СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В НОВОЗЫБКОВСКОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ТЕХНИКУМЕ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 С.А.Дмитроченко , заместитель директора по учебной работе ГБОУ СПО «Новозыбковский промышленный техникум», Россия, Брянская область, г. Новозыбков СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ В НОВОЗЫБКОВСКОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ТЕХНИКУМЕ Торопись, ведь дни проходят , Ты у времени в гостях. Не рассчитывай на помощь, Помни: все в твоих руках. Ю. Палецкис В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) ситуация в системе профобразова ния характеризуется изменением структуры и организации содержания обучения, а также необходимостью совершенствовать образовательный процесс в целом. [ 2 ] Важным моментом перехода образовательных учреждений профобразования на ФГОС является осознанием администрацией и пед.коллективом принципов образовательного стандарта нового поколения и применение новых подходов к организации образовательного процесса, а та кже овладение современными педагогическими и информационными технологиями в условиях ФГОС. В настоящее время информационные технологии стали важным фактором жизни общества и средствами повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельно сти. В системе образования, как и во многих областях деятельности, наблюдается информационный кризис, характеризующийся несоответствием между увеличивающимся потоком информации и существующей практикой ее обработки, анализа, структурирования. Необходимость автоматизации процедур сбора и обработки информации в «Новозыбковском промышленном техникуме» диктует, не только глобальная информатизация общества, но и задачи повышения эффективности качества управления учебно - воспитательным процессом техникума. Все используемые ранее методы хранения и обработки информации уже не могут обесп ечивать потребностей техникума в учебно - воспитательном процессе. Поэтому создание комплексной информационной системы стало одной из задач, требу ющей быстрого решения. Такая система должна позволять контролировать весь учебный процесс, включая работу администрации, инженерно - педагогических работников (далее – ИПР) , составления расписания, учебных планов, программ и тестов, а также автоматизированную систему учета кадров и обучающихся . 2 В связи с этим в техникуме была разработана и внедрена структура автоматизации учебного процесса: 1) формирование базы данных ИПР и обучающихся; 2) формирование учебных планов; 3) распределения педагогической нагрузки; 4) составление графика учебного процесса; 5) составление расписание; 6) формирование банка тестов, ведение статистики прохождения тестов; 7) учет и анализ выполнения нагрузки; 8) локальная сеть с компьютерами администрации и ИПР; 9) Интернет - сайт; 10) Печать дипломов и свидетельств . Формирование базы данных ИПР и о бучающихся осуществляется с среде программы MS Access , что позволяет быстро и точно получить информацию об участниках образовательного процесса. В программе Диплом - стандарт ФГОС СПО осуществляется полная автоматизация процесса печати документов по выпуску специалистов, также здесь хранятся итоговые оценки обучающихся. По средствам программы Диплом - стандарт ФГОС СПО происходит формирование учебных планов. Все выходные файлы из этой программы формируются в программе MS Excel . Распределение педагогической нагрузки выполняется в программе MS Excel , данные выбираются из учебных планов, сформированных в программе Диплом - стандарт ФГОС СПО, где выполняетс я анализ посеместровой нагрузки преподавателей. В конце учебного года на основании данных этих программ составляется Справка о выданных часах. График учебного процесса организован в программе MS Excel , связан с данными из файла «Учебные планы». Составление расписание ведется с помощью программы «Экспресс - расписание», в среде этой программы осуществляются трудоемкие функции: - автоматическое составление расписания; - возможность замены учебных занятий, преподавателей с учетом занятости/отсутствия, аудиторий ; - полный учет выполнения нагрузки за указанный период; - формирование табеля по преподавателям; - печать листа замены; - выборка уроков для ведения журнала; - публикация расписания на сайт; - учет норм СанПиН. В программе SunRav TestOfficePro . WEB создаются различные тесты. 3 С подсистемой создания тестов работает непосредственно педагог или оператор, который вводит информацию, предоставленную педагогом. Во избежание возможных ошибок, с целью упрощения подготовки материалов в таких подсистемах обычно используются шаблонные формы – для внесения текста вопроса или задания, вариантов ответа, правильного ответа и т.д. В программе MS Excel разработаны электронные ведомости с уже готовыми формулами, преподавателю необходимо только внести оценки по своей дис циплине, а программа сама подсчитает качество, успеваемость, средний балл как по отдел ьному обучающемуся так и в цело м по группе. На основе электронных ведомостей формируется статистика образовательного процесса и итоги успеваемости и качества по техникуму . Локальной сетью связаны все компьютеры техникума. С помощью программы Pidgin происходит обмен данными по схеме: преподаватель - преподаватель, администрация - преподаватель, преподаватель - администрация. Целевой аудиторией пользователей сайта являются обучающиеся техникума, которых интересует режим работы техникума, расписание занятий, мероприятия, проводимые в техникуме. В качестве пользователей сайта также выступают преподаватели и руководство, которых и нтересуют электронные документы, связанные с учебным процессом. Функциональная схема «Новозыбковского промышленного техникума» 4 Новозыбковский промышленный техникум функционирует по данной структуре 1,5 года, которая непрерывно совершенствуется. Автоматиз ация управления учебного процесса обеспечивает выполнение требований ФГОС, положений, законодательных актов и других нормативных документов техникума, регламентирующих организацию учебного процесса. [1 ,2 ] Активное взаимодействие администрации с преподавате льским составом и глубокое изучение сути учебного процесса способствовало внедрению автоматизированной системы [3 ] , что существенно повысило эффективность учебного процесса в техникуме, а именно: - упростилась процедура требований ФГОС; [ 1 ] - структурирована и стала более оперативной и гибкой работа учебной части за счет оптимизации ее структуры; - обеспечена возможность быстрого доступа к архивным учебным материалам; - появилась локальная сеть , связывающая преподавателя с администрацией и упро щен доступ к учебной документации; - обеспечена генерация аналитических отчетов по обучающимся и сотрудникам; - автоматизировано составление расписание с учетом занятости/отсутствия преподавателей, аудиторий, что позволило быстро и качественно работать как с текущим, так и с основным расписанием, в процессе работы программа полностью информирует диспетчера об имеющихся нагрузках преподавателей; - отчетность в е дется на более высоком уровне, снизился процент ошибочных данных , а также заметно уменьшился объем информации обрабатываемой вручную; - программ а создания тестов позволяет не прибегать для создания каждого очередного теста и обработки его результатов к услугам программистов, а, освоив определенную систему, наполнять ее содержательную часть по различным дисциплинам на основе общих принципов. В этом случае легче подготовить педагогов к формированию теста, а обучаемых к прохождению тестирования. - в организации образовательного процесса техникума большую эффективность показывают новейшие электронные продукт ы, которые способствуют повышению качества учебного процесса на всех его этапах, делая информатизацию системы более доступной; - автоматизация формирования и распределения учебной нагрузки позволила значительно снизить высокую трудоемкость по подготовке и обработке нагрузки, обеспечить полноту учета учебных часов по всем курсам и специальностям, оптимально распределить нагрузку по педагогическим работникам, рассчитать финансовые ресурсы для оплаты 5 их труда, подготовить сведения для автоматического составлен ия расписания учебных занятий; - использование разнообразных форм аналитической отчетности, основанн ых на актуальных и достоверных отчетных данных, для принятия управленческих решений; В целом система автоматизац ии в техникуме еще не завершена, но на данном этапе результаты очевидны. Информатизация и компьютеризация общества не стоит на месте, постоянно развивается, изобретаются новые вещи, совершенствуются старые. Администрация и ИПР техникума шагают в ногу со временем, продолжая совершенствовать сис тему автоматизации учебного процесса техникума. Литература 1. http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.html - Фед еральный закон от 29.12.2012 N 273 - ФЗ « Об образовании в Российской Федерации ». 2. http://window.edu.ru/recommended/47 - единое окно доступа к образовательным ресурсам. 3. http://psbatishev.narod.ru/ - программный центр « Помощь образованию ».