Целенаправленная педагогическая деятельность социального педагога по переводу ценностных валеологических ориентиров обучающегося из потенциального состояния в реальное и осознанию их значимости в жизнедеятельности человека
Консультация социального педагога как средство помощи при актуализации эмоционально-ценностного отношения обучающегося к здоровому образу жизни
Актуализация эмоционально-ценностного отношения учащегося к здоровому образу жизни представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность по переводу его ценностных валеологических ориентиров (мыслей, взглядов, представлений, убеждений, установок, чувствований, способностей) из потенциального состояния в реальное и осознанию их значимости в жизнедеятельности человека.
В практическом решении задач мы исходим из теоретических положений педагогической аксиологии о сущности ценностного отношения. Ценность получает свое актуальное существование в деятельности, когда субъект, вступая во взаимодействие с объектом, формирует отношение. Ценностным оно становится, когда свойства объекта удовлетворяют потребности субъекта, задействуют эмоциональную сферу и порождают личностный смысл, формируя внутреннюю позицию личности. Под влиянием реальной жизненной практики, при наличии внутренней активности человека возникает ценностное отношение.
В соответствии с этим был осуществлен выбор таких социально-педагогических условий, которые способствовали бы формированию у подростков внутренней картины здорового образа жизни. Основными компонентами такой картины являются: когнитивный (совокупность знаний, представлений, умозаключений о здоровом образе жизни) и эмоциональный (чувственная сторона), способствующие осознанию, эмоционально-ценностному принятию и моделированию здорового образа жизни как деятельностного ориентира.
Социальный педагог информирует учащихся о возможностях школы в данном направлении, участвует с ними в различных мероприятиях, поддерживает их в реализации здорового образа жизни. Выбор форм и методов организации деятельности подростков на этапе обогащения соответствующими знаниями включает консультации социального педагога, участие учащихся в физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятиях, досуговых формах работы, что способствует их приобщению к здоровье созидающей деятельности, обогащению креативно-деятельностного опыта, проявлению активности и самостоятельности в организации собственного здорового образа жизни.
Для успеха формирования у подростка установки на здоровый образ жизни должны быть выполнены эти условия.
Таким образом, формирование у подростка здорового образа жизни через реализацию совокупности социально-педагогических условий, методов, приемов и средств информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и креативно-деятельностного характера может осуществляться в образовательном процессе школы и способствовать решению проблемы формирования здорового образа жизни школьника.