)
Почему автор называет сосульки холодными, ведь светит солнце? (Сосулька подтаяла, началась капель; капли холодные, а у человека слезы горячие.)
Найдите образные выражения. (Сосулька заплакала, воробьи искупались.)
Что произошло с падающими каплями? (Вспыхнули, засветились огоньками.)
Какими огоньками они засветились? (Радужными.)
Почему вместо слова «побежали» автор употребил слово «зажурчали»?
Что оно позволяет передать? (Не только движение, но и звучание ручейка, его веселый звон, журчание.)
Почему ручеек назван солнечным? (В нем отразились солнечные лучи.)
Как воробьи приветствовали весну? (Они заголосили.)
Что это значит? (Зачирикали по-весеннему радостно.)
Что случилось с автором в солнечный весенний день? (Замер.)
Что же его так удивило? (Все засверкало радужными огоньками.)
Что изменило мир? (Крохотная капля воды.)
Что значит «крохотная»? (Очень маленькая.)
Отличаются ли по значению слова «осветила» и «зажгла»? (Осветить – сделать светлым, зажечь – осветить изнутри.)
Каким предложением вы закончите свой рассказ?
Данный анализ затрагивает разные сферы восприятия текста: эмоции, воображение, мышление. Он способствует выбору более точных слов и выражений при письме.
Интересна и эффективна работа над сочинениями-загадками.
Например, учащимся дается домашнее задание:
Найти предметную картинку с изображением белочки и подобрать к ней загадку.
Подумать, какими словами можно заменить слово «белочка» в рассказе (лесной житель, зверек и т.д.).
Затем проводится беседа.
Какой зверек белка? (Лесной.)
Какая у нее мордочка? Какие у нее глазки? С чем их можно сравнить?
Какие ушки? Какой хвост? Для чего он ей служит? Где она спит? Где хранить пищу? Что любит?
После проделанной работы дается задание написать сочинение-загадку, ни разу не употребив слово «белка».
Вот пример такого сочинения ученицы 2 класса Алены Зарубы.
Что за зверь?
Лесной зверек, с острой мордочкой. Глазки маленькие, черненькие, словно бусинки. На ушах кисточки. Шерсть мягкая, зимой голубая, летом рыжая. Хвост пушистый и служит рулем, помогает прыгать с дерева на дерево. Спит в гнезде. Еду хранит в дупле. Зверек любит семена шишек, орехи, грибы.
С большим удовольствием учащиеся работают над стихотворными загадками. Для загадки взят очень интересный предмет – аквариум. Предлагается его рассмотреть:
Какой аквариум по форме?
Из чего он сделан?
Чем он наполнен?
Какого цвета в нем вода?
Кто плавает в воде?
Какие они?
С чем можно сравнить аквариум? (С дворцом, домом, домиком, с прудом, озером, бассейном, колодцем.)
А его стены? (Со стеклянными берегами.)
Как можно назвать рыбок в аквариуме? (Жильцами, пловцами, жителями.)
Найдите слова, обозначающие действия рыбок. (Мелькают, плавают, играют, резвятся.)
Какие они (рыбки)? (Разноцветные, пестрые, маленькие, ловкие, волшебные.)
Подберите рифмы для вашей загадки (Жильцы – пловцы, дворец - жилец – пловец, дом – в том, река – стеклянные берега, тут – живут.) Вот какие загадки получились у учащихся 3 класса:
Посмотрите: дом стоит,
До краев водой налит.
И жильцы в нем разные,
Мелкие, плавникообразные.
Андрей Григорьев
Посмотрите: дом стоит!
До краев водой налит.
В этом домике жильцы
Все отличные пловцы.
Лиза Ряполова Организуя работу по развитию речи в 4 классе, целесообразно знакомить детей с разновидностями речи. Для того чтобы расширить кругозор учеников, полезно использовать работу над сочинениями разных жанров публицистического стиля: заметкой, репортажем, интервью.
Например, работе над заметкой помогает следующая памятка:
Знай точно, о чем пишешь и для чего.
Не старайся в одной заметке рассказать о многом, лучше напиши об одном факте, но подробно.
Излагай материал логично и последовательно.
Называй фамилии ребят или тех, о ком рассказываешь, - заметка от этого становится интереснее.
Выражай свое отношение к происходящему.
Сделай язык заметки ярким и красочным.
Вот пример заметки о кроссе, в котором участвовали дети.
Дружный кросс.
В пятницу на стадионе возле лицея проходил кросс на кубок «Новых домов». В нем принимали участие ученики начальных классов.
На стадионе собралось очень много публики. Сначала бежали ученики третьих классов, а затем и четвертых. Все ребята очень старались. Но особенно проявили себя ученики III «Б» и IV «А» классов. Они победили в своих возрастных группах. Среди мальчиков в IV «А» прибежал первым Артур Пусь. А среди девочек Даша Черноусова. То, что Даша будет первой, никто не ожидал, ведь она освобождена от урока физкультуры! Все происходящие события снимало телевидение.
Быть участником таких соревнований очень интересно. (Дима Крюков, ученик 4 класса).
Работа над разными жанрами сочинений художественного и публицистического стиля способствует совершенствованию речи детей, повышает их общее умственное развитие, формирует личностные качества школьников.