Статья Организация работы в ТО естественнонаучной направленности
Организация работы в ТО естественнонаучной направленности.
"Новая цивилизация для того, чтобы она оказалась способной обеспечить дальнейшее существование на Земле человечества, должна опираться не только на новую технологическую силу производственной деятельности людей, но и на глубокое понимание места человека в окружающем мире, без чего невозможно формирование новой нравственности, т.е. нового общественно необходимого поведения людей." Моисеев Н. Н.
Важнейшая цель, которую предстоит решать образованию в ближайшее время, – научить жить в ситуации растущей взаимозависимости, необходимости осуществления совместной общечеловеческой деятельности в условиях возрастающей диктатуры ресурсов планеты, ее живого вещества – биосферы, воздуха, воды, жизненного пространства и всего, что лимитирует сегодня дальнейший ход человеческого благополучия.
Станция юннатов осуществляя дополнительное эколого-биологическое образование дает возможность учащимся овладеть новыми, специфическими знаниями, помогает развитию собственных способностей и самореализации, формированию общей экологической культуры. При этом, помимо профессиональной ориентации молодежи, создаются предпосылки научного, творческого подхода к решаемым проблемам. В связи с возрастающей ролью биологии в решении гуманистических и социокультурных задач приоритет отдается социальному воспитанию и привлечению детей и молодежи к общественно полезной работе.
В реализации экологического воспитания важнейшее место принадлежит учреждениям дополнительного образования, так как именно они обладают гибкой системой, быстро реагирующей на изменения индивидуальных и образовательных потребностей детей. Участие дополнительного образования осуществляется в непрерывном экологическом образовании через: реализацию образовательных программ экологической и природоохранной направленности; исследовательскую деятельность обучающихся; практикумы на пришкольных участках, организацию практической природоохранной деятельности, пропаганду экологических знаний. Здесь удается создать условия для проявления и развития индивидуальных способностей учащихся, когда знания, полученные в школе, становятся личностно-значимыми: оказать помощь в социальном самоопределении, в практической подготовке школьников к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.
Каждому обучающемуся предоставляется возможность "погружения" в мир живой природы, возможность быть личностью. Он вправе выбирать вид деятельности, занятия в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями, темой. Индивидуальный подход и общение с педагогом в режиме диалога, позволяют продуктивно работать над своим проектом или исследовательской работой, что способствует воспитанию ассоциативного и вариативного мышления, развитию поисковой активности и творческих способностей у учащихся.
Станция юннатов выполняет привлекательную для детей роль, давая им возможность общения в непривычной среде – вне школьного коллектива, вне дома, за городом, на природе. Дополнительное образование эколого-биологического профиля направлено на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, экологии. Экологическое воспитание в дополнительном образовании фактически связано с подготовкой будущих экологов. Основными направлениями моей деятельности как педагога дополнительного образования является: - реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности;
- экологическое, гражданско-патриотическое, трудовое воспитание обучающихся;
- организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
- осуществление руководства городских экологических отрядов;
- организация работы городского клуба любителей комнатных растений «Жасмин»
При организации своей деятельности я руководствовалась следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся;
- Письмо Минобрнауки РФ Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи» от 18.11.15 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. №729;
- Концепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Свердловской области на период до 2020 года;
- Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Асбестовского городского округа»;
- Образовательная программа МБОУДО СЮН;
- Положение о разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБОУ ДО «СЮН».
На прошедший межаттестационный период мной была определена следующая цель: совершенствование условий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и формированию экологической культуры.
Задачи: Для достижения поставленной цели я ставила перед собой следующие задачи:
1. Совершенствовать условия для непрерывного экологического образования детей всех возрастных групп через реализацию и мониторинг дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности.
2. Способствовать развитию интеллектуальной сферы, творческой и познавательной активности субъектов образовательного процесса через организацию и проведение исследовательской и проектной деятельности, участию в конкурсах областного уровня.
3.Повысить качество воспитания, направленного на развитие экологической культуры, соблюдение здорового образа жизни, улучшение состояния окружающей среды через участие в городских экологических акциях, природоохранных мероприятиях.
4.Повысить социальную адаптацию и коммуникативные умения обучающихся через совершенствование форм взаимодействия с организациями, учреждениями города и области, средствами массовой информации.
Планировала получить следующие результаты:
Рост количественных и качественных показателей при реализации образовательных программ.
Активное участие обучающихся в проектной и исследовательской деятельности, участие в муниципальных и региональных конкурсах на высоком уровне.
Увеличение количества участников и мероприятий, способствующих развитию экологических, духовно-нравственны и гражданско-патриотических качеств обучающихся, приобщению их к культурным ценностям и основам здорового образа жизни.
Повышена социальная адаптация и коммуникативные умения обучающихся через совершенствование форм взаимодействия с организациями, учреждениями города и области, средствами массовой информации.
Создана система оценивания достижений обучающихся в детском объединении по трём образовательным программам.
Ожидаемые результаты, достигнуты путём создания условий для непрерывного экологического образования детей и подростков, целенаправленной работы по организации проектно-исследовательской деятельности, проведению городских выставок комнатных растений и участия в природоохранных, конкурсно - массовых мероприятиях, в тесном взаимодействии с педагогическими работниками СЮН, с общественностью в лице клуба любителей комнатных растений "Жасмин", со специалистами Центра экологического воспитания, с учёными Сельхозакадемии, Лестеха, Института развития образования, с редакциями местных газет.
На межаттестационный период мне были даны рекомендации обобщить свой педагогический опыт по получению высокого результата в обучении и личностного развития детей и представить его на конкурсах профессионального мастерства муниципального и регионального уровней.
Анализ результатов профессиональной деятельности
Одним из принципов экологического образования и воспитания является непрерывность. Этот принцип предусматривает необходимость поэтапного экологического образования человека на протяжении всей его жизни. Его практическая реализация связана с созданием целостной системы непрерывного экологического образования на основе преобразований и интеграции уже существующих видов базового и дополнительного образования, всемерного развития экологического образования на всех его уровнях.
В межаттестационный период я сформировала программу мониторинга моей педагогической деятельности и внедрения её по годам.
Определив в качестве приоритета экологическое образования детей, как непрерывного процесса обучения, воспитания и развития с периода детства до старшего школьного возраста, я вела три программы естественнонаучной направленности для всех возрастов: "Зелёные ёжики" для младшего школьного возраста, "Юные кактусоводы" для среднего звена и "Зелёная архитектура" для среднего и старшего школьного возраста.
Опираясь на базовой программы "Юные кактусоводы"- 2 года обучения, я создала программу третьего года обучения, также для существующей программы "Зелёная архитектура" на 2 года обучения, я создала программы 3 и 4 года обучения. Таким образом, в моём творческом объединении имеют возможность обучения дети с первого по 11 класс, получая непрерывное разностороннее экологическое образование. Проводя постоянный мониторинг интересов и потребностей обучающихся и их родителей, я осознала потребность в новой комплексной программе для младших школьников. Сегодня, на базе станции юных натуралистов, проходит адаптация моей авторской программы для младших школьников "Клуб кинопутешественников".
Экологическая культура обучающихся, обеспечивающая ответственное отношение к окружающей социально-природной среде формируется на всех занятиях моего творческого объединения. В начале учебного года всем группам проводится входная диагностика "экологических знаний и отношений к природе по Моисеевой Л.В. и Колтуновой И.Р"., в конце года проводится итоговая диагностика по тем же тестам. Данная диагностика по просьбе методического объединения была модифицирована мною в части актуальности вопросов и дифференцированности вопросов в зависимости от количества лет обучения детей на станции юннатов. Мониторинг освоения экологических знаний в ТО "Зелёная архитектура" показывает рост экологических знаний и отношений к природе, развивающиеся у обучающихся в течении учебного года: от 49,4 до 70,2% детей имеют высокую степень освоения экологических знаний, приложение №1.
При организации и проведении образовательного процесса я использовала современные образовательные технологии и методики: игровые, проектные, информационно-коммуникативные. Свою работу я строила на принципах гуманности, свободы выбора ребенком вида творческой деятельности, развивающего характера дополнительного образования.
Показателями результативности моей деятельности является 100% количественная сохранность контингента за учебный год, показателем качественной сохранности являются группы 2, 3, 4 года обучения, наличие творческих групп, формирующихся из обучающихся посещающих моё творческое объединение более 4-6 лет.
В своей педагогической деятельности я ориентировалась на достижение результата образования, понимаемого как социальная компетентность личности обучающихся, проявляющаяся в виде трех составляющих образованности: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.
Результаты диагностики образованности обучающихся, которые проводятся в начале и в конце учебного года, показывают успешность усваивания образовательных программ моего объединения. Результаты образованности обучающихся по информационной, коммуникативной и здоровьесберегающей компетенциям, проводятся в конце первого полугодия и в конце учебного года, их результаты показывают успешность усваивания образовательных программ моего объединения.
Мониторинг образованности обучающихся показывает прирост сформированности компетенций в течении учебного года. От 36,5 до 51,1% обучающихся моего творческого объединения имеют высокую степень сформированности информационных, коммуникативных и здоровьесберегающих компетенций, приложение №2.
Растёт количество участников конкурсных мероприятий муниципального и областного уровня. Из старшеклассников, посещающих моё творческое объединение более 3-5 лет, сформирована творческая группа, все участники которой занимаются индивидуальной творческой и проектно-исследовательской деятельностью. В процессе подготовки, участники конкурсов приобретают опыт взаимодействия с учёными, участвуют в научно-практических конференциях, действуют в условиях, отличающихся от учебного процесса, что способствует социализации обучающихся.
С 2014 по 2016 год обучающиеся под моим руководством выполнили опытническо - исследовательские работы, получившие признание на муниципальном и региональном уровнях, приложение №3.
Мониторинг показывает, что за 2 года обучающимися под моим руководством были проведены и защищены на областных конкурсах 8 исследовательских работ. Шесть работ из восьми стали призёрами на муниципальных и областных очных конкурсах, это составляет 75%. Считаю, что проблема выявленная мною за прошлый аттестационный период - противоречие между количеством проектно-исследовательских работ, проводимых в моём творческом объединении и количеством этих работ, получивших признание на региональных конкурсах, теперь решена.
Также обучающиеся под моим руководством регулярно участвуют в областных конкурсах "Юные исследователи природы Среднего Урала" и "ЮНЭКО" в номинациях изобретений и рацпредложений, аранжировки цветов, макетов ландшафтного дизайна, приложение №4.
В процессе подготовки участники конкурсов приобретают опыт организации взаимодействия детей и взрослых в условиях, отличающихся от учебного процесса в своём учреждении, способствующий социализации обучающихся. В ТО «Зелёная архитектура», занятия исследовательской работой являются обязательным элементом учебного плана на всех ступенях обучения. Система включения учеников в исследовательскую деятельность строится таким образом, что постепенно год за годом ребята осваивают полный комплекс проектных компетенций, которые в целом способствуют повышению конкурентоспособности человека. Обучающийся, владеющий навыками анализа, сравнения, обобщения умениями делать обоснованные выводы, составляющих основу исследовательских компетенций, применяет их в любых видах деятельности, в том числе учебной, творческой, социальной и др.
Положительную мотивацию детей к активной творческой деятельности показывает растущее количество участников и победителей конкурсных мероприятий муниципального и областного уровня. Результатами данной деятельности являются награды городского и областного уровней:
2014г. Грамота Министерства общего и профессионального образования СО, ГБОУ СО «Дворец молодёжи» за 3 место по итогам конкурса изобретений и рационализаторских предложений 69-го Областного конкурса "Юные исследователи природы".
2014г. Грамота Министерства общего и профессионального Образования ГБОУ СО «Дворец молодёжи» за 1 место по итогам конкурса "Первые шаги в науке".
2015г. Грамота Министерства общего и профессионального образования СО, ГБОУ СО «Дворец молодёжи» за 3 место по итогам конкурса ландшафтного дизайна 70-го Областного конкурса "Юные исследователи природы". Грамота Управления образованием Асбестовского городского округа за 1 место в Муниципальном конкурсе защиты исследовательских проектов.Грамота Управления образованием Асбестовского городского округа за 3 место в Муниципальном конкурсе защиты исследовательских проектов.
2016г. Грамота Министерства общего и профессионального образования СО, ГБОУ СО «Дворец молодёжи» за 2 место в номинации экожурналистика по итогам конкурса "ЮНЭКО - 2016". Грамота Министерства общего и профессионального образования СО, ГБОУ СО «Дворец молодёжи» за 1 место в номинации в литературном конкурсе по итогам конкурса "ЮНЭКО -2016". Грамота Управления образованием Асбестовского городского округа за 1 место в Муниципальном конкурсе защиты исследовательских проектов. Грамота Управления образованием Асбестовского городского округа за 1 место в Муниципальном конкурсе защиты исследовательских проектов.
Грамота Министерства общего и профессионального образования СО, ГБОУ СО «Дворец молодёжи» за 3 место по итогам конкурса "Первые шаги в науке". Грамота Министерства общего и профессионального образования СО, ГБОУ СО «Дворец молодёжи» за 1 место по итогам конкурса "Первые шаги в науке".
Повышая социальную адаптацию и коммуникативные умения обучающихся через совершенствование форм взаимодействия с организациями, учреждениями города и области, средствами массовой информации, я организую и провожу городские выставки комнатных растений и кактусов совместно с городским клубом любителей комнатных растений "Жасмин". При распространении объявлений о выставке, дети взаимодействуют с местным телевидением, с редакциями местных газет, размещают объявления в интернете.
На выставках дети работают корреспондентами, дежурными, консультантами, экскурсоводами, получают опыт общения и взаимодействия со взрослыми. Выставка предполагает знакомство детей, подростков и людей разных возрастов с многообразием экзотической флоры различных районов Земли, получение знаний о культуре растений субтропиков и тропиков. Возникший интерес я направляю на желание формировать свои собственные коллекции. Увлечение комнатными растениями– часто общее и любимое занятие в семье. Любовь к живой природе детей и взрослых помогает объединить усилия семьи, школы и УДО в экологическом воспитании и всестороннем развитии личности школьников
Всего на период с апреля 2014 по ноябрь 2016 года моим творческим объединением было проведено 9 выставок. По данным мониторинга в них приняли участие в 144 обучающихся, посетили эти выставки 3600 человек, приложение № 5.
Об активном воспитательном процессе в моём творческом объединении, говорит активное участие обучающихся в мероприятиях экологической направленности. Данные мониторинга за межаттестационный период свидетельствуют о росте количества участников в мероприятиях экологической направленности.
Мониторинг воспитательной работы по формированию экологической культуры показывает рост количества мероприятий на 5,6% и их участников на 7,8% в среднем из года в год, приложение № 6.
Здоровьесберегающая компетенция диагностируется анкетированием и наблюдением за поведением и здоровьесберегающими навыками обучающихся. Перед заполнением анкет я объясняю младшим школьникам, как правильно заполнить анкеты. Пример анкет можно посмотреть в приложении №7.
Выполняя социальный заказ о занятости подростков в летнее время, я осуществляю руководство городских экологических отрядов, которые работают на базе нашего учреждения с марта по ноябрь. Деятельность в экологическом отряде направлена на соблюдение здорового образа жизни, улучшение состояния окружающей среды, на активное участие в городских экологических акциях, природоохранных мероприятиях и является условием для воспитания нравственно-духовного здоровья и экологической культуры подрастающего поколения. Из года в год ребята под моим руководством облагораживают территории станции юннатов, учебно-опытного участка СЮН, улицы и парки города, клумбы городского дома «Ветеран», территорию Управления образованием АГО.
С марта 2014 по сентябрь 2016 года в экологических отрядах под моим руководством было занято более 210 подростков.
2. Анализ условий достижения результатов в профессиональной деятельности
С целью достижения результативности обучения в образовательном процессе, я применяю современные образовательные и здоровьесберегающие технологии, инновационные методы обучения, в том числе информационно - коммуникационные.
Благодаря таким интерактивным методам, как коллективные формы обучения происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими обучающимися. Создаю в учебной деятельности проблемные ситуации и организую активную самостоятельную деятельность ребят по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, развиваются мыслительные способности. Проектные методы обучения дают возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному самоопределению. Исследовательские методы в обучении дают возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения. Также я широко использую в обучении технологии игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. У меня, как у педагога дополнительного образования, есть возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализовать разноуровневое обучение. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех. Использование здоровье сберегающих технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. В Концепции развития дополнительного образования говорится: ключевая роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества. В XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству.
Коучинг – новая методика, созданная на стыке психологии, менеджмента и философии, используемая как раз для повышения эффективности и раскрытия потенциала человека и его мотивации к саморазвитию. Это метод поиска оптимального решения в какой-либо ситуации с помощью вопросов, которые задает коуч своему собеседнику. То есть у ребёнка есть проблема, которую он хочет решить и педагог не дает ему советов – сделай так-то и так-то, а задает вопросы, и уже сам ребёнок, отвечая на них, самостоятельно находит решение своей проблемы. Именно мотивация, формирующаяся на занятиях, и осознанное усилие по применению полученных знаний и навыков, обладают особой важностью.
Коучинговый подход в обучении и воспитании позволяет развивать у детей осознанность, самостоятельность, инициативу, навыки целеполагания и планирования. С помощью коучинга, я способствовую формированию позитивного мышления, направленного на успех, поддерживаю у обучающихся уверенность в своих силах, что ведет к высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою деятельность.
Освоив и стараясь применять технологии коучинга, я как педагог чувствуют себя в состоянии исследователя, способного постоянно вырабатывать различные идеи, интересные решения и с удовольствием воспринимать конструктивную обратную связь.
В коучинге существуют различные инструменты применения, и одной из технологий применения является технология шкалирования. Я разработала шкалу знаний ассортимента кактусов, суккулентов и комнатных растений, деревьев и кустарников, декоративно-цветочных растений. А также шкалу выполнения исследовательской работы, личного участия в мероприятиях, приложения №8, 9.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в содержание образовательного процесса способствует качественному усвоению нового материала. При реализации программы "Юные кактусоводы", с помощью компьютера я организую занятия в виде виртуальных путешествий и экскурсий по Африке или Америке, изучая суккулентную флору. При реализации программы "Зелёная архитектура", также средства ИКТ становятся незаменимым моментом занятий в осенне-зимний период, когда работа с живыми растениями на учебно-опытном участке невозможна. Информационно-коммуникационные технологии позволяют провести виртуальные экскурсии в лучшие сады и парки мира. Электронные презентации занятий мною регулярно разрабатываются и пополняют фонд моих педагогических технологий.
С помощью компьютера организую групповые задания на проверку знаний. При наличии одного монитора, команды выполняют задания по очереди. В компьютере задания можно сохранить до следующего раза, для отслеживания мониторинга полученных знаний. Удобно проводить мониторинг интеллектуального развития, анализ и диагностику качества обучения при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. Компьютер позволяет инновационно организовать индивидуальные задания и упражнения, носящие творческий характер. Применение ИКТ в проектной деятельности помогает обучающимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к получению новых знаний. Инновационные методы обучения, с применением информационных и коммуникационных технологий способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся, получают опыт работы с ИКТ, развивают информационные компетенции.
Специфика учреждений дополнительного образования позволяет возможность творческого подхода к выбору форм педагогического контроля и оценивания достижений обучающихся в детском объединении». Мною были разработаны и проведены такие новые формы оценивания полученных знаний, как: ролевые игры, турнир знатоков кактусов; устный журнал; аукцион знаний; рефераты; творческие отчеты ; а также проводятся прежние эффективные формы диагностики, такие, как: выставки, игры, творческие диктанты и зачеты, научно-практические конференции; консультации, конкурсы, кроссворды, анкеты, тесты, викторины, собеседование и многие другие.
В своей педагогической деятельности я ориентировалась на достижение результата образования, понимаемого как социальная компетентность личности обучающихся, проявляющаяся в виде трех составляющих образованности: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.
Мониторинг образовательной деятельности как включает в себя цикл: отслеживание, анализ, прогноз. Поэтому я создала пакеты контрольно-диагностических материалов ко всем программам и и темам по годам обучения. Контрольно-диагностические задания обучающиеся выполняют после каждой крупной темы, таким образом я делаю оценку роста их теоретической подготовки. Практическая подготовка выявляется на практических занятиях.
Обучающиеся усваивают теорию и практику предмета обучения, учатся слушать педагога и друг друга, высказывать свое мнение. В условиях УДО особенно хорошо развивается коммуникативная компетенция, дети учатся вступать во взаимодействие с педагогом и друг с другом.
Коммуникативные компетенции оценивались наблюдением за поведением обучающихся, их умением слушать, высказываться, умением вступать во взаимодействие с педагогом и сверстниками.
Повышая свой профессиональный уровень, занимаюсь самообразованием, регулярно читаю статьи по педагогике, участвую в вебинарах, изучаю и использую на занятиях инновационные педагогические технологии, применяю ИКТ. Имею свой персональный учительский сайт в проекте «Инфоурок», имею 22 авторских публикации на сайтах «infourok.ru» и «kopilkaurokov.ru».
Выполняя рекомендации на межаттестационный период, я обобщила свой педагогический опыт и представила его на методическом совете своего учреждения. Ежегодно являюсь победителем педчтений МБУДО СЮН и призёром муниципальных педчтений, темы моих докладов отражают результаты моей педагогической деятельности:
2014г. - «Ролевые игры, как интерактивный способ обучения и диагностики»
2015г. - "Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дополнительном экологическом образовании".
2016г. - "Коучинг, как инновационная технология повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования". Ежегодно мои работы получают высокую оценку на городских педчтениях, приложение №10.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, я осуществляю через открытые занятия на базе станции юннатов, которые я провожу не менее двух раз за учебный год. Имея педагогический стаж более 19 лет, являюсь наставником молодых педагогов, помогаю им в оформлении нормативных документов, в разработке программ, в проведении мониторинга результатов образования и подготовки к аттестации.
Кроме длительного сотрудничества с клубом любителей комнатных растений "Жасмин", на собраниях которого я ежемесячно провожу лекции по культуре экзотических растений, меня также приглашают с лекциями в Учреждение Социальной защиты населения, в клуб садоводов "Василёк", имею Благодарственное письмо ГАУСОН СО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Асбеста» за содействие в реализации проекта по оказанию добровольческой помощи населению «Парус надежды» (2014).
Активно участвую в работе группы профессионального общения (ГПО), посещаю семинары и открытые занятия педагогов города. Проводила городское открытое занятие в рамках ГПО, на котором присутствовали педагоги СЮН и ЦДТ. Тема занятия: "Равновесие, пропорциональность и гармония цвета в композициях из суккулентов"(2015г.) Выступала с сообщениями и презентациями на заседаниях ГПО по темам: "Тайм-менеджмент в деятельности современного педагога"(2016г.), "Скандинавская ходьба, как метод профилактики эмоционального выгорания педагога"(2016г.) .
В 2015 году являлась членом городской комиссии в смотре-конкурсе кабинетов учреждений дополнительного образования.
Являясь председателем профсоюзного комитета МБУДО СЮН с 2007 года, присутствую на всех аттестациях педагогов своего учреждения. Всегда беру слово для характеристики деловых и личностных качеств аттестующихся членов профсоюза.
Являюсь действующим экспертом по аттестации педагогических работников Свердловской области.
Участвую в конкурсах профессионального мастерства муниципального и регионального уровней:
2013 год - 2 место в областном конкурсе педагогического мастерства, "Лучший педагог - эколог";
2015 год - участник муниципального конкурса Асбестовского городского округа "Лучший по профессии";
2015 год - участник Всероссийского конкурса "Рассударики", номинация "Педагогические проекты" номер диплома RASS - 88609.
2015 год - победитель (3 место) Всероссийского конкурса "Рассударики", номинация "Творческие работы и методические разработки педагогов" № диплома: RASS - 88607.
2015 год - участник очного этапа городского конкурса Педагогических чтений "Образование 21 века: взгляд современного педагога"
2016 год - призёр муниципального конкурса на лучшую методическую разработку (74,4 балла).
2016 год - победитель (1 место) Международного конкурса "ВТаланте", номинация "Методические разработки педагогов" № диплома: 7194.
2016 год - призёр очного этапа муниципального конкурса Педагогические чтения (83,3 балла)
2016 год - призёр муниципального конкурса Асбестовского городского округа "Лучший по профессии".
Свой профессиональный уровень я повышала на семинарах ГБОУ ДОД ЦДОД СО «Дворец молодежи» и курсах ГАОУДПО СО ИРО:
2014год - ГАОУ СО «Дворец молодёжи» «Второй Форум специалистов дополнительного образования Свердловской области».
2015год - ГАОУ СО «Дворец молодёжи»: областной семинар «Общекультурологический аспект профессиональной деятельности педагогов и специалистов ДЭО» 8 часов.
2015год - ГАОУ СО «Дворец молодёжи»: областной семинар «Организация дополнительного экологического образования: проблемы и перспективы" 8 часов.
2015год - ГАОУ СО «Дворец молодёжи»: областной семинар- практикум «Системный подход к инновационной деятельности педагога дополнительного образования" 8 часов.
2015год - ГАОУДПО СО ИРО Курсы повышения квалификации "Развитие профессиональной компетентности экспертов по вопросам лицензирования, аттестации и государственной аккредитации" Вариативный модуль "Аттестация педагогических и руководящих работников" 80 часов.
2016год - ГАОУДПО СО ИРО Профессиональная переподготовка "Теория и практика работы педагога дополнительного образования в образовательной организации", 250 часов.
Информация о моей деятельности была размещена в газетах:
«АСБЕСТ-ИНФО» от 21.06.2013 № 24 «Станция юннатов – замечательное место для досуга детей», «Партия «Зеленые» и экологический отряд МКОУДОД СЮН поздравили медицинских работников с профессиональным праздником и провели совместную акцию»
«Асбестовский рабочий» от 15 октября 2013 года, № «Знай наших».
«АСБЕСТ-ИНФО» от 3 октября 2014 года, №39, «Учитель от природы».
«Асбестовский рабочий» от 11 сентября 2014 года, № 156 «Посмотрели, пообщались, подписались на газету»
«Асбестовский рабочий» от 23 июня 2015 года, «И пошёл трудовой стаж».
Сообщаю о себе следующие сведения:
образование: 09.02.1999 год, Уральская Сельскохозяйственная академия, диплом АВС 0365324 квалификация: учёный - агроном, стаж педагогической работы 16 лет, в данной должности 19 лет; в данном учреждении 19 лет.
Имею следующие награды:
Диплом ГБОУ СО «Дворец молодёжи» за второе место в областном конкурсе педагогического мастерства «Лучший педагог – эколог» (2013).
Почетная грамота Министерства образования за личный вклад в дополнительное образование и выслугу лет (2013),
Благодарственное письмо ГАОУДОД СО «Дворец молодёжи» за подготовку призёра по итогам 69 областного конкурса «Юные исследователи природы» (2014);
Благодарственное письмо ГАУСОН СО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Асбеста» за содействие в реализации проекта по оказанию добровольческой помощи населению «Парус надежды» (2014);
Почётная грамота Президиума Асбестовского городского комитета профсоюза работников народного образования и науки РФ за активную работу в Профсоюзе, успешное развитие принципов социального партнёрства (2014);
Благодарственное письмо ГАОУДОД СО «Дворец молодёжи» за подготовку победителя по итогам областного конкурса «Первые шаги в науке» (2014).
Благодарственное письмо ГАОУДОД СО «Дворец молодёжи» за подготовку призёра по итогам 70 областного конкурса «Юные исследователи природы» (2015).
Благодарственное письмо Управления образованием АГО участнику очного этапа городских Педагогических чтений "Образование 21 века: взгляд современного педагога" (2015).
Благодарность Управления образованием АГО участнику муниципального конкурса "Лучший по профессии" (2015)
Почётная грамота Управления образованием АГО за успехи в организации и совершенствовании образовательных и воспитательных процессов. (2015).
Благодарственное письмо ГАОУДОД СО «Дворец молодёжи» за подготовку победителя по итогам областного конкурса «ЮНЕКО» (2016).
Благодарственное письмо ГАОУДОД СО «Дворец молодёжи» за подготовку призёра по итогам областного конкурса «ЮНЕКО» (2016).
Благодарность Управления образованием АГО призёру заочного этапа муниципального конкурса на лучшую методическую разработку (2016).
Почётная грамота Управления образованием АГО призёру очного этапа муниципального конкурса Педагогические чтения (2016)
Благодарственное письмо ГАОУДОД СО «Дворец молодёжи» за подготовку призёра по итогам областного конкурса «Первые шаги в науке» (2016).
Благодарственное письмо ГАОУДОД СО «Дворец молодёжи» за подготовку победителя по итогам областного конкурса «Первые шаги в науке» (2016).
Создавая условия реализации задач экологического образования детей и подростков, я повышаю свой уровень педагога дополнительного образования на курсах и семинарах повышения квалификации:
2013год - ГБОУ ДОД СО ЦДОД «Дворец молодёжи», семинар «Летняя оздоровительная кампания в рамках реализации проекта «Курс – ЭКО: здоровье» 8 часов. «Роль экологического образования в реализации целей и задач федерального проекта: 2013- Год охраны окружающей среды» 8 часов.
2013год - ГБОУ ДОД СО ЦДОД «Сопровождение проектной деятельности обучающихся. Исследовательские проекты. Социальные проекты» 8 часов.
2013год ГАОУ СО «Дворец молодёжи» Курсы повышения квалификации «Экологическое образование в системе дополнительного образования: основы теории и практики» 80 часов.
2014год - ГАОУ СО «Дворец молодёжи» «Второй Форум специалистов дополнительного образования Свердловской области».
2015год - ГАОУ СО «Дворец молодёжи»: областной семинар «Общекультурологический аспект профессиональной деятельности педагогов и специалистов ДЭО» 8 часов.
2015год - ГАОУ СО «Дворец молодёжи»: областной семинар «Организация дополнительного экологического образования: проблемы и перспективы" 8 часов.
2015год - ГАОУ СО «Дворец молодёжи»: областной семинар- практикум «Системный подход к инновационной деятельности педагога дополнительного образования" 8 часов.
2015год - ГАОУДПО СО ИРО Курсы повышения квалификации "Развитие профессиональной компетентности экспертов по вопросам лицензирования, аттестации и государственной аккредитации" Вариативный модуль "Аттестация педагогических и руководящих работников" 80 часов.
2016год - ГАОУДПО СО ИРО Курсы профессиональной переподготовки "Теория и практика работы педагога дополнительного образования в образовательной организации", 250 часов.
3. Определение противоречий и проблем
Анализ результатов деятельности за межаттестационный период показывает, что поставленная цель и задачи мною, в основном, выполнены. Тем не менее, существуют противоречия, которые требуют решения в следующий межаттестационный период.
Я выделила в качестве основного следующее:
- противоречие между содержанием имеющихся программ и действительными интересами и потребностями младших школьников и их родителей. Данные многолетнего мониторинга позволяют констатировать, что обучающимся мало изучения и практической работы только с растениями, современным детям не хватает более ярких переживаний и тактильных ощущений, которые возникают при общении с животным. Как известно, общение с животными имеет анималотерапевтический эффект, к тому же изучая только флору, дети не получают в полной мере представление о природе, как о цельной системе и поэтому их представления об экосистеме могут сформироваться не в полном объёме.
Проблема, которую я предполагаю решить в следующий межаттестационный период:
- Отсутствие специализированной дополнительной общеразвиваюшей программы естественнонаучной направленности, написаной конкретно к условиям станции юннатов г. Асбеста, чтобы максимально использовать имеющиеся кадровые, методические и материально-технические ресурсы образовательного учреждения, имеющиеся богатые коллекции декоративных растений и животных.
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
Концепция образования для устойчивого развития предполагает, что главным результатом экологического образования должны стать не столько научные знания, сколько убеждения, переходящие в практические действия по улучшению состояния окружающей среды. Кропотливая работа по обустройству среды обитания, формирование экологической этики – основа того, что любовь к многообразию природы, чувство ответственного отношения к окружающему миру ребята пронесут через всю свою жизнь. Воспитанная экологическая грамотность, несомненно, будет способствовать формированию нравственной культуры личности и общества в целом.
Целью моей деятельности на следующий межаттестационный период я для себя определила: совершенствование условий для повышение уровня освоения системы экологических знаний, способствующей формированию экологической культуры личности.
Задачи:
- создание новой авторской программы для детей младшего школьного возраста (1 -3 классов общеобразовательных школ);
- Повышение уровня преподавательской деятельности;
- Совершенствование проектных форм обучения;
- Более широкое взаимодействие с научными организациями и учреждениями;
-Взаимодействие со средствами массовой информации, публикация результатов исследований.
- Способствовать развитию социальной компетентности подростков.
Планируемый результат:
Результатом моей деятельности по итогам 2016-2021 года должны быть:
1. Новая авторская программа для детей младшего школьного возраста (1 -3 классов общеобразовательных школ);
2. Повышение уровня результата образованности обучающихся;
3. Возросшее количество самостоятельных проектных работ у обучающихся;
4. Взаимодействие с научными организациями и учреждениями на уровне кураторства;
5. Публикации результатов моей педагогической деятельности и проектной деятельности обучающихся в типографских вариантах.
Проект рассчитан на пять учебных лет (2016 – 2021).
Для его успешной реализации мне следует объединить усилия субъектов образования: педагогических работников Станции юных натуралистов, педагогов высших учебных заведений города Екатеринбурга, научных сотрудников в области растениеводства и экологии, редакций научных журналов, определить темы предстоящих исследовательских работ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе анализа своей профессиональной деятельности за межаттестационный период я проанализировала полученный результат, установила причинно-следственные связи между результатом и условиями его получения.
Проведённый самоанализ позволяет сделать вывод о том, что задачи, поставленные мной на прошедший межаттестационный период, выполнены: Реализовано обобщение и распространение собственного педагогического опыта через ежегодное успешное участие в конкурсах методической продукции разного уровня, педагогических чтениях, через активное участие в группе профессионального общения (ГПО), через ежегодное участие в конкурсах «Лучший по профессии». Создан собственный педагогический сайт (22 публикации).
Созданы условия для экологического образования детей как непрерывного процесса обучения, воспитания и развития личности, у обучающихся формируется система научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций и поведения обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
В процессе моей деятельности по реализации образовательных программ и проведении воспитательной работы идёт развитие необходимых компетенций:
1. Через инновационные, активные и интерактивные методы занятий, у обучающихся увеличивается познавательный потенциал, который определяется , прежде всего, объёмом и качеством информации, которой располагает личность.
2. Через работу в экологических отрядах, оздоравливается морально – нравственный потенциал обучающихся, который обуславливается приобретёнными личностью нравственно – этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями.
3. Через проектную деятельность развивается творческий потенциал личности за счёт расширения репертуара умений и навыков, апробирования способностей к действию, и реализации их в общественной сфере деятельности.
4. Через проведение городских выставок, возрастает коммуникативный потенциал личности, который оценивается степенью общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми.
5. За счёт знаний по ландшафтному дизайну, улучшается эстетический потенциал личности, за счёт повышения художественных потребностей и их удовлетворению.
Считаю, что результаты моей профессиональной деятельности свидетельствуют о значимости моего личного вклада не только в развитие учреждения, но и системы образования Асбестовского городского округа.
Выявленные противоречия позволили мне определить задачи и спроектировать пути их решения на период с 2016 по 2021годы.
Я благодарна своим коллегам, администрации МКОУДОД "Станции юннатов" и социальным партнерам, которые являются моими соратниками, помощниками, наставниками, надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция о правах ребенка
3. Концепция развития дополнительного образования детей
4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
5. Долгосрочный комплексный план мероприятий по развитию экологического образования и просвещения населения Свердловской области до 2015 года;
6. Концепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Свердловской области на период до 2020 года;
7. Образовательная программа Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Станция юных натуралистов на 2009-2014г.г.
8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-1
9. Моисеев Н. Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. N 4.с. 35].
10. Сикорская Г.П. Комов С.В. Экологическое образование. Уральский вариант//История,методология и практика//, Екб: Издательство Уральского университета, 2007.