Создание эффективной системы патриотического воспитания через краеведческую работу на уроках истории и обществознания. Статья из опыта работы.
Васильева Н.И.,
БОУ «Ермаковская СОШ»
Создание эффективной системы патриотического воспитания через краеведческую работу на уроках истории и обществознания
Современное российское образование дает благодатную почву для воспитания патриотизма, становления личности любящего свою родину, уважающего все достижения предшествующих поколений. В настоящее время формирование патриотизма декларируется во многих нормативных документах, программах, проектах. Многие научные статьи, популярные публикации посвящены проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения.
30 декабря 2015 года Правительством РФ было принято постановление об утверждении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Эта программа « подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания » [3]. Концепция нового УМК по отечественной истории направлена на повышение качества школьного исторического образования сделало вопрос формирования активных гражданских позиций обучающихся, воспитание гражданственности и патриотизма ещё более актуальным [2].
Меня как учителя истории и обществознания также волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формированием у обучающихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими не только в учебно-воспитательной работе школы, но и каждого педагога в отдельности. Уроки истории и обществознания призваны поддерживать процесс патриотического воспитания подростков.
Цель патриотического воспитания - формирование у школьников гордости за свою страну, уважительного и бережного отношения к её истории, культуре, стремлении внести собственный вклад в развитие своей малой родины.
Патриотические чувства подрастающего поколения - граждан Российской Федерации можно формировать не только на примере героического прошлого всей страны, но и на примере истории каждого края или даже села, где проживает ребенок.
Непременным компонентом патриотического воспитания историей наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества и истории родного края, я считаю, должно стать изучение учащимися истории своей семьи, ибо история страны - это история и каждой отдельной семьи. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья нации.
Привлечение обучающихся к осмыслению значения исторического краеведения имеет долгий и сложный путь. Каждый ребенок по-своему относится к данному виду деятельности. Благодаря Федеральным государственным стандартам нового поколения изучение предмета обществознания начинается с 5 класса. Где на уроках обучающиеся знакомятся с такими понятиями как семья, патриот, гражданин, государство и многими другими. При изучении темы «Семья» все пятиклассники выполняли проекты о своей семье, составляли родословные. Некоторые ребята впервые узнавали о том, что в их семье были родственники, участники Великой Отечественной войны.
Для дальнейшего побуждения изучения прошлого родословной своей семьи вполне уместно привлечение краеведческой литературы, документальных источников, но уже во внеурочное время. В настоящее время ребята учатся широко использовать электронные ресурсы Интернета. Много полезной и достоверной информации мы вместе находим на сайтах: «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и «Память народа. Подлинные документы о Второй мировой войне». Здесь обучающиеся зная данные о своих родственниках, находят подлинные документы: наградные листы, приказы о награждении, описание совершенных ими подвигов.
Эффективное использование новейших педагогических технологий, воспитательных возможностей форм и методов преподавания уроков истории и обществознания обеспечивает воспитание и развитие личности. Как показывает педагогическая практика, в целях воспитания патриотизма выступают такие формы и методы: приведение примера; использование сравнения, сопоставления противопоставления; яркий рассказ; разъяснение, разоблачение; анализ фактов, явлений и др.
Использование краеведческого материала дает возможность ещё больше узнать свой родной край, развить кругозор обучающихся. Краеведческая тематика всегда вызывает активность у обучающихся, способствует повышению мотивации, активизирует мыслительную деятельность, позволяет разнообразить содержание уроков, вносит в преподавание конкретность и убедительность, помогает формировать понимание закономерностей исторических процессов и явлений на основе наглядного постижения местных культурно-исторических событий.
Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной деятельности разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников.
Использование краеведческого материала в процессе обучения способствует обострению внимания учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний. Краеведение помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития, а в результате - попять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию.
История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому уроки истории отечества, как ни какой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников, а систематическое привлечение краеведческого материала необходимо и педагогически оправдано. Учащиеся анализируют документы и материалы краеведческого уголка, проводят социологические исследования методом интервью и анкетирования. О результатах проделанной работы сообщают на уроке. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, дома, улицы, люди, природа родного села, районная газета, краеведческая литература.
Возникающие проблемы решаются путем изучения материала из учебника. История семьи проецируется на историю страны. Информация учебника начинает звучать по-новому, становится лично-значимой. Из бесстрастного наблюдателя ученик превращается почти в участника событий. Факты из истории предков становятся составной частью картины исторического процесса.
Работу по гражданско-патриотическому воспитанию я стараюсь осуществлять целенаправленно и систематически.
В феврале 1943 года нарком просвещения РСФСР Владимир Петрович Потемкин перед активом учителей Москвы произнес следующие слова: «Недостаточно чувствовать, что я люблю свою Родину. Нужно знать, за что я ее люблю, что мне в ней дорого, что я защищаю, ради чего я отдам, если понадобится, собственную жизнь. Пусть школа даст ученику прекрасное знание родной истории, воспитает в нем чувство гордости прошлым Отечества, неисчерпаемостью его богатств, великой мощью и красотой нашей страны» [1].
Эти слова созвучны и нынешнему времени, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Список использованной литературы
1. Большая онлайн-библиотека e-Reading.by/ [Электронный ресурс]/ Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. [Электронный ресурс]/ Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». [Электронный ресурс]/ Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ФђЗаголовок 115