Воспитание правильной осанки



Воспитание правильной осанки

г. Самара 2013 г. Учитель Попова Тамара ФирсовнаКаждая семья хочет, чтобы их дети росли здоровыми, сильными, стройными. Для того, чтобы ребенок нормально развивался не только умственно, но и физически, необходимо с первых дней жизни создать правильный режим. Воспитать у него хорошие навыки. Нормальное телосложение и правильная осанка, т.е. правильное положение тела при покое и в движении, входит в понятие «здоровье». Человек, держащийся прямо, непринужденно туловищем производит приятное впечатление. Человек, который стоя на месте и в ходьбе постоянно держит голову и туловище прямо, а плечи слегка отведены назад, обладает правильной осанкой. Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития, а так же учебы, трудовой деятельности человека и занятий физическими упражнениями. Осанка является условным двигательным рефлексом. Только тогда, когда этот условный рефлекс систематически повторяется, правильная поза становится привычной. Однако выработка и закрепление навыка правильной осанки, так же, как и всякого рефлекса протекает медленно. Правильная осанка у детей должна воспитываться с раннего возраста. Легко и просто воспитывается и закрепляется у школьников навык правильной осанки в тех случаях, когда одновременно с общеукрепляющими организм оздоровительными мероприятиями (рациональный распорядок дня, полноценный сон и питание, закаливание) учащиеся ежедневно выполняют разнообразные физические упражнения. У людей с хорошей осанкой внутренние органы находятся в правильном положении: сердце, легкие, печень, желудок и кишечник работают в нормальных условиях, движения выполняются свободно, без излишнего напряжения. Дети с плохой осанкой при ходьбе опускают голову, сутулятся. Походка у них тяжелая, неуклюжая, сопровождающаяся плохой координацией движения рук и ног. Возникновению неправильной осанки способствуют такие вредные привычки, как сидеть на стуле с подвернутой ногой или закинутой на спинку стула рукой, стоять с отставленной в сторону ногой или на полусогнутых ногах. При этом таз получает косое положение, а позвоночник искривляется. Отрицательно сказывается на осанке сидение за слишком низким или слишком высоким столом. Когда ребенок сидит за высоким столом, одно плечо у него поднимается и позвоночник отклоняется в противоположную сторону. Низкий стол вынуждает его наклонить туловище, в следствие чего увеличивается изгиб позвоночника в грудном отделе. Также вредно сказывается на осанке сидение на стуле, который не соответствует высоте стола. Нарушение осанки сказывается на функции органов дыхания, кровообращения, пищеварения и выделения. Так при круглой спине плечевой пояс направлен вперед, грудь уплощена. При согнутом позвоночнике и уплощенной грудной клетки резко сокращается сокращение диафрагмы. Дыхание при этом делается поверхностным, объем дыхательного воздуха снижается на 20 – 25%. А так как в состав атмосферного воздуха входит кислород, то поверхностное дыхание ухудшает процесс окисления, что может привести к малокровию, головным болям, ухудшению аппетита.
Осанка не передается по наследству. Её воспитывают у человека с детских лет в семье, в детском учреждении, в школе. Каждый человек приобретает индивидуальную осанку, которая формируется в течение всей жизни под влиянием ряда факторов. Среди них имеет особенно большое влияние состояние центральной нервной системы, развитие и тонус мускулатуры, состояние скелета и связочного аппарата. Основное влияние на характер осанки человека оказывает позвоночник, так как он является связывающим звеном между всеми частями скелета. Позвоночник имеет четыре изгиба, два из которых обращены выпуклостью вперед, а два других выпуклостью назад. Различные виды встречающихся осанок человека зависят от степени выраженности этих изгибов позвоночника, т.е. от степени его изогнутости. Рассмотрим основные типы осанок:
Нормальная или подтянутая осанка.
Тело школьника отличается кривыми формами, в нем чувствуется подтянутость, собранность, умеренно выраженная изогнутость позвоночника. Голова держится прямо, плечи развернуты, слегка отведены назад, грудь выпуклая, живот подобран.
Плоская спина.
Тип осанки, когда физиологические кривизны позвоночника плохо выражены. Лопатки крыловидные, т.е. отстают от грудной клетки. Грудная клетка средней выпуклости, живот втянут. Ребёнок держится излишне напряженно, подчеркнуто прямо. Движения его угловаты, а наклоны туловища вперед совершаются главным образом в тазобедренных суставах при прямой спине. Этот тип осанки связан с излишней тратой мышечной энергии за счет статистического напряжения мышц, особенно мускулатуры спины.
Круглая спина.
Положение тела при котором увеличены грудная кривизна позвоночника, главным образом верхней его части…
У таких учащихся голова наклонена вперед, грудная клетка уплощена, плечи направлены вперед, лопатки крыловидные, т.е. отстают от грудной клетки, спина круглая, живот выпячен или отвислый, ягодицы уплощены, колени согнуты.
Сутулость.
Это наиболее часто встречающееся отклонение, при котором наблюдается общее увеличение грудной кривизны. У сутулых детей отличается впалая грудь, выступающие лопатки, плечи направлены вперед, голова наклонена вперед, живот выпячен. Ребенок с сутулой спиной не может длительное время находится в выпрямленном состоянии, т.к. у него быстро наступает усталость.
Кругло – вогнутая спина.
Тип осанки, при которой усилены физиологические кривизны – шейная, грудная, поясничная и крестцовая в передне – заднем направлении. Таз чрезмерно наклонен вперед, лопатки резко выпячены назад, живот сильно выдается вперед. Грудная клетка уплощена, талия укорочена. Этот тип осанки возникает под влиянием ряда причин, главными из которых являются неравномерное развитие различных групп мышц сгибателей и разгибателей, рахит, неполноценное питание, недостаточное внимание к физическим упражнениям и закаливанию.
Плоско – вогнутая спина.
Это тип осанки, который встречается довольно редко. У детей с такой осанкой при сравнительно плоской спине, резко назад выдаются ягодицы. Таз сильно выдается вперед, линия центра тяжести туловища проходит впереди суставов. Шейная и грудная кривизна позвоночника резко уплощены, а поясничная область втянута. Перечисленные типы осанок связаны главным образом с нарушением естественной кривизны позвоночника с передне – задним направлением.
Косая спина.
Этот тип осанки образуется под влиянием искривлений позвоночника в боковом направлении, а так же под влиянием ассиметричного положения плечевого пояса и таза. Косая спина может образоваться тогда, когда одна нога короче другой, или при неправильном косом положении таза. Косое положение таза влечет за собой боковое искривление позвоночника. Необходимо отметить, что анатомо – физиологические разновидности осанки и отклонение её от нормы определяются не только внешними признаками, но и функциональными особенностями организма человека, зависящими от сложного взаимодействия его с окружающей средой. В различные периоды жизни человека под влиянием окружающей обстановки (условия быта, учебы, труда, занятиями физическими упражнениями) осанка может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону.
Изменения осанки с возрастом происходят в связи с улучшением или ухудшением работы опорно-двигательного аппарата (скелета и нервно-мышечной системы), управляемой центральной нервной системой – корой головного мозга. Осанка начинает формироваться в раннем возрасте, при этом большое значение имеет сила мышц и правильное распределение мышечной тяги. (Например, соотношение силы мышц сгибателей и разгибателей туловища). С годами осанка закрепляется. Родители, воспитывая ребенка, должны всегда помнить, что хорошие, полезные для здоровья привычки, Как, например, привычка мыть руки, чистить зубы, а так же правильно держать тело, привитые в самом раннем детстве, прочно сохраняются у человека на всю жизнь, становится его естественной потребностью. Родителям следует приучить ребенка с малых лет правильно держать тело: не опускать голову, выпрямлять спину, подбирать живот. Для создания хорошей осанки следует прежде всего приучить детей правильно стоять и ходить. Надо вырабатывать у них привычку стоять, равномерно опираясь на обе ноги или часто чередуя опорную ногу, всегда держать голову и туловище прямо, а плечи слегка отводить назад. Такое положение необходимо сохранять и во время ходьбы. Сумку, чемодан, школьник должен нести то в одной, то в другой руке, чтобы избегать одностороннего наклона туловища. Рекомендуется носить не портфель, а ранец.
Огромное значение для школьника имеет правильное положение тела за столом или партой. Существенное значение имеет также правильная поза ребенка во время еды. О положении тела первое время необходимо помнить весь день, пока не возникнет привычка. Тогда только появится правильная красивая осанка. Вначале выработки держаться прямо школьник чувствует напряжение, ведь мышцы были «ленивые», растянутые, бесформенные. Мышцы нашего тела уравновешены в своей противоположности: сгибатели и разгибатели имеют достаточную силу, упругость, напряженность для того, чтобы держать тело в вертикальном положении. Если эти мышцы расслабить, выключить из действия их двигательные нервы, тело упадет.
Многие родители стараются ограничить подвижность ребенка, запрщая ему бегать, играть в подвижные игры. Они забывают, что у детей имеется огромная естественная потребность в движении. Если потребность ребенка не удовлетворяется, это может усилить и закрепить наметившиеся у него дефекты осанки. Разнообразные движения необходимы так же потому, что большинство движений человека (особенно во время работы за столом, партой) связано с преимущественным упражнением и развитием мышц, сгибающих туловище. Мышцы выпрямляющие корпус в большинстве движений мало участвуют. Недостаточное же упражнение для мышц ещё больше ухудшают осанку. Наиболее распространенное приобретенное нарушение осанки не патологического характера является слабость мышц туловища, преимущественно мышц спины и брюшного пресса. Причем, решающую роль здесь играет неравномерное распределение «мышечной тяги». Наибольшее отклонение от правильного положения частей тела (позвоночник, голова, таз, плечевой пояс, руки и ноги) о которых уже говорилось, имеет чисто функциональный, а не патологический характер и поэтому поддается исправлению в результате своевременного устранения вредных привычек и применения ряда физических упражнений. Однако, такие нарушения осанки при неблагоприятных условиях и отсутствии надлежащих мер могут принимать стойкий характер, вести к деформациям частей скелета, особенно позвоночника, и даже постепенно переходить в болезненную форму.
Причиной различных ухудшений осанки может служить неправильная одежда и обувь, сильно стягивающий талию пояс, Узкий бюстгальтер, стягивающий грудь. В отдельных случаях причиной неправильной осанки могут быть и физические упражнения, при которых не соблюдается равномерность в развитии мускулатуры.
Наиболее отрицательно сказывается на осанке детей неправильный режим дня. В основе правильного режима дня лежит правильное целесообразное чередование различных видов деятельности: умственные работы в школе и дома (классные занятия, приготовление домашних заданий, чтение) с посильным физическим трудом и отдыхом (прогулки на свежем воздухе, спорт и др.). Если каждый день в одно и то же время есть, спать, заниматься то, очень скоро вырабатываются рефлексы на время, и в нужный час организм оказывается «настроенным», именно к этому действию. Вырабатывается определенный ритм жизни, облегчающий течение всех жизненных процессов.
Полный отдых организма во время сна невозможен только в том случае, если сон продолжается определенное время, комната, где спит ребенок, хорошо проветрена. Ребенок должен иметь отдельную кровать. Если школьник не досыпает, у него появляется вялость, понижается работоспособность, а в дальнейшем нарушается и его осанка. Ложиться спать и вставать дети должны всегда в одно и то же время – это вырабатывает привычку быстро засыпать и легко вставать утром. Желательно, чтобы ребенок спал при открытой форточке, тепло при этом укрывшись. Сон при открытой форточке укрепляет его здоровье и закаливает свой организм. Родители должны следить за правильной позой во время сна. Детям рекомендуется спать на ровном не слишком мягком матраце и на не высокой подушке. Это необходимо для сохранения нормальной позы, а следовательно и нормального положения позвоночника. Лучше всего приучить ребенка спать лежа на спине, держа руки поверх одеяла. Нельзя разрешать детям спать согнув тело и поджав ноги к животу; это ведет к нарушению кровообращения и формирования позвоночника. Особенно важно следить за правильной позой ученика во время занятий. Необходимым условием для воспитания правильной осанки является подбор мебели, соответствующей росту ребенка.
Формирование осанки в основном происходит в детские годы, продолжается в школьные годы и в основном заканчивается у юношей и девушек в старшем возрасте. Однако, даже у взрослых её нельзя рассматривать как нечто постоянное и неизменное. Под влиянием окружающей среды осанка до некоторой степени может изменяться. Занятия трудом, благодаря многообразию рабочих движений и поз, особенно при работах на воздухе, укрепляют здоровье учащихся, их физиологическое развитие и улучшают осанку. Ненормальное развитие мышечных групп туловища, их различная сила и тонус могут влиять на образование дефектов осанки. Большое значение имеет проведение мероприятий, укрепляющих здоровье ребенка и повышающих его физическое развитие, т.к. дефекты в осанке наблюдаются чаще у детей с плохим физическим развитием, слабой и недостаточно развитой мускулатурой.
Физические упражнения - одно из наиболее действенных средств воспитания правильной осанки. При помощи физических упражнений можно предупредить плохую осанку или исправить её. Физическое воспитание учащихся школ проводят под тщательным и систематическим врачебным и педагогическим контролем с учетом анатома – физиологических и психологических особенностей ребенка школьного возраста, условий его жизни. При занятиях физкультурой формируются и совершенствуются двигательные навыки, развиваются сила, быстрота, ловкость и выносливость. Физическое воспитание укрепляет здоровье учащихся, закаливает их организм, прививает навыки личной и общественной гигиены и воспитывает хорошую осанку.