СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В НОВОЗЫБКОВСКОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ТЕХНИКУМЕ
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.1
С.А.Дмитроченко
,
заместитель директора по учебной работе
ГБОУ СПО «Новозыбковский промышленный техникум»,
Россия,
Брянская область, г. Новозыбков
СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ
УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В НОВОЗЫБКОВСКОМ
ПРОМЫШЛЕННОМ
ТЕХНИКУМЕ
Торопись, ведь дни проходят
,
Ты у времени в гостях.
Не рассчитывай на помощь,
Помни: все в твоих руках.
Ю. Палецкис
В условиях перехода на Федеральные государственные
образовательные стандарты (далее
–
ФГОС) ситуация в системе
профобразова
ния характеризуется изменением структуры и организации
содержания обучения, а также необходимостью совершенствовать
образовательный процесс
в целом.
[
2
]
Важным моментом перехода образовательных учреждений
профобразования на ФГОС является осознанием администрацией и
пед.коллективом
принципов образовательного стандарта нового поколения
и применение новых подходов к организации образовательного процесса, а
та
кже овладение современными педагогическими и информационными
технологиями в условиях ФГОС.
В настоящее время информационные технологии стали важным
фактором жизни общества и средствами повышения эффективности
управления всеми сферами общественной деятельно
сти.
В
системе
образования, как и во многих областях деятельности,
наблюдается информационный
кризис, характеризующийся
несоответствием между увеличивающимся потоком информации и
существующей практикой ее обработки, анализа, структурирования.
Необходимость
автоматизации процедур сбора и обработки информации в
«Новозыбковском промышленном техникуме» диктует, не только
глобальная информатизация общества, но и задачи повышения
эффективности качества управления учебно
-
воспитательным процессом
техникума. Все
используемые ранее методы хранения и обработки
информации уже не могут обесп
ечивать потребностей техникума в учебно
-
воспитательном процессе.
Поэтому создание комплексной информационной системы стало
одной из задач, требу
ющей быстрого
решения. Такая система
должна
позволять контролировать весь учебный процесс, включая работу
администрации,
инженерно
-
педагогических работников (далее
–
ИПР)
,
составления расписания, учебных планов, программ и тестов, а также
автоматизированную систему учета
кадров и обучающихся
.
2
В связи с этим в техникуме была разработана и внедрена структура
автоматизации учебного процесса:
1)
формирование базы данных
ИПР
и обучающихся;
2)
формирование учебных планов;
3)
распределения педагогической нагрузки;
4)
составление графика учебного процесса;
5)
составление расписание;
6)
формирование банка тестов, ведение статистики прохождения
тестов;
7)
учет и анализ выполнения нагрузки;
8)
локальная сеть с компьютерами администрации и ИПР;
9)
Интернет
-
сайт;
10)
Печать дипломов и
свидетельств
.
Формирование базы данных ИПР и о
бучающихся осуществляется с
среде программы
MS
Access
, что позволяет быстро и точно получить
информацию об участниках образовательного процесса.
В программе Диплом
-
стандарт ФГОС СПО осуществляется полная
автоматизация процесса печати документов по выпуску специалистов,
также здесь хранятся итоговые оценки обучающихся. По средствам
программы Диплом
-
стандарт ФГОС СПО происходит формирование
учебных
планов. Все выходные файлы из этой программы формируются в
программе
MS
Excel
.
Распределение педагогической нагрузки выполняется в
программе
MS
Excel
, данные выбираются из учебных планов, сформированных в
программе Диплом
-
стандарт ФГОС СПО, где выполняетс
я анализ
посеместровой нагрузки преподавателей.
В конце учебного года на
основании данных этих программ составляется Справка о выданных часах.
График учебного процесса организован в программе
MS
Excel
,
связан с данными из файла «Учебные планы».
Составление
расписание ведется с помощью программы «Экспресс
-
расписание», в среде этой программы осуществляются трудоемкие
функции:
-
автоматическое составление расписания;
-
возможность замены учебных занятий, преподавателей с учетом
занятости/отсутствия, аудиторий
;
-
полный учет выполнения нагрузки за указанный период;
-
формирование табеля по преподавателям;
-
печать листа замены;
-
выборка уроков для ведения журнала;
-
публикация расписания на сайт;
-
учет норм СанПиН.
В программе
SunRav
TestOfficePro
.
WEB
создаются различные тесты.
3
С подсистемой создания тестов работает непосредственно педагог
или оператор, который вводит информацию, предоставленную педагогом.
Во избежание возможных ошибок, с целью упрощения подготовки
материалов в таких подсистемах обычно
используются шаблонные формы
–
для внесения текста вопроса или задания, вариантов ответа, правильного
ответа и т.д.
В
программе
MS
Excel
разработаны
электронные ведомости с уже
готовыми формулами, преподавателю
необходимо
только внести оценки
по своей дис
циплине, а программа сама подсчитает качество,
успеваемость, средний балл как по отдел
ьному обучающемуся так и в
цело
м
по группе. На основе электронных ведомостей формируется
статистика
образовательного
процесса и итоги успеваемости и качества
по
техникуму
.
Локальной сетью связаны все компьютеры техникума. С
помощью
программы
Pidgin
происходит обмен данными по схеме: преподаватель
-
преподаватель, администрация
-
преподаватель, преподаватель
-
администрация.
Целевой аудиторией пользователей сайта являются обучающиеся
техникума, которых
интересует
режим работы техникума, расписание
занятий, мероприятия, проводимые в техникуме. В качестве пользователей
сайта также выступают преподаватели и руководство, которых и
нтересуют
электронные документы, связанные с учебным процессом.
Функциональная схема «Новозыбковского промышленного техникума»
4
Новозыбковский промышленный техникум функционирует по
данной структуре 1,5 года,
которая
непрерывно совершенствуется.
Автоматиз
ация управления учебного процесса обеспечивает
выполнение требований ФГОС, положений, законодательных актов и
других нормативных документов техникума, регламентирующих
организацию учебного процесса.
[1
,2
]
Активное взаимодействие администрации с преподавате
льским
составом и глубокое изучение сути учебного процесса способствовало
внедрению автоматизированной системы
[3
]
, что существенно повысило
эффективность учебного процесса в техникуме,
а
именно:
-
упростилась процедура требований ФГОС;
[
1
]
-
структурирована и стала более оперативной и гибкой работа
учебной части за счет оптимизации ее структуры;
-
обеспечена возможность быстрого доступа к архивным учебным
материалам;
-
появилась локальная сеть
, связывающая
преподавателя с
администрацией и упро
щен доступ к учебной документации;
-
обеспечена генерация аналитических отчетов по обучающимся и
сотрудникам;
-
автоматизировано составление расписание с учетом
занятости/отсутствия преподавателей, аудиторий, что позволило быстро и
качественно работать как
с текущим, так и с основным расписанием, в
процессе работы программа полностью информирует диспетчера об
имеющихся нагрузках преподавателей;
-
отчетность в
е
дется на более высоком уровне, снизился процент
ошибочных данных
, а также заметно уменьшился объем
информации
обрабатываемой вручную;
-
программ
а
создания тестов
позволяет не прибегать для создания
каждого очередного теста и обработки его результатов к услугам
программистов, а, освоив определенную систему, наполнять ее
содержательную часть по различным
дисциплинам на основе общих
принципов. В этом случае легче подготовить педагогов к формированию
теста, а обучаемых к прохождению тестирования.
-
в организации образовательного процесса техникума большую
эффективность показывают новейшие электронные продукт
ы, которые
способствуют повышению качества учебного процесса на всех его этапах,
делая информатизацию системы более доступной;
-
автоматизация формирования и распределения учебной нагрузки
позволила значительно снизить высокую трудоемкость по подготовке и
обработке нагрузки, обеспечить полноту учета учебных часов по всем
курсам и специальностям, оптимально распределить нагрузку по
педагогическим работникам, рассчитать финансовые ресурсы для оплаты
5
их труда, подготовить сведения для автоматического составлен
ия
расписания учебных занятий;
-
использование разнообразных форм аналитической отчетности,
основанн
ых
на актуальных и достоверных отчетных данных, для принятия
управленческих решений;
В целом система автоматизац
ии в техникуме еще не завершена, но на
данном этапе результаты очевидны. Информатизация и компьютеризация
общества не стоит на месте, постоянно развивается, изобретаются новые
вещи, совершенствуются старые. Администрация и ИПР техникума
шагают в ногу со временем, продолжая совершенствовать сис
тему
автоматизации учебного процесса техникума.
Литература
1.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.html
-
Фед
еральный
закон от 29.12.2012 N 273
-
ФЗ
«
Об образовании в Российской
Федерации
».
2.
http://window.edu.ru/recommended/47
-
единое окно доступа к
образовательным ресурсам.
3.
http://psbatishev.narod.ru/
-
программный центр
«
Помощь
образованию
».