Педагогический проект. Формирование правильной осанки на занятиях в спортивно-оздоровительных группах.


Педагогический проект
Формирование правильной осанки на занятиях в спортивно-оздоровительных группах
Тренер-преподаватель
Гороховская Н.О.
«Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто»
Сократ.
Актуальность проекта.
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растет количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья. в особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). Медицинская статистика говорит о том, что в последнее время увеличилось количество детей, имеющих различные нарушения; по данным проведенных исследований, известно, что 62% учащихся имеют хронические заболевания; 24% - функциональные отклонения и лишь 14% - практически здоровы.
00
В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Осанка - интегральная характеристика состояния организма. Неправильно сформированная осанка не только является косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внутренних органов, что в свою очередь, может привести к серьезным заболеваниям.
Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений ОДА.
Особенно необходимо использование физических упражнений корригирующей направленности учащимися начальной школы. ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счет использования корригирующих упражнений.
Актуальностью темы определяется проблема исследования: создание педагогических условий, обеспечивающих организацию работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях образовательного учреждения, в частности, на занятиях спортивно-оздоровительных групп, где имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность профилактических и коррекционных воздействий.
Гипотеза исследования: если при обучении учащихся систематически применять комплекс упражнений и игр, направленных на коррекцию и профилактику нарушений осанки и плоскостопия, то это будет способствовать сохранению здоровья учащихся.
Объектом исследования является деятельность учащихся на занятиях спортивно-оздоровительных групп.
Предмет исследования: формирование навыков правильной осанки, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп учащихся.
Цель проекта: дать теоретическое обоснование и практическое подтверждение формирования правильной осанки на занятиях спортивно-оздоровительных групп через использование физических упражнений и игр коррекционной и профилактической направленности.
Целевые установки определили следующие задачи:
изучить и проанализировать состояние проблемы  в теории и практике;
определить условия формирования правильной осанки и укрепления мышечно-связочного аппарата стоп на занятиях спортивно-оздоровительных групп через использование физических упражнений и игр коррекционной и профилактической направленности,
провести диагностику формирования правильной осанки и мышечно-связочного аппарата стоп;
обобщить полученные результаты, сделать выводы.
Новизна проекта заключается в эффективности использования комплекса физических упражнений и игр коррекционной и профилактической направленности на формирование правильной осанки и укрепления мышечно-связочного аппарата стоп на занятиях спортивно-оздоровительных групп.
Исходя из актуальности проблемы, мною была избрана тема проекта «Формирование правильной осанки и укрепление мышечно-связочного аппарата стоп как один из способов сохранения здоровья детей».
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный:
оценка условий реализации проекта;
анализ необходимых для реализации материально-технических, информационных ресурсов;
проведение первичной диагностики участников проекта.
2 этап – проектировочный:
определение влияния использования комплекса средств физической культуры (физических упражнений и игр) коррекционной и профилактической направленности на формирование правильной осанки и укрепления мышечно-связочного аппарата стоп на занятиях в спортивно-оздоровительной группе;
создание комплекса физических упражнений и игр коррекционной и профилактической направленности на формирование правильной осанки и укрепления мышечно-связочного аппарата стоп на занятиях спортивно-оздоровительных группах;
3 этап – аналитический:
оценка, обработка и анализ результатов;
выявление влияния комплекса физических упражнений и игр коррекционной и профилактической направленности на формирование правильной осанки и укрепления мышечно-связочного аппарата стоп на занятиях в группах СОГ.
Нарушение осанки не является заболеванием — это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом.
Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно -сосудистую и дыхательную; сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.
Нормальная осанка такова: плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают); физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно; выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки; правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.
Различают три степени нарушения осанки.
I степень — характеризуется небольшими изменениями осанки которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.
IIстепень — характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).
III степень — характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I — II степени нарушения осанки; для школьников — II —III степени.
В настоящее время различают семь видов нарушений осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях. В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки вызванных увеличением (3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических изгибов (по И.Д. Ловейко, М. И. Фонареву, 1988).
При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину.
Сутуловатость характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены. Круглая спина, или кифотическая осанка, характеризуется увеличением грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда и более емкое название — «тотальный» кифоз. Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные», ноги согнуты в коленях. Отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время. Кругловогнутая спина, или кифолордотическая осанка, характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах — нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены. На фоне косметических дефектов при данных видах нарушений осанки уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижаются жизненная емкость легких и физиологические резервы систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника. При уменьшении физиологических изгибов различают плоскую и плосковогнутую спину.
Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени — грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища. Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.
Косметические дефекты опорно-двигательного аппарата при данных видах нарушений осанки менее выражены: ухудшается рессорная функция позвоночника, что, в свою очередь, вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничиваются наклоны туловища вперед и назад (в меньшей степени), а также боковые наклоны. (Приложение № 1)
Во фронтальной плоскости различают два вида нарушений осанки.
Асимметричная, или сколиотическая, осанка характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются. Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве.
На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие (Приложение № 1). При этом нарушении под влиянием длительных чрезмерных нагрузок опускается продольный или поперечный свод стопы. Причиной плоскостопия обычно становятся слабость мышц и связок (в первую очередь из-за недостатка двигательной активности), узкая и тесная обувь, толстая негнущаяся подошва, которая лишает стопу ее естественной гибкости. Плоскостопие служит причиной повышенной утомляемости при ходьбе и беге, а в дальнейшем может привести и к деформации стопы и пальцев ног.
Большое значение в правильности организации и методики проведения урока, создании необходимых условий в местах занятий физическими упражнениями, нормировании нагрузок имеют необходимые знания анатомо - физиологических особенностей учащихся.
Костная система детей 7-11 лет еще недостаточно прочна, связочный аппарат легко растягивается, суставы очень подвижны, и возможность искривления позвоночника в этот период наибольшая
Мышечная система не способна к длительной работе. особенно затруднены мелкие и точные двигательные акты и их координация. У младших школьников быстро закрепляются условные рефлексы, и они относительно легко овладевают двигательными навыками. мышцы нижних конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища, поэтому очень большая нагрузка на мышцы ног может привести к развитию плоскостопия и другим деформациям. Сила мышц-сгибателей из-за их постоянного тонического напряжения, вызванного действием сил тяжести конечностей, опережает развитие мышц-разгибателей. В связи с этим в физическом воспитании важно подбирать упражнения, укрепляющие разгибательную мускулатуру, формирующие правильную осанку.
Вследствие недостаточного развития вегетативных систем и механизмов их управления дети младшего школьного возраста плохо справляются с максимальными (даже кратковременными) нагрузками, плохо переносят однообразные физические упражнения. ЦНС быстро утомляется, и снижается внимание при умственной и физической работе. Поэтому рекомендуется чаще вводить паузы между упражнениями и разнообразить средства и формы занятий.
По итогам проведенного медосмотра, было выявлено, что 33% от общего количества учащихся первого звена имеют какие-либо нарушения осанки; а 9% - плоскостопие (различные его формы).
В осуществлении мониторинга использовалась таблица "Клинические симптомы различных типов нарушений осанки", а также метод плантографии - отпечатков стоп.
Для проведения формирующего этапа мною были
сформирован комплекс физических упражнений и игр коррекционной и профилактической направленности на формирование правильной осанки и укрепления мышечно-связочного аппарата стоп на занятиях спортивно-оздоровительных групп;
внедрен данный комплекс в практическую работу.
А также определены требования к занятиям; организации и проведению занятий; задачи, которые решаются на занятии.
Проанализировав вышеизложенный материал можно сделать вывод, что основой профилактики и лечения нарушений осанки, особенно начальных степеней, является общая тренировка организма ослабленного ребенка На основании чего был составлен комплекс средств физической культуры (физических упражнений и игр) коррекционной и профилактической направленности на формирование правильной осанки и укрепления мышечно-связочного аппарата стоп на занятиях группы СОГ;
Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесие (Приложение № 2). Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы... В играх могут быть использованы разнообразные исходные положения, в том числе положения лежа, стоя на четвереньках и т.д. Упражнения в таких играх должны выполняться в среднем и медленном темпе.
Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые детьми у вертикальной плоскости (стены: касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки); следующий вид - это упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка, деревянного кубика, резинового мяча, деревянного или резинового кольца).
Для профилактики дефектов осанки в практике специалистов и педагогов используются определенные упражнения:
потягивания;
прогибание спины назад с отведением рук вверх - назад;
ходьба на носках с прогибанием спины;
прогибание спины, сидя на стуле или скамейке с
потягиванием;
прогибание спины, стоя на четвереньках и коленях;
наклоны назад с отведением рук в стороны;
наклоны вперед с доставанием носков;
упражнение «велосипед» в положении лежа на спине;
наклоны туловища вправо и влево;
сгибание ног и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости;
сгибание ног в положении лежа;
доставание носков ног в положении сидя на скамейке;
подтягивание бедер к груди из положения лежа на спине.
При боковом искривлении позвоночника такие упражнения, как:
пружинящие наклоны вправо и влево;
поднимание вверх одной руки с отведением другой назад;
прогибание спины с отведением рук вверх, лежа на боку;
прогибание спины, стоя на коленях (Приложение № 3).
Использование различных исходных положений способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, усилению мышечного «корсета» позвоночника. Стоит также отметить, что данные упражнения выполняются в медленном или среднем темпе; дозировка - 10-12 раз.
При плоскостопии и для его профилактики проводятся упражнения, направленные на укрепление мышц стопы, голени:
ходьба на носках и пятках;
босиком по неровной поверхности;
на наружных краях стоп;
по гимнастической палке и растянутому на полу канату;
собирание мелких предметов пальцами ног;
переноска мелких предметов пальцами ног на небольшое расстояние от себя из и.п. сидя на стуле, скамейке.
катание мяча пальцами ног.
Кроме этого не малое значение в профилактике и коррекции плоскостопия имеют игры развивающие координацию движений, чувство равновесия; укрепляющие мышцы туловища, связочно-мышечный аппарат стоп. (Приложение № 4).
В использование специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и стопы, устранения их дефектов положены следующие принципы:
индивидуально-дифференцированный подход с учетом физического здоровья;
постепенное нарастание трудностей в применяемых упражнениях.
нагрузка не превышающая функциональных возможностей школьников и не наносящая ущерба их здоровью;
они должны улучшать физическое развитие;
укрепляющие опорно-двигательный аппарат;
вырабатывающие правильную осанку;
формирующие связочно-мышечный свод стопы.
Данные упражнения могут использоваться как отдельные, в любой части урока, так и комплексы в вводной и заключительной части урока.
Суть, используемых мероприятий:
приоритет здоровья над другими ценностями;
забота о здоровье нужна и здоровому и больному;
соблюдение триединого принципа : формирование, сохранение и укрепление здоровья через систему корригирующих упражнений;
принцип самореализации: «чтобы быть здоровым, нужно собственные усилия, постоянные и значительные» (Н.Амосов)
Для выявления динамики уровня сформированности правильной осанки и мышечно-связочного аппарата стопы использовалась таблица "Клинические симптомы различных типов нарушений осанки", а так результате, проведенного мониторинга, было установлено, что количество учащихся, имеющих нарушения осанки на конец учебного года снизилось на 4%, а плоскостопия на 3%.Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое применение при обучении младших школьников на уроках физкультуры комплекса физических упражнений и игр, направленных на коррекцию и профилактику нарушений осанки и плоскостопия, способствует сохранению здоровья учащихся.
В помощь по формированию правильной осанки и мышечно-связочного аппарата стопы пользуюсь Памяткой по применению комплекса физических упражнений и игр коррекционной и профилактической направленности на формирование правильной осанки и укрепления мышечно-связочного аппарата стоп на занятиях в спортивно-оздоровительных группах.
Приложение 1


Виды осанки: а — нормальная; б — сутуловатая; в — лордотическая;
г — кифотическая; д — выпрямленная (плоская)


Использованные источники информации.
Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 384 с. (Программа развития).
Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. - М.:АРКТИ, 2006, - 64 с.: ил. (Развитие и воспитание)
Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников при нарушениях опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей/О.В. Козырева. - 3-у изд. - М: Просвещение, 2006. - 112 с.: ил. - (Дошкольный мир).
Коррекция нарушений осанки у школьников. Методические рекомендации/Науч. ред. Г.А. Халемский. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001. - 64 с.
Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова; под общ. ред. Г.В. Каштановой. - М.:АРКТИ, 2006. - 104 с. - (Развитие и воспитание)
Маханева М.Д. С физкультурой дружить - здоровым быть! Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера. 2009. - 240 с. (Синяя птица)
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 240 с. - (Б-ка учителя физической культуры)
Правдов М.А. Уроки физической культуры. 1-4. - М.: ИЛЕКСА, 2009. - 160 с., ил. (Развивающее коррекционное обучение. Начальная школа)Сраковская В Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. - 2-у изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1987. - 240 с, ил.
Фатеевва Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Л.П. Фатеева; худож. М.В. Душин, В.Н. Куров. - Ярославль: академия развития, 2006. - 224 с., ил. - (Игра, обучение, развитие, развлечение)
http://lechfk.narod.ru/osanka.html - ЛФК нарушений осанки
http://doctorspb.ru/articles.php?article_id=888 - медицинский портал для врачей и студентов