Планирование Рабочая программа по предмету Музыка.1 класс (Критская)
Департамент образования Администрации города Севастополь
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
специализированная школа I - III ступени № 57
с музыкально-хоровым профилем обучения
ПРИНЯТО:
на заседании методического
объединения учителей
__________________
__________________
Протокол №
от «28» августа 2014г.
Руководитель МО
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора
по УВР
______________________________________
от «29» августа 2014г. УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
Гузанова Г.П.
___________________
___________________
Приказ №
от « » 2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке для 1А класса (базовый уровень)
на 2014-2015 учебный год
1 час в неделю (всего 35 часов)
Составитель
учитель музыки
Щедрова Елена Валентиновна
г. Севастополь
2014 г.
Содержание
Пояснительная записка-----------------------------------------
Общая характеристика программы-------------------------
Технологии организации учебного процесса-------------
Учебно-тематический план------------------------------------
Календарный план-----------------------------------------------
Содержание примерного музыкального материала---
Ожидаемые результаты-----------------------------------------
Материально-технические условия-------------------------
Список литературы---------------------------------------------- 3
5
6
10
12
16
19
22
22
Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая учебная программа по музыке для 1-А класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке — «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010. В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часа (из расчета 1 час в неделю).
Рабочая программа базируется на основных требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО), 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (далее ФГОС НОО), (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.02.2012г № 23290);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденные Приказом Министерства образования и науки России от 04.10.2010 года № 986;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Санитарные Правила и Нормы от 29.12.2010 №189.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 класса нач. школы М.: Просвещение, 2010.
- Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2010.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс
- Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс (СD).
- Пособие для учителя /Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. М.: Просвещение, 2004.
- Дополнительная музыкальная литература, фонотека, нотная библиотека из личного архива и методическая литература школы №57
В программе заложены все возможности для формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) и ключевых компетенций с учётом особенностей учеников 1-А класса (класса в целом и учеников в частности) по предмету «Музыка», предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО).
Уроки по предмету «Музыка» способствуют
- активному взаимодействию мира музыки с жизнью младшего школьника;
- раскрывают закономерность возникновения и развития музыки;
- воздействуют на духовный мир младшего школьника;
- формируют музыкальную культуру, как часть общей духовной культуры личности в целом.
Процесс обучения базируется на музыкальном материале (вокальном и инструментальном), соответствующем возрасту первоклассника и является доступным по форме и содержанию.
Цели и задачи рабочей программы
Цель предмета «Музыка» в 1 классе начальной школы:
- введение детей в многообразный мир музыкальной культуры;
- мотивация личности первоклассника к познанию в области музыки;
- развитие природной одарённости учеников 1 класса;
- реализация творческих возможностей и потребностей ребёнка к саморазвитию;
- профилактика асоциального поведения.
Задачи предмета «Музыка» в 1 классе начальной школы:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств, таких как:
- любовь к ближнему, к своему народу, к Родине;
- уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Общая характеристика программы
Место и роль предмета
Рабочая программа по предметы «Музыка» ориентирована на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию младшего школьника.
Программа адресована ученикам 1-А класса школы №57 на 2014-2015 учебный год в соответствии с возможностями, особенностями и потребностями данного классного коллектива. 1А класс относится к общеобразовательному уровню обучения, не имеющего музыкально – хоровой специализации.
Актуальность и значимость программы определены в соответствии с примерной программой ФГОС НОО. Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства, как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Новизна программы заключается в адаптации содержания авторской программы «Музыка. 1–4 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной к образовательному процессу школы №57 в целом и к жизнедеятельности 1-А класса в частности.
Выбор данной авторской программы для освоения учебного предмета «Музыка» в 1–4 классах обусловлен следующими причинами:
1. Соответствие программы требованиям ФГОС НОО.
2. Наличия учебников для 1 класса
3. Сохранение непрерывности образования в течение всего курса изучения учебного предмета «Музыка».
Отличительной особенностью программы «Музыка» на протяжении всего изучения курса, является широкий охват культурологического пространства – метапредметные связи. В контекст уроков включаются сведения из истории, произведения литературы, живописи, театра, кино, а также других видов искусства (архитектура, скульптура, народное творчество и проч.). Для учеников 1-х классов (6 – 7 лет жизни) эта информация носит краткий, ёмкий и точечный характер, дабы не перегрузить впечатление самых младших школьников. Благодаря метапредметным связям, создаётся эмоционально-эстетический фон урока, происходит глубокое погружение в мир музыкальных образов, развивается ассоциативное мышления детей, «внутренний музыкальный слух» и «внутреннее зрение», т. о. включается в работу психофизический комплекс первоклассника.
В ходе обсуждения музыкальных произведений, дети слышат разнообразные индивидуальные трактовки понимания, варианты «слышания» и «видения» конкретных музыкальных произведений, что с первых уроков приучает ребёнка мыслить, развивать индивидуальное впечатление, пользоваться богатством своего собственного внутреннего мира, находиться в активной форме восприятия. Ученики обмениваются впечатлениями со своими одноклассниками (сверстниками), учителем вербально, выполняют творческие задания (например, «Нарисуй музыку»), передают свои ощущения с помощью ритмопластики (движение). Многообразие форм передачи впечатлений способствует раскрепощению ученика, помогает ярко воспринять и запомнить музыкальные произведения программы, вызывает здоровый игровой интерес к поставленной задаче. Поэтому процесс освоения предмета «Музыка» в 1 классе превращается в увлекательное занятие. Часто дети даже не понимают, что они совершают сложную аналитическую работу. Организация учебной работы на уроке во многом зависит от компетенции учителя.
Основой развития музыкального мышления учеников 1-х классов (6-7 лет) становится игровая форма обучения. Работа осуществляется исключительно на уроке под руководством учителя. Домашнее задание не является обязательным и носит творческий характер, по желанию самого ученика.
Постижение музыкального искусства учащимися 1-А класса подразумевает урочную и внеурочную деятельность. В условиях интеграции общего и дополнительного образования, авторская программа «Музыка. 1–4 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной допускает углубление содержания программы. В базовый материал урока допустимо введение вариативного музыкального материала для слушания и вокального исполнения, включение творческих заданий разного уровня сложности, использования заданий дифференцированного уровня сложности.
Принцип отбора основного и дополнительного музыкального материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся, а также спецификой и индивидуальных особенностей учеников 1-А класса в отдельности.
Технологии организации учебного процесса
Форма организации учебного процесса - урочная.
Работа осуществляется в различных коммуникативных объединениях, что является важным элементов энергосберегающих технологий урока в 1 классе.
- коллективная форма - весь класс,
- групповая форма - часть класса,
- индивидуальная форма - отдельным учеником или ученицей.
Виды организации учебной деятельности: Традиционный урок, Урок – путешествие, Урок – игра, Урок – концерт, Концерт, Творческая встреча
Методы организации учебного процесса - познавательный, коммуникативный, регулятивный, личностный.
Познавательный метод – работа с полученной информацией:
- умение поставить учебную задачу,
- умение самостоятельно найти способы и пути решения учебной задачи;
- умение анализировать и синтезировать новые знания;
- умение задать вопрос;
- развитие мышления.
Познавательный метод развивает аналитическое, творческое, символическое, логическое мышление, формирует целостную картину окружающего мира, развивает инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Регулятивный метод - целеполагание, планирование, корректировка плана.
- целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще необходимо узнать;
- планирование – предположение путей движения к цели в конкретных формах и методах и в определённых временных рамках;
- корректировка плана – внесение изменений в намеченный план на основании изменённых обстоятельств;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения.
Регулятивный метод мотивирует ученика к учебному процессу, помогает равномерно распределять нагрузку, облегчает процесс учёбы для школьника.
Коммуникативный метод - навыки общения.
- потребность в общении с учителем;
- потребность в общении со сверстниками;
- работа разнообразных коммуникативных образованиях – постоянных и временных – работа в группах – пение в ансамбле, хоровое пение;
- умение слушать другое мнение и вступать в диалог;
- умение уступать и отстаивать свою точку зрения;
- умение занять жизненную позицию в обществе.
Коммуникативный метод позволяет получить опыт коллективного единения (хоровое пение, переживание музыки, единого творческого порыва) и получить роль личной ответственности за коллективное дело.
Личностный метод - самоопределение личности.
- потребность в самореализации;
- развитие собственного музыкального потенциала (природные данные) - музыкальный слух, музыкальная память, метроритмический слух и память, звуковысотный слух, ритмопластика;
- владение собственным голосом;
- формирование социальной роли ученика – саморазвитие личности.
Группы методов
№ Группы
методов Подгруппы методов Отдельные методы
1 Организация и
осуществление
- Перцептивные – передача и восприятие информации
- Логические – организация и осуществление мыслительных операций
- Гностические – характер познавательной деятельности
- Самоуправление
учебно-познавательной деятельности Словестные, наглядно-практические.
Индуктивный метод – рассуждение от частного к общему
Дедуктивный – от общего к частному.
Анализ, обобщение, систематизация.
Сравнение, соотношение.
Исследование, погружение.
Разрушения старого и создания нового
Проблемные, поисковые.
Работа под руководством педагога, дозированная помощь. Самостоятельная работа.
Самоанализ.
2 Мотивация и
стимулирование - Эмоциональное стимулирование
- Формирование познавательного интереса
- Формирование чувства долга и ответственности Ситуация успеха.
Творческий поиск.
Система перспектив.
Результативность деятельности.
Выстраивание игрового сюжета.
Импровизация.
Личная значимость обучения.
3 Контроль и
коррекция -Экспертный контроль
- Взаимный контроль
- Самостоятельный контроль Участие в концертах и фестивалях.
Отбор в концертные группы.
Разбор выступления.
Проверка знаний педагогом.
Взаимопроверка.
Самопроверка, самооценка.
4 Взаимодействие - Освоение правил общения
- Взаимные задания
- Работа во временных группах
- Совместные переживания
- Выбор лидера Работа в команде. Ответственность перед общим результатом.
Умение быть ведомым и ведущим.
Лидерство.
Деление коллектива на вокальные группы, на исполнительские группы «Солист – хор», «Мелодия и сопровождение».
Взаимодействие с другими коллективами в условиях сводной репетиции и в концерте.
Универсальная учебная деятельность (УУД) направлена на
- формирование индивидуальности, осознание собственного внутреннего мира – «Моё мнение может быть отличным от мнения сверстников и от мнения учителя»;
- формирование положительного отношения к учению;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;
- развитие патриотических убеждений: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- развитие толерантного отношения в поликультурном обществе.
Содержание учебного занятия
Урок в 1А классе строится по плану и соответствует основным требованиям к уроку ФГОС НОО РФ.
№ Этап урока Наполнение Формы и методы
Подготовительный раздел
1 Организационный момент Введение Целеполагание
Мотивация
2 Распевка Подготовка голоса к работе Певческая установка
Вокальные упражнения
Основной раздел
2 Основная тема Ключевые знания – основная тема четверти
Углубление – тема урока Актуализация
3 Активизация прежних знаний Повторение пройденного материала Повторение
4 Работа по теме урока Основной учебный материал Беседа, анализ, размышление, освоение УУД
5 Разминка Игровой перерыв в работе, отдых Дидактические игры
6 Продолжение работы Движение к основному выводу урока – кульминация – основная мысль урока Частное и целое, систематизация, обобщение.
УУД, освоенные в ходе урока
Заключительный раздел
7 Вывод Итог урока Умение выделить главное
Урок «Музыка» подразумевает различные виды и формы учебно-практических заданий, направленных на развитие образно-эмоционального переживания музыкальных произведений через слушание (относительно пассивная форма) и исполнение (активная форма).
В сферу исполнительской деятельности учащихся 1 А класса входит вокальная и инструментальная практика, ритмопластика.
- Вокальная - пение всем классом (навык хорового исполнения), пение в группе (ансамблевое исполнение) и самостоятельное исполнение (сольное пение).
- Инструментальная - игра на простейших мелодических и ритмических музыкальных инструментах всем классом, в группах и самостоятельно.
- Ритмопластика - пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; инсценировка (разыгрывание) песен, музыкальных сказок, музыкальных пьес программного содержания.
Освоение программы по предмету «Музыка. 1–4 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной» невозможно без основ музыкальной грамоты, как средства фиксации музыкальной речи, поэтому в 1 классе закладываются элементарные теоретические знания в объёме, предусмотренном программой.
Виды контроля УУД (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, в форме Концерта.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме урока-Концерта, дидактических игр «Угадай мелодию», «Сочини сопровождение», разгадывания кроссвордов и ребусов по пройденному материалу исключительно в игровой форме.
Формы (приемы) контроля осуществляются в устной форме:
- исполнение музыкального произведения;
- составление и решение кроссворда, шарады, головоломки;
- выполнение творческого задания – «Нарисуй…», «Изобрази…», Подбери…»;
- работа с карточками, в которых даются следующие задания:
«Узнай…», «Найди…», «Заполни…», «Сравни…» и т.п.
Учебно-тематический план
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часа (из расчета 1 час в неделю).
По расписанию школы №57 на 2014-2015 уч. г. урок «Музыка» в 1-А классе проводится в четверг.
Количество рабочих недель – 35 ч.
Количество уроков – 35час, из них 2 обобщающих урока.
Учебный год - 2 темы
1тема «Музыка вокруг нас» - 16 ч.
1 четверть – 8 уроков
2 четверть – 8 уроков
2 тема «Музыка и ты» - 19 часов
3 четверть – 10 уроков
4 четверть – 9 уроков
Тема 1 полугодия: «МУЗЫКА ВОКРУГ НАС» - 16 часов
(1 четверть – 8ч., 2 четверть – 8ч.)
№
п/п Дата Тема урока Кол-во часов Контр. работы
1 04.09 «И Муза вечная со мной!» 1 2 11.09 Хоровод муз 1 3 18.09 Повсюду музыка слышна 1 4 25.09 Душа музыки — мелодия 1 5 02.10 Музыка осени 1 6 09.10 Сочини мелодию 1 7 16.10 Азбука, азбука каждому нужна 1 8 23.10 Музыкальная азбука 1 9 06.11 Музыкальные инструменты 1 10 13.11 Садко. Из русского былинного сказа 1 11 20.11 Музыкальные инструменты 1 12 27.11 Звучащие картины 1 13 04.12 Разыграй песню 1 14 11.12 Пришло Рождество, начинается торжество 1 15 18.12 Родной обычай старины 1 16 25.12 Добрый праздник среди зимы. Обобщение 1 1
Тема 2 полугодия: «МУЗЫКА И ТЫ» - 19 часов
(3 четверть – 10 ч., 4 четверть – 9 ч.)
17 15.01 Край, в котором ты живешь. 1 18 22.01 Художник, поэт, композитор. 1 19 29.01 Музыка природы – Утро. 1 20 05.02 Музыка природы – Вечер 1 21 12.02 Музыкальные портреты 1 22 19.02 Разыграй сказку. «Баба Яга» — русская сказка 1 23 26.02 Музы не молчали 1 24 05.03 Мамин праздник 1 25 12.03 Музыка в цирке 1 26 19.03 У каждого свой музыкальный инструмент. 1 27 02.04 Дом, который звучит 1 28 09.04 Опера-сказка 1 29 16.04 «Ничего на свете лучше нету» 1 30 23.04 Чудесная лютня (по алжирской сказке) 1 31 30.04 Афиша. Программа 1 32 07.05 Музыкальная прогулка по выставке. 1 33 14.05 Легко ли стать музыкантом? 1 34 21.05 Музыка и ты. Обобщение 1 35 28.05 А музыка звучит. Обобщение. 1 1
Итого 35 2
Календарный план
Тема 1 полугодия «Музыка вокруг нас» - 16 часов
1 четверть – 8 часов
№ урока
Дата Тема урока Цель Главный вопрос урока
(проблема) Понятия Материал
для слушания Материал
для пения Ролевые игры
План Факт 1 урок 04.09 И муза вечная со мной Введение в тему
Что такое музыка? Где звучит музыка?
Муза и музыка
Оркестр, дирижёр
Характер Чайковский «Па-де-де»
из б. «Щелкунчик» Окуджава «Музыкант»,
Кабалевский «Песня о школе» Язык жестов
Игра
«Я – дирижёр оркестра»
2 урок 11.09. Хоровод муз У каждого народа своя музыка
Особенности музыки разных народов мира Кто и как исполняет музыку? Муза танца
Хор, хоровод,
Танцы народов мира
Исполнитель
Пульс
Ритм Чайковский «Па-де-де» из б. «Щелкунчик»,
«Берёзка» хоровод в обр. Е. Кузнецова,
«Хора и Сырба»
молдавский наигрыш,
«Сиртаки» муз.
М.Теодоракиса «Во поле берёзка стояла» - р.н.п. Ритмическое сопровождение музыки,
Ритмопластика
Пульс
Игра
«Я – танцор»
3 урок 18.09 Повсюду музыка слышна Язык музыки
Интонация объединяет
речь и музыку Как рождается музыка? Голос
Интонация
Текст – интонация –
мотив
Характер Р.н.п. – попевки, считалочки,
заклички,
колыбельные Песни-попевки Работа с текстом стихотворения
Игра «Я – композитор» Досочини песенку
4 урок 25.09 Душа музыки - мелодия Язык музыки
Как музыка разговаривает с человеком? Зачем музыке нужна мелодия? Мелодия
Песня, танец, марш
Пульс музыки
Музыкальные инструменты Чайковский «Детский альбом» - «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков»,
«Вальс», «Па-де-де»
из балета «Щелкунчик» «Весёлая песенка» Г.Струве Ритмопластика Песня,
Танец,
Марш
Пульс – сердце музыки
5 урок 02.10. Музыка осени Музыкальные картины
Связать жизненные впечатления детей с музыкой осени Звуки осенней природы.
Какие чувства передаёт музыка? Характер музыки
Подбери стихотворение к музыке
Музыка, поэзия и живопись
Интонация
Чайковский «Осенняя песня»
Павленко «Капельки» Г. Струве «Так уж получилось»
Попатенко
«Скворушка прощается»
А. Александров «Дождик накрапывает» «Рисуем осень»,
Шарада
Игра «Подпою песню»
Ритмопластика
Музыкальный календарь
6 урок 09.10. Сочини мелодию Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии Как сочинить мелодию? Композитор
Интонация
Характер музыки
Ритмический рисунок –
ти-ти-та
Якушенко «Пёстрая песенка»,
«Дождик накрапывает» «Скворушка прощается»
«Дождь идёт» песенка-диалог Игра «Я – композитор»
Четверть и
Восьмая
Пульс и
ритм –
прохлопать
7 урок 16.10. Азбука каждому нужна Взаимосвязь уроков в школе
с музыкой
Как записать музыку? Буквы – цифры-ноты
Основы нотной записи
Нотный стан
Скрип-й ключ
Ноты
Струве «Школьный корабль»,
Струве «Алфавит», Островский «Азбука», Струве «Спасибо вам, учителя»
Кабалевский «Песня о школе» Игра «Подпою песню»,
Музыкальные загадки
Игра на детских инструментах
8 урок 23.10 Музыкальная азбука
(углубление) Знакомство с музыкальной грамотой Как записать музыку?
Музык-ый
Звук и Нота
Ритм и
мелодия Ноты – высота,
длительность.
Звукоряд
Нотный стан –
нотоносец
Скрипичный ключ
Струве «Музыкальный корабль»,
«Музыка всегда с тобой» Дроцевич «Семь подружек», Юдахин «Домисолька», Герчик «Нотный хоровод»
Игра «Живой звукоряд»
Игра «Наш оркестр»
2 четверть – 8 часов
9 урок 06.11. Музыкальные
инструменты Знакомство с народными инструментами Как появились музыкальные инструменты? Названия
народных
инструментов
Оркестр народных инструментов
Пастораль «Полянка» - наигрыш
«Пастушья песня» - тема из симф-и «Пасторальной» Бетховена – 5 ч.
Народные наигрыши
«Во кузнице» орк. Рожечников
«Как под яблонькой» - гусли «Камышинка – дудочка» муз. Поплянова, сл. Татаринова
«Пастушья песня» - фр.н.песня
Игра на детских инструментах
Пульс
Ритм
Игра «Наш оркестр»
10 урок 13.11 Садко
(углубление) Музыкальные тропинки
От народной музыки в оперу Народные музыкальные инструменты
О чём поют гусли? Былины
Гусли
Садко
Опера – жанр
Характер «Пастушья песня» - тема из симфонии «Пасторальной» Бетховена - 5 ч
«Былинные наигрыши» Локшин
«Заиграйте, мои гусельки»,
«Колыбельная Волхвы» из оперы «Садко» Римский-Корсаков «Пастушья песня» - фр.н.песня Игра «Наш оркестр»
Ритм.
Пульс
Читаю запись
музыки
11 урок 20.11. Музыкальные инструменты Инструменты народные и профессион-ые Свирель и флейта.
Гусли и арфа Тембр
Характер звука
Инструменты «поют»
Концертный зал
Сцена
Слушатели
Рассказ о музыкальных инструментах «Полянка» - свирель
Тема Птички из симф. Сказки «Петя и Волк» Прокофьева
«Шутка» Баха и Мелодия «Орфей и Эвридика» Глюк – флейта,
Фрески Софии 1 часть и «Орнамент» Кикты – арфа,
«Кукушка» Дакен - арфа
«Камышинка – дудочка» муз. Поплянова, сл. Татаринова
Зимние песенки Игра «Угадай
Инструмент»
Игра на воображаемых
Инструментах
Ритмопластика
12 урок 27.11 3вучащие картины Музыкальные картины
Учимся «слушать» картины
Можно ли услышать живопись?
Узнать тембр музыкальных инструментов
Музыка народная и композит-кая Картины
«Лель и Снегурочка»
«Гусляры» Васнецов
«Флейтист» Тербрюггена
«За флейтой» Левицкого
«Полянка» свирельный наигрыш
«Былинные наигрыши» Локшин
«Кукушка» Дакен – арфа
«Шутка» Бах Песни по выбору Игра «Подбери музыкальный
инструмент»
Ритмопластика
Музыкальный словарик
13 урок 04.12 Разыграй песню Учимся исполнять игровую песню Можно ли «разыграть» песню
Музыка изображает…
Сюжет
Построение стиха
3 части в стихе и 3 части в музыке
Исполнит-ий план «Кукушка» Дакен – арфа
«Шутка» Бах «Почему медведь зимой спит» муз.
Книппера, сл. Коваленкова Социодрама
Ритмопластика
14 урок 11.12. «Пришло Рождество – начинай торжество» Песни зимних праздников Особые песни Рождества
Сочини колядку Обычай
Обряд
Колядка
Щедривка
«Тихая ночь» - рождественский гимн
Рождественские песни народов мира «Зимняя сказка» муз. Крылова
Колядки и Щедривки «Я – композитор» Я-исполнитель
15 урок 18.12 Родной обычай старины
В гости с песнями Особые песни Рождества
Сочини щедривку Обычай
Колядка
Щедривка Рождественские песни народов мира Колядки и щедривки по выбору
«Зимняя сказка» «Разыграй песню»,
«Я-композитор»
16 урок 25.12 Добрый праздник среди зимы
Обобщение темы «Музыка вокруг нас» Музыка Нового года Балет
Па-де-де
Песня, танец,
марш Сказка Т.Гофмана и музыка Чайковского
балет «Щелкунчик» фрагменты
«Зимняя сказка» муз. Крылова
«Новогодний хоровод» Струве «Угадай мелодию» -
Музыкальная
викторина
Содержание примерного музыкального материала:
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Для слушания:
П.И. Чайковский - фрагменты балета «Щелкунчик», «Детский альбом», «Времена года» пьесы осенне-зимнего цикла
Г. Свиридов «Осень» из муз. иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»
В. Косенко «Пасторальная», «Дождик»
А. Парцхаладзе «Осенний дождик»
Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко» - «Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки»)
Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка» - Третья песня Леля
С.С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк» - фрагменты
В. Кикта «Гусляр Садко»
В. Кикта Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» - фрагмент 1ч.
К. Глюк опера «Орфей и Эвридика» - «Мелодия»
И.С. Бах сюита № 2 для оркестра - «Шутка»
И.С. Бах «Волынка», «Менуэт»
Р.Шуман «Смелый наездник», Дед Мороз»
Для вокальной работы:
Б. Миронов, сл. Н. Ярко «Гимн гимназии»
В. Шаинский «Чему учат в школе»
Н. Дремлюга «Песня о школе»
Л. Лизак «Первый класс»
В. Кикта, сл. В. Татаринова «Звезда покатилась»
Л.В. Бетховен, сл. К. Алемасовой «Пастушья песенка» на тему из 5ч. «Пасторальной» симфонии № 6
В. Павленко, сл. Э. Богдановой «Капельки»
Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен «Скворушка прощается»
Красев «Осень»
русская народная песня «Осень»
А. Островский, сл. З. Петровой «Азбука»
Р. Паулс, сл. И. Резника «Алфавит»
О. Юдахина, сл. В. Ключникова «Домисолька»
В. Дроцевич, сл. Сергеева «Семь подружек»
Д. Кабалевский, сл. В. Викторова «Песня о школе»
А Филиппенко «Заиграйте, дударики»
русская народная песня «Дудочка»
белорусская народная песня «Дудочка»
французская народная песня «Пастушья»
белорусская нар. песня «Дударики-дудари», русский текст С. Лешкевича
финская народная песня «Веселый пастушок», русский текст В. Гурьяна
Л. Книппер, сл. А. Коваленкова «Почему медведь зимой спит»
Музыка и слова С. Крылова «Зимняя сказка»
Песни о дружбе по выбору
Песни зимних праздников по выбору
Колядки, щедривки по выбору
Вокальные попевки, распевки, упражнения, песенки-потешки по выбору
Раздел 2. «Музыка и ты»
Для слушания:
П.И. Чайковский - фрагменты балета «Щелкунчик», «Детский альбом», «Времена года» пьесы весенне-летного цикла
Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
Э Григ «Весной», «Пташка»
Ю. Сокальский «Пташка»
С.С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами», «Вечер», «Стрекозы и кузнечики»
Г. Свиридов «Пастораль» из муз. иллюстр. к повести А. Пушкина «Метель»
Р. Шуман «Весёлый крестьянин»
А. Шнитке «Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. «Наигрыш»
Э. Денисов «Утро»
Д. Кабалевский, сл. Ц. Солодаря «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира».
В. Гаврилин «Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина)..
В. Салманов «Вечер»
А. Хачатурян «Вечерняя сказка»
В.А. Моцарт «Менуэт»
Д. Кабалевский «Клоуны»
С. Прокофьев, слова А. Барто «Болтунья»
М. Кажлаев «Колыбельная»
Г. Гладков «Колыбельная»
Р. Щедрин балет «Конек-Горбунок», «Золотые рыбки»
Франческо да Милано «Музыка для лютни»
К. Дакен «Кукушка»
И. Дунаевский Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк»
А. Бородин Симфонии № 2 («Богатырской») фрагмент
Троiстi музики – украинская народная инструментальная музыка по выбору
Русская народная инструментальная музыка
Веснянки, заклички по выбору
Песни Великой победы по выбору
Для вокальной работы:
Б. Миронов, сл. Н. Ярко «Гимн гимназии»
Я. Дубравин, сл. В. Суслова «Добрый день»
А. Парцхаладзе, сл. Ю. Полухина «Утро»
грузинская народная песня в обр. Д. Аракишвили «Солнце»
Детская народная игра «Баба Яга»
эстонская нар. песня в обр. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен «У каждого свой музыкальный инструмент»
русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»
С. Никитин, сл. С. Крылова «Песня о маленьком трубаче»
А. Новиков, сл. М. Левашова «Учил Суворов»
И. Арсеев, сл. З. Петровой «Спасибо»
М. Славкин, сл. Е. Каргановой «Праздник бабушек и мам»
М. Коваль, сл. Е. Манучаровой «Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят»
М. Красев, сл. К. Чуковского закл. хор из оперы «Муха-цокотуха»
А. Журбин, сл. В. Шленского «Добрые слоны»
Г. Крылов, сл. М. Садовского «Мы катаемся на пони»
В. Кикта, сл. В. Татаринова «Слон и скрипочка»
американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова «Бубенчики»
Я. Дубравин, сл. В. Суслова «Ты откуда, музыка?»
Г. Гладков, сл. Ю. Энтина «Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм
Веснянки, заклички по выбору
Песни о маме по выбору
Песни о дружбе по выбору
Песни о школе по выбору
Вокальные попевки, распевки, песенки-потешки, песни-игры по выбору
Ожидаемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
- овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень развития универсальных учебных действий (УУД) учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
-формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Компетенции ученика 1-А класса к окончанию учебного года
Ученики должны освоить и закрепить следующие УУД:
- развить устойчивого интереса к музыкальным занятия;
- выработать эмоциональный отклик на музыку разных жанров;
- уметь определять характер музыки;
- передавать характер и настроение музыкального произведения в различных видах музыкально-творческой деятельности : с помощью слов, ритмопластики, мимики, театрализации и проч.;
- развить певческие УУД - координация между слухом и голосом, пение в унисон, вокальное звуковедение, певческое дыхание;
- стремиться к выразительному исполнению песен;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- сформировать навыки элементарного музицирования на простейших инструментах;
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного (хорового) творчества;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.
Элементарная теория музыки
Ученики должны освоить элементы музыкальной грамоты, как средства музыкальной речи:
- лада – мажор, минор;
- звукоряд;
- музыкальное движение - восходящее, нисходящее, скачкообразное;
- мелодия, сопровождение;
- ритм, метр, пульс, пульсация– простейшие метро-ритмические построения;
- элементарное понятие об интервалах, аккордах;
- построение музыки – простые музыкальные формы.
- понятия - мотив, фраза, предложение, часть, целое;
- музыка для голоса и для музыкальных инструментов;
- понятие тембр - знакомство с музыкальными инструментами;
- понятия – хор, ансамбль, соло – вокальная музыка;
- понятия – оркестр, ансамбль, соло – инструментальная музыка;
- знакомство с музыкальными жанрами;
- знакомство с композиторами;
- музыка народная и композиторская.
Материально-технические условия
Для реализации данной программы необходимы
музыкальные инструменты – фортепиано, синтезатор, детские шумовые инструменты
доска с нотоносцем для записи нот
звукозаписывающая аппаратура и микрофоны
СД- и видеоаппаратура
экран и проектор
компьютер и принтер
оборудованное рабочее место преподавателя и учащихся
Методическая литература и учебные пособия:
сборники песен для среднего и старшего школьного возраста
СД диски с музыкой современных композиторов РФ
СД диски хоровой и инструментальной классической музыки
пособия по элементарной теории музыки в таблицах
портреты композиторов русской и мировой музыки
репродукции картин
камертон и метроном
Список литературы
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2002.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.
Лопатина А.Волшебный мир музыки / А. Лопатина, М. Скребцова. М. : Амрита-Русь, 2009. (Серия «Семейное воспитание»).
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Академия, 2001.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. М.: Айрис-пресс, 2007.
Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2006.