Поурочный план по предмету Самопознание на тему Человек трудолюбивой души (9 класс)
План урока Самопознания
Школа: ОШ № 4 Дата : Урок № 2 Педагог: Шамуратова Г.Г.
Класс: 9 Кол-во учащихся: 15 Тема: Человек трудолюбивой души.
Ценность: Бескорыстная любовь.
Качества: самоотверженность, щедрость души, настойчивость.
Цель: раскрытие ценности бескорыстная любовь через качества трудолюбивого человека.
Задачи:
- формирование у учащихся чувства самоотверженности;
- развитие у детей качества щедрости души через осмысление понятия « труд души»;
- воспитание настойчивости в достижении цели. Ресурсы: учебник,
бумага А-4, карандаши,
интерактивная доска, проектор, текст песни. Мелодия «Хрустальная грусть», , Видеоролик «Луи Пастер : случайное открытие»
Ход урока.
Орг. момент. Позитивный настрой
Концентрация на свет.
Проверка домашнего задания.
Текст Аскара Алибекова ( стр. 10 -11, учебник)
Вопросы к тексту:
- Как вы понимаете выражение «человек трудолюбивой души»?
- Что дают вам знания?
- Какие качества помогают вам в жизни? Позитивное высказывание
« Любящее сердце огромно. Любящая душа способна вместить целый мир».
Луи Пастер
(Французский ученый, микробиолог)
Вопросы:
- Как вы понимаете выражение « любящее сердце огромно»?
- Почему любовь важна не только в жизни, но и в работе?
- Что наполняет вашу жизнь смыслом и какое место в ней занимает бескорыстная любовь? Рассказывание истории.
27 декабря 1822 года родился знаменитый французский ученый, основоположник современной микробиологии и иммунологии Луи Пастер.
Великий самоотверженный человек труда, проявивший бескорыстную любовь к людям, Луи Пастер, по сути, сделал революцию в мире. До Пастера люди спасались от холеры или от чумы кто как мог: амулетами, танцами у костра, молитвами, и это не помогало. И вот нашелся один человек, который сказал, что причиной массовых заболеваний являются микроорганизмы. Его открытия изменили мир, люди стали значительно дольше жить. Можно сказать, он подарил человечеству идею вакцинации. И если рассматривать Луи Пастера как человека, то он пошел против системы, отстаивая свою точку зрения. Ведь ученые, как это ни парадоксально, — одни из самых консервативных людей. Его пытались уничтожить, лишили медицинской практики, хотели посадить в тюрьму, но он не отказывался от своих идей и стоял на своем. Пастер спас сотни миллионов людей. Он был настоящим человеком трудолюбивой души. Его слова о труде стали девизом не только его последователей, но и многих других людей: «стоит только привыкнуть к труду – и уже нельзя жить без него. Все в этом мире зависит от труда».
В 1868 году у Пастера случилось кровоизлияние в мозг и левую половину тела навсегда парализовало. Во время болезни учёный узнал, что в ожидании его смерти прервана постройка его новой лаборатории. У него появилось страстное желание жить и он вернулся к научной работе.
«Моя единственная сила — это мое упорство» – говорил он.
Как выяснилось, самые замечательные открытия ждали его впереди. Пастер всю жизнь занимался биологией и лечил людей, не получив ни медицинского, ни биологического образования.
Несмотря на это, его вклад в науку огроме . Вакцинация, пастеризация, антисептика - разве можно представить себе современную жизнь без этих изобретений, сделанных учёным в XIX столетии.
« Только любовь к людям помогает мне в работе, оживляет меня и дает силы … Как много еще нужно сделать!» – писал он своей любимой жене. Борьба за здоровье и жизнь человека были главной целью великого ученного.
«Благодетель человечества» - так говорили о нем его современники.
Пастер был награждён орденами почти всех стран мира. Всего у него было около 200 наград. Умер учёный в 1895 году от осложнений, вызванных серией инсультов, и был похоронен в соборе Нотр-Дам-де-Пари, однако его останки были перезахоронены в склеп Института Пастера. В России имя Пастера носит НИИ эпидемиологии и микробиологии в Санкт-Петербурге, основанный в 1923 году.
Вопросы к беседе:
- Что означает выражение «работать с любовью»?
- Как раскрывается бескорыстная любовь к людям великого ученого?
- Что такое ответственность во имя любви?
- Как работает любовь в жизни?
Возвращение к цитате: любящее сердце Луи Пастера вместила в себя целый мир и сохранила жизнь человечеству.
Просмотр видеосюжета о случайном открытии Л. Пастера
(60 сек.)
Творческая деятельность. Отражает любовь.
Работа по группам.
Три группы.
Задание для всех: напишите качества человека, проявляющего бескорыстную любовь ко всем людям.
Каждой группе привести примеры бескорыстной любви к людям, человечеству из реальной жизни или прочитанное в книге, или увиденное в кино. Например: Мать Тереза, Альберт Швейцер, Януш Корчак и др.
После выполнения задания, каждая группа по очереди выходит к доске и перечисляет качества, затем рассказывают историю бескорыстной любви и служения людям, дают ответы на вопрос: что может сделать человек, в сердце которого живет бескорыстная любовь? Групповое пение.
«Как много лет во мне любовь спала…»
слова Р. Рождественского,музыка Р. ПаулсаДомашнее задание.
Булатникова Д. « Карамельное платье»
(учебник, стр.18 – 21)
Заключительная минута тишины. ( мелодия «Для души»)
Закройте глаза, вспомните, о чем мы с вами говорили сегодня на уроке.
Любовь — это энергия, которая наполняет особым смыслом жизнь человека. Почувствуйте любовь в своем сердце. Отправьте этот свет любви всем людям. Пусть ваша любовь согреет всех своим теплом. Спасибо.