РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Физическая культура» профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-2 КУРСОВ
Министерство образования Красноярского края
краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Шушенский сельскохозяйственный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Физическая культура»
профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана для организации занятий по физической культуре в рамках реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессии: 15.01.05 «Сварщик» (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физическая культура», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание учебной дисциплины «Физическая культура» направлено на укрепление здоровья, повышение физического потенциала, работоспособности обучающихся, формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций.
Учебная дисциплина «Физическая культура» относится к обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
В учебном плане дисциплина «Физическая культура» относится к общеобразовательным учебным дисциплинам.
Основное содержание рабочей программы «Физическая культура» реализуется в процессе теоретических и практических занятий и представлено двумя разделами: теоретическая часть и практическая часть.
Теоретическая часть направлена на осознание студентами значения здорового образа жизни, двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.
Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий.
Содержание учебно-методических занятий обеспечивает формирование у студентов установки на психическое и физическое здоровье, освоение методов профилактики профессиональных заболеваний, знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи.
На учебно-методических занятиях проводятся консультации, на которых по результатам тестирования осуществляется помощь студентам в определении оздоровительной и профессиональной направленности индивидуальной двигательной нагрузки.
Учебно-тренировочные занятия направлены на укрепление здоровья, развитие физических качеств, повышение уровня функциональных и двигательных способностей организма студентов, а также профилактику профессиональных заболеваний.
Для организации учебно-тренировочных занятий студентов по физической культуре кроме обязательных видов спорта (легкой атлетики, кроссовой подготовки, лыж, гимнастики, спортивных игр) дополнительно включена атлетическая гимнастика.
Учебно-тренировочный и методико-практический разделы программы предусматривают самостоятельные формы занятий студентов, такие как написание докладов, подготовка сообщений с использованием информационных технологий, составление комплексов упражнений, самостоятельные занятия физическими упражнениями в домашних условиях, посещение спортивных секций.
Освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности валеологической и профессиональной направленности, неприятию вредных привычек;
потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья;
приобретение личного опыта творческого использования профессионально оздоровительных средств и методов двигательной активности;
формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;
готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры;
способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры;
способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, готовность к служению Отечеству, его защите.
- межпредметных:
способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике;
готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности;
освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;
формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку;
- предметных:
умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Для реализации рабочей программы до начала обучения студенты проходят медицинский осмотр, в результате которого определяется принадлежность студентов к медицинской группе: основной, подготовительной или специальной.
Студены, временно освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий, осваивают теоретический и учебно-методический материал, готовят сообщения и доклады.
Занятия для студентов основной и подготовительной групп могут быть организованы совместно, но при дифференцированном подходе к возможностям освоения учебного материала.
В ходе реализации рабочей программы осуществляется текущий контроль. Все контрольные нормативы по физической культуре студенты сдают в течение учебного года для оценки преподавателем их функциональной и двигательной подготовленности, в том числе и для оценки их готовности к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Промежуточная аттестация по дисциплине «Физическая культура» согласно учебному плану предусмотрена в 1-4 семестрах в форме зачета, в 5 семестре в форме дифференцированного зачета.
Вид учебной работы
Объем часов
1 курс
2 курс
3 курс
1 сем
2 сем
3 сем
4 сем
5 сем
6 сем
Максимальная учебная нагрузка (всего)
256
51
72
51
63
19
-
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
171
34
48
34
42
13
-
в том числе:
Теоретические занятия
10
6
-
2
-
2
-
Практические занятия
161
28
48
32
42
11
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:
85
17
24
17
21
6
-
подготовка сообщения с использованием информационных технологий
4
2
-
2
-
-
-
устное сообщение
4
-
2
-
-
2
-
составление комплексов упражнений
2
-
2
-
-
-
-
посещение спортивных секций (выполнение физических упражнений в домашних условиях).
75
15
20
15
21
4
-
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание разделов и тем
Максимальная учебная нагрузка
Количество аудиторных часов
Самостоятельная работа студента (час)
Всего
Практич. занятия
1 курс
Раздел 1. Теоретическая часть
Тема 1.1. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья
4
2
-
2
Тема 1.2. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.
2
2
-
-
Тема 1.3. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки.
2
2
-
-
Раздел 2. Практическая часть
Учебно-методические занятия
Тема 2. 1. Простейшие методики самооценки работоспособности.
1
1
1
-
Учебно-тренировочные занятия.
Тема 2.2. Легкая атлетика.
19
11
11
8
Тема 2.3. Контрольные занятия
11
8
8
3
Тема 2.4. Волейбол.
30
20
20
10
Тема 2.5. Баскетбол.
34
22
22
12
Тема 2.6. Атлетическая гимнастика.
15
9
9
6
Тема 2.7. Контрольные занятия.
5
5
5
-
Всего часов на 1 курсе
123
82
82
41
2 курс
Раздел 1. Теоретическая часть
Тема 1.1. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
2
2
-
-
Раздел 2. Практическая часть
Учебно-методические занятия
2.1. Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении.
2
2
-
-
Учебно-тренировочные занятия.
Тема 2.3. Легкая атлетика.
24
14
14
10
Тема 2.4. Волейбол.
27
18
18
9
Тема 2.5. Баскетбол.
30
20
20
10
Тема 2.6. Атлетическая гимнастика
19
10
10
9
Тема 2.7. Контрольные занятия.
10
10
10
-
Всего часов на 2 курсе
114
76
72
38
3 курс
Раздел 1. Теоретическая часть
Тема 1.1. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста.
2
2
-
-
Раздел 2. Учебно-тренировочные занятия.
Тема 2.1. Волейбол.
15
9
9
6
Дифференцированный зачет.
2
2
2
-
Всего часов на 3 курсе
19
13
11
6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
курс
I. Теоретическая часть
Введение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО.
Современное состояние физической культуры и спорта. Физическая культура и личность профессионала. Оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек. Особенности организации занятий со студентами в процессе освоения содержания учебной дисциплины «Физическая культура». Введение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Требования к технике безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Самостоятельная работа: подготовка сообщения с использованием информационных технологий «Из истории комплекса ГТО», «Роль физической культуры в жизни человека», «Что такое здоровый образ жизни?» (по выбору обучающихся).
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание. Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих двигательных качеств.
Самостоятельная работа: составление комплексов упражнений для самостоятельных занятий.
Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки
Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.
Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
Личная и социально-экономическая необходимость специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Тестирование состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования.
Практическая часть.
Учебно-методические занятия.
Простейшие методики самооценки работоспособности.
Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления. Применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Использование методов самоконтроля. Измерение ЧСС.
Учебно-тренировочные занятия.
Легкая атлетика.
Кроссовая подготовка.
Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления.
Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; 4х400 м; бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши),
Самостоятельная работа: посещение спортивных секций по выбору обучающихся или выполнение физических упражнений в домашних условиях.
2.3. Контрольные занятия. Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса (девушки) лёжа, кол-во раз (девушки); прыжок в длину с места, см.; бег 30м, с.; челночный бег 3 х 10 м, с.; 6 – минутный бег, м.; наклон вперёд из положения стоя, см.
Спортивные игры
Совершенствование профессиональной двигательной подготовленности, укрепление здоровья, в том числе развитие координационных способностей, ориентации в пространстве, скорости реакции; дифференцировке пространственных, временных и силовых параметров движения, формирование двигательной активности, силовой и скоростной выносливости; совершенствование взрывной силы; развитие таких личностных качеств, как восприятие, внимание, память, воображение, согласованность групповых взаимодействий, быстрое принятие решений; воспитанию волевых качеств, инициативности и самостоятельности.
2.4.Волейбол
Исходное положение (стойки), перемещения; передача мяча перед собой, над собой, в парах; подача, нападающий удар, блокирование; прием мяча снизу двумя руками, приём мяча сверху двумя руками; тактика нападения, тактика защиты в учебной игре. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
Самостоятельная работа: посещение спортивных секций по выбору обучающихся или выполнение физических упражнений в домашних условиях.
2.5. Баскетбол
Перемещение, стойка; ловля и передача мяча, ведение (низкое, среднее, высокое, с обводкой стоек); броски мяча в корзину (с места, в движении, прыжком), тактическая комбинация при защите, при нападение; перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
Самостоятельная работа: посещение спортивных секций по выбору обучающихся или выполнение физических упражнений в домашних условиях.
2.6. Атлетическая гимнастика
Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, развитию силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления.
Упражнения на развитие физических качеств: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. Упражнения с гантелями, гирями, штангой и на тренажёрах.
Самостоятельная работа: посещение спортивных секций по выбору обучающихся или выполнение физических упражнений в домашних условиях.
2.7. Контрольные занятия. Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса (девушки) лёжа, кол-во раз (девушки); прыжок в длину с места, см.; бег 30м, с.; челночный бег 3 х 10 м, с.; 6 – минутный бег, м.; наклон вперёд из положения стоя, см.
2 курс
I. Теоретическая часть
Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации. Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.
Практическая часть.
Учебно-методические занятия.
Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.
Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении.
Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения.
Самостоятельная работа: подготовка сообщения с использованием информационных технологий «Виды массажа», «Профилактика физического и умственного переутомления», «Профессиональные заболевания сварщика и их профилактика» (по выбору обучающихся).
Учебно-тренировочные занятия.
Легкая атлетика
Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; бег 100 м, бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши), прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: перешагивания, «ножницы», метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши).
Спортивные игры
Волейбол
Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на грудиживоте, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Техника безопасности игры. Игра по правилам.
Самостоятельная работа: посещение спортивных секций по выбору обучающихся или выполнение физических упражнений в домашних условиях.
Баскетбол
Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении, прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защита перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения, тактика защиты. Техника безопасности игры. Игра по правилам.
Самостоятельная работа: посещение спортивных секций по выбору обучающихся или выполнение физических упражнений в домашних условиях.
2.6. Атлетическая гимнастика
Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, развитию силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления.
Упражнения на развитие физических качеств: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. Упражнения с гантелями, гирями, штангой и на тренажёрах.
Самостоятельная работа: посещение спортивных секций по выбору обучающихся или выполнение физических упражнений в домашних условиях.
2.7. Контрольные занятия. Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса (девушки) лёжа, кол-во раз (девушки); прыжок в длину с места, см.; бег 30м, с.; челночный бег 3 х 10 м, с.; 6 – минутный бег, м.; наклон вперёд из положения стоя, см.
3 курс
I. Теоретическая часть
1.1. Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности. Критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления. Профилактика профессиональных заболеваний.
Учебно-тренировочные занятия.
Волейбол
Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на грудиживоте, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Техника безопасности игры. Игра по правилам.
Самостоятельная работа: посещение спортивных секций по выбору обучающихся или выполнение физических упражнений в домашних условиях.
Дифференцированный зачет по дисциплине
Контрольные занятия по волейболу.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)
теоретическая часть
Ведение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО.
Знание современного состояния физической культуры и спорта. Умение обосновывать значение физической культуры для формирования личности профессионала, профилактики профзаболеваний.
Знание оздоровительных систем физического воспитания. Владение информацией о Всероссийском физкультурноспортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)
1. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Демонстрация мотивации и стремления к самостоятельным занятиям.
Умение организовывать занятия физическими упражнениями различной направленности с использованием знаний особенностей самостоятельных занятий для юношей и девушек.
Знание основных принципов построения самостоятельных занятий и их гигиены.
2. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки.
Самостоятельное использование и оценка показателей функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.
Внесение коррекций в содержание занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля
3.Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Знание требований, которые предъявляет профессиональная деятельность к личности, ее психофизиологическим возможностям, здоровью и физической подготовленности.
Умение определять основные критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления.
Овладение методами повышения эффективности производственного и учебного труда; освоение применения аутотренинга для повышения работоспособности.
4. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста.
Умение использовать оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности.
Применение средств и методов физического воспитания для профилактики профессиональных заболеваний.
практическая часть
Учебно-методические занятия
Освоение методов профилактики профессиональных заболеваний.
Овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями.
Овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи.
Знание и применение методики активного отдыха, массажа и самомассажа при физическом и умственном утомлении.
Освоение методики занятий физическими упражнениями для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и основных функциональных систем.
Умение составлять и проводить комплексы утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности.
Учебно-тренировочные занятия
1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка
Освоение техники беговых упражнений (кроссового бега, бега на короткие, средние и длинные дистанции), высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования; бега 100 м, эстафетный бег 4 100 м, 4 400 м; бега по прямой с различной скоростью, равномерного бега на дистанцию 2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши).
Умение технически грамотно выполнять (на технику): прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: перешагивания, «ножницы».
Метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши);
сдача контрольных нормативов.
2. Спортивные игры
Освоение основных игровых элементов.
Знание правил соревнований по волейболу, баскетболу.
Развитие координационных способностей, совершенствование ориентации в пространстве, скорости реакции, дифференцировке пространственных, временных и силовых параметров движения.
Развитие личностно-коммуникативных качеств. Совершенствование восприятия, внимания, памяти, воображения, согласованности групповых взаимодействий, быстрого принятия решений.
Развитие волевых качеств, инициативности, самостоятельности.
Умение выполнять технику игровых элементов на оценку. Участие в соревнованиях по избранному виду спорта.
Освоение техники самоконтроля при занятиях; умение оказывать первую помощь при травмах в игровой ситуации
3. Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах
Знание средств и методов тренировки для развития силы основных мышечных групп с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой.
Умение осуществлять контроль за состоянием здоровья. Освоение техники безопасности занятий атлетической гимнастикой.
Внеаудиторная самостоятельная работа
Умение найти необходимую информацию в сети Интернет.
Овладение спортивным мастерством в избранном виде спорта. Участие в соревнованиях и физкультурно-массовых оздоровительных мероприятиях.
Умение разработать комплекс упражнений для самостоятельных занятий физической культурой и организовать самостоятельные занятия физической культурой в домашних условиях.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Комплект мультимедийного оборудования для проведения теоретических и учебно-методических занятий.
Оборудование и инвентарь спортивного зала
Стенка гимнастическая; перекладина навесная универсальная для стенки гимнастической; гимнастические скамейки; гимнастические снаряды, тренажеры для занятий атлетической гимнастикой, маты гимнастические, канат для перетягивания, скакалки, палки гимнастические, мячи набивные, секундомеры; кольца баскетбольные, щиты баскетбольные, сетки баскетбольные, мячи баскетбольные, стойки волейбольные, сетка волейбольная, антенны волейбольные с карманами, волейбольные мячи.
Спортивная площадка:
Турник уличный, брусья уличные, рукоход уличный, полоса препятствий, ворота футбольные, сетки для футбольных ворот, мячи футбольные, сетка для переноса мячей, мерный шнур, секундомеры.
Тренажерный зал
Штанги, гантели, тренажёры, гири.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема
Активные формы
Тема. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья
Дискуссия
Тема. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
Презентация обучающимися комплексов упражнений для самостоятельных занятий.
Лёгкая атлетика.
Тема. Стайерский бег.
Урок-спартакиада
Волейбол.
Тема. Учебная игра.
Урок-соревнование
Баскетбол.
Тема Ведение мяча.
Урок-соревнование
«Весёлые старты»
Атлетическая гимнастика.
Тема. Жим штанги лёжа.
Урок-соревнование
ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий. Смоленск, 2012.
Решетников Н.В., Кислицын Ю. Л., Палтиевич Р. Л., Погадаев Г.И. Физическая культура: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2010.
Сайганова Е.Г, Дудов В.А. Физическая культура. Самостоятельная работа: учеб. пособие. М., 2010. (Бакалавриат).
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Министерства образования и наука РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб. пособие. М., 2013.
Груздев А.Н., и др. Технология организации и проведения занятий по физическому воспитанию в вузе Метод. рекомендации. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009
Гриднев В.А., Груздев А.Н. Средства физической культуры в регулировании работоспособности, Методические разработки. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 16 с.
Григорьев В.И., Давиденко Д.Н. Атлетическая подготовка студентов: Учебное пособие СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 126 с.
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры М.: Советский спорт, 2010.- 464 с.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Дашинорбоева. – Улан-Удэ; Издательство ВСГТУ, 2007. - 229 с.
Форопонова Е.В. Физическая культура Учебное пособие / Е.В. Форопонова, О.И. Пятунина, Г.П. Старыгина; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. – 96 с.
Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Федеральный портал «Российское образование»).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Официальный сайт Олимпийского комитета России).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Обязательные контрольные задания для определения и оценки уровня
физической подготовленности обучающихся
№
п/п
Физические способности
Контрольное упражнение (тест)
Возраст, лет
Оценка
Юноши
Девушки
5
4
3
5
4
3
1
Скоростные
Бег 30 м., с
16
4,4 и выше
5,1 – 4,8
5,2 и ниже
4,8 и выше
5,9 – 5,3
6,1 и ниже
17
4,3
5,0 – 4,7
5,2
4,8
5,9 – 5,3
6,1
2
Координационные
Челночный бег 3*10 м, с
16
7,3 и выше
8,0 – 7,7
8,2 и ниже
8,4 и выше
9,3 – 8,7
9,7 и ниже
17
7,2
7,9 – 7,5
8,1
8,4
9,3 – 8,7
9,6
3
Скоростно – силовые
Прыжки в длину с места, см
16
213 и выше
200 – 210
190 и ниже
183 и выше
165 – 175
154и ниже
17
220
205 – 215
190
183
165– 175
154
4
Выносливость
6 – минутный бег, м
16
1500 и выше
1300 – 1400
1100 и ниже
1300 и выше
1050 – 1200
900 и ниже
17
1500
1300 – 1400
1100
1300
1050 – 1200
900
5
Гибкость
Наклон вперёд из положения сидя, см
16
11 и выше
9 и выше
6 и ниже
18 и выше
12 – 14
11 и ниже
17
11
9
6
18
12 – 14
11
6
Силовые
Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол – во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лёжа, кол – во раз (девушки)
16
11 и выше
8 – 9
4 и ниже
18 и выше
13 – 15
6 и ниже
17
12
9 – 10
4
18
13 – 15
6
Оценка уровня физической подготовленности юношей
основной медицинской группы
№ п/п
Тесты
Оценка в баллах
5
4
3
1
Бег 3000 м (мин, с)
12,30
14,00
б/вр
2
Приседание на одной ноге с опорой о стену (количество раз на каждой ноге)
10
8
5
3
Прыжок в длину с места (см)
213
200
190
4
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы (м)
695
530
430
5
Силовой тест – подтягивание на высокой перекладине (количество раз)
13
11
8
6
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз)
12
9
7
7
Координационный тест – челночный бег 3*10 (с)
7,3
8,0
8,3
8
Поднимание ног в висе до касания перекладины (количество раз)
7
5
3
9
Сила кисти
50,0
40,0
36.0
10
Поднимание туловища из положения лёжа за 1 мин., (кол – во раз)
38
36
32
11
Прыжки со скакалкой в 1 мин., (кол – во раз)
115
110
80
12
Удержание ног в положении угла из виса стоя, сек
6
5
4
13
Сгибание и разгибание рук в упоре (кол – во раз)
25
20
15
14
Бег 30 м., с
4,3
5,0 –4,7
5,2
Оценка уровня физической подготовленности девушек
основной медицинской группы
№ п/п
Тесты
Оценка в баллах
5
4
3
1
Бег 2000 м (мин, с)
11,00
13,00
б/вр
2
Приседание на одной ноге с опорой о стену (количество раз на каждой ноге)
8
6
4
3
Прыжок в длину с места (см)
183
165
154
4
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы (м)
545
445
385
5
Силовой тест – подтягивание на низкой перекладине (количество раз)
20
10
5
6
Сила кисти
37,5
31,0
27,0
7
Координационный тест – челночный бег 3*10 (с)
8,4
9,3
9,7
8
Поднимание туловища из положения лёжа за 1 мин., (кол – во раз)
30
25
20
9
Прыжки со скакалкой в 1 мин., (кол – во раз)
120
115
110
10
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Руки на опоре высотой до 50 см, (кол – во раз)
11
10
9
11
Удержание согнутых ног в положении угла (90 градусов) в висе, сек
35
30
25
12
Бег 30 м., с
4,8
5,9 – 5,3
6,1