Об этнопедагогическом подходе в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций обучающихся.

Кошелева Наталия Петровна
аспирант кафедры психологии и социальной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары.
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Об этнопедагогическом подходе в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

Аннотация
Приводятся результаты опроса старших школьников, с целью выявления их жизненных приоритетов. Обсуждаются результаты эксперимента по формированию ценностных ориентаций старшеклассников, в основе воспитательной работы с которыми был этнопедагогический подход..

Ключевые слова
этнопедагогика, ценностные ориентации, духовно-нравственные ориентации, ценности, старшие школьники

Проблема формирования ценностных ориентаций у учащихся разрабатывается многими исследователями и, тем не менее, нуждается в дальнейшем изучении и развитии, так как кризисное состояние культуры в современном обществе неизбежно влияет на выбор ценностей детей и молодежи.

Противоречивые ценности различных культур и субкультур, распространенные на современном информационном пространстве, дезориентируют подрастающее поколение, приводят к противоречивому духовно-нравственному развитию, последствия которого непредсказуемы. Кризис ценностей также обнаруживает противоречие между возросшими требованиями общества к уровню воспитанности и образованности человека и недостаточной эффективностью воспитательной работы, проводимой в общеобразовательных учреждениях.

По нашему мнению, воспитательная работа по формированию базовых общечеловеческих норм и ценностей будет наиболее эффективной, если будет опираться на национальные традиции народа, его культуру, обряды, обычаи и привычки.

При реализации этнопедагогического подхода к духовно-нравственному воспитанию учащихся, усматривается обращение к сущности каждого человека. Воспитательное воздействие, учитывающее природное начало в личности, ее интересы и потребности, сохраняет свою эффективность вне зависимости от особенностей того или иного общественного строя.

Поэтому в нашей работе по формированию духовно-нравственных ценностных ориентаций у учащихся старших классов, мы использовали приемы и средства народной педагогики.

Педагогический опыт народа, отраженный в многочисленных произведениях устного творчества, традициях, обычаях, манере поведения в тех или иных ситуациях, испокон веков использовался в воспитании подрастающего поколения. С его помощью народ из поколения в поколение сохранял свою культуру и духовность.

Этнопедагогический подход к воспитанию обозначает цели формирования духовно-нравственных качеств человека как такового, приобщая детей и молодежь к единым нормам и ценностям. У представителей различных культур просматриваются сходные взгляды в вопросах о воспитании подрастающего поколения, в соответствии с представлениями о патриотизме, доброте, трудолюбии и других общечеловеческих ценностях. При этом каждый народ выделяет качества, имеющие для него первостепенное значение. Так происходит взаимодействие общих Так, например, у чувашского народа главным качеством человека является трудолюбие. Воспитание ребенка в народной среде базируется на занятости разными видами труда. Согласно представлениям чувашского народа, правильная организация трудовой деятельности воспитанника является залогом всестороннего развития личности. Поскольку в процессе трудовой деятельности, состоящем из множества различных бытовых ситуаций и условий, раскрывается потенциал труда для использования в целях умственного, эстетического, духовного, физического воспитания.

Вопросы воспитания посредством народной педагогики рассматривались в работах целого ряда исследователей (И.А. Арабов [1], Г.А. Аргунова [2], Х.Х.-М. Батчаева [3], Г.Н. Волков [4], М. Г. Харитонов [5] и др.). В трудах ученых подтверждается значимость национальной культуры и знаний, представленных в опыте народной педагогики, в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника» [6, с.161].

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций у учащихся старших классов в ходе нашей экспериментальной работы, осуществлялось на основе этнопедагогического подхода.

В исследовании приняли участие 146 учащихся 9-11 классов СОШ №2 г. Чебоксары.

Целью нашей воспитательной работы является перевод во внутренний план личности духовно-нравственных ценностных ориентаций, представленных в народной педагогике чувашского народа.

Результаты проведенного нами опроса показали, что до проведения воспитательных мероприятий, многие школьники затруднялись с ответами на вопросы:
«Почему важно следовать нормам и ценностям, существующим в обществе?» (78% испытуемых предложили ответы: «не знаю», «потому что так надо», «все так делают» – до и 12% после проведения воспитательной работы)
«На что Вы ориентируетесь в ситуации морального выбора?» (52% учащихся ответили: «не задумываюсь об этом», «у меня не бывает таких ситуаций», после проведения экспериментальной работы осталось 12% испытуемых имеющих подобные мнения).
«Что влияет на Ваш выбор жизненных приоритетов?» (37% старшеклассников выразили следующие мнения: «не обращаю на это внимание», «то, что нравится», «не знаю» до участия в воспитательных мероприятиях и 6% после).
«Какие ценности, на Ваш взгляд, важны для каждого человека?» (первоначально 51% ответов испытуемых включал такие мнения: «каждый сам выбирает то, что хочет», «не могу сказать», «те, что нравятся многим людям» и 5% после проведения воспитательной работы).


Анализируя ответы испытуемых до проведения воспитательной работы, можно сделать вывод о том, что немалая часть старшеклассников не осознавала значение общественных норм и ценностей, не имела определенных ценностных ориентиров. В целом, результаты опроса показали отсутствие сформированной личной позиции учащихся в отношении ценностных ориентаций.

Противоречивость и произвольность выбора жизненных приоритетов сделали очевидной необходимость проведения специальных воспитательных мероприятий по формированию духовно-нравственных ценностных ориентаций.

Содержание воспитательных мероприятий осуществлялось на основе средств и приемов этнопедагогики. Мы подбирали сюжеты народного творчества, чей нравоучительный смысл применим к реалиям сегодняшнего дня.

В ходе обсуждений раскрывался поучительный смысл народных пословиц, поговорок, сказок, рассказов. Через участие в играх, пение песен, подростки вовлекались в процесс изучения народной культуры.

Анализируя поведение героев народных произведений, учащиеся обнаруживали вечные общечеловеческие ценности. Понимание их значимости в жизнеустройстве человеческого общества в те далекие времена и сейчас, приводило подростков к переоценке прежних ценностей и выстраиванию новой системы ценностных ориентаций, где духовно-нравственные ценности уже имели субъективно-значимый смысл.

При проведении повторного опроса была обнаружена высокая результативность нашей воспитательной работы, что свидетельствует об эффективности использования этнопедагогического подхода в реалиях современной общеобразовательной школы.

В ходе проведения воспитательных мероприятий мы воссоздавали этнокультурную среду, которая вовлекала старшеклассников в реалии народной жизни. Через включение в игры – иллюстрации элементов культуры чувашского народа, учащиеся получали социальный опыт, проводили рефлексию тех ценностных ориентаций, которые существуют в современном обществе и тех, что были у предков. То есть у них появлялось критическое мышление по отношению к тем явлениям жизни, которые должны иметь подлинную ценность. Обнаружив противоречие ценностных ориентаций в современном мире, старшеклассники стали проявлять активность в дискуссиях на тему того, какие формы поведения в обществе целесообразнее: представленные в народном опыте или наиболее типичные для настоящего времени?

Образцы народной мудрости приобретают для учащихся субъективную значимость, когда при рассмотрении жизненных ситуаций, описанных в народном творчестве, старшеклассники начинают связывать между собой ценности разных поколений людей, осознают практическое значение уже известных нравственных идеалов.

Предложенные нами воспитательные мероприятия включали в себя практические занятия, в которых старшеклассники могли попробовать себя как в роли «воспитанника», так и в роли «наставника». Такой опыт «общения поколений» на основе приемов чувашской народной педагогики, давал школьнику возможность почувствовать ответственность воспитателя по отношению к своему подопечному, а также понять причину выбора тех или иных воспитательных мер, по отношению к нему.

У чувашей существуют благопожелания детям и молодежи:
1) «меньше говори, больше слушай, не будь ленивым, не смейся над людьми, не теряй задора, не будь высокомерен»;
2) семь благословений – причин счастья человека: трудолюбие, здоровье, ум, уступчивость, дружба, доброта, целомудрие, честность.
3) благодарность проявляется в традиционных пожеланиях: «На добрую улыбку ответь красивой песней, услышал пословицу – расскажи в ответ сказку, на пожатие рук ответь крепким объятием, угостили молоком – пригласи всю семью на новый мед...» [6].

Также стоит отметить и воспитательное значение клятв в народной педагогике. У чувашей, особенно серьезно отношение к обещанию, которое человек дает прилюдно. В этом методе народной педагогики усматривается как ответственность за сказанные перед людьми слова, так и предполагаемое самовоспитание личности, преодолевающей трудности для того, чтобы выполнить обещанное.

Проведенные нами воспитательные мероприятия по формированию духовно-нравственных ценностных ориентаций учащихся старших классов показали значительный потенциал народного опыта воспитания и эффективность этнопедагогического подхода к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
2. Арабов И.А. Этнопедагогика (культурологический аспект) И.А. Арабов, Г.Ю.Нагорная. Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 1999. – 215 с.
3. Аргунова Г. А. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков на морально-этических традициях адыгов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. – Карачаевск, 2005. – 195 с.
4. Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). – Казань: Изд-во Казанского унив., 2002. – 417с.
5. Харитонов М. Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы: Монография. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2004. – 330 с.
6. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. – Чебоксары, 2004. – 488 с.

Харитонов Михаил Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Natalia P. Kosheleva
postgraduate student of the Chair of Psychology and Social Pedagogics at I.Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Using methods of national pedagogy in formation of spiritually-moral valuable orientations of senior students.
Abstract
Results of the test of spiritually-moral valuable orientations of the senior students are resulted. Results of experiment on formation of valuable orientations of the senior students by means of national pedagogy are discussed.
Keywords
National pedagogy, valuable orientations, spiritually-moral orientations, values, senior students.