Выступление на педсовете на тему Народная педагогика как источник нравственного воспитания младших школьников


Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя школа №58 с углубленным изучением общественно-экономических дисциплин имени Героя Советского Союза В.И.КолядинаВыступление на педсовете
на тему: "Народная педагогика как источник нравственного воспитания
младших школьников"
Учитель: Гук И.В.
2015 г.
г. Севастополь
“Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ…”, – так говорил великий русский педагог К.Д.Ушинский. Народ-воспитатель, народ-педагог талантлив во все века. Можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов заложены зерна такой мудрости, что и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.
Значение начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией начальной школы является формирование интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных способностей обучающихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Актуальность проблемы нравственного воспитания младших школьников связана с рядом аргументов:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и социально значимыми чертами личности.
Во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной культуры, нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Средства народной педагогики
Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения.
Среди исследователей народной педагогики нет единого мнения о средствах воспитания. Не ставя перед собой цели проанализировать все точки зрения ученых на эту проблему, остановимся на самых эффективных средствах воспитания современных школьников, взяв за основу положение, высказанное К.Д. Ушинским в известной работе "О народности в общественном воспитании": "Религия, природа, предания, законы, промышленность, литература и т.д. - это все из чего слагается историческая жизнь народа…".
Обратимся к наиболее продуктивным средствам воспитания народной педагогики.
Природа.
Могучим средством воспитания является природа. Богата и красива природа России, по-своему чудесен и прекрасен каждый уголок нашей Родины.
Природа способствует развитию эстетических чувств, наблюдательности, воображения. Кто по- настоящему любит природу, как правило, добр в отношении с людьми.
Необходимо помнить, что природа - источник прекрасного, и детям нужно помочь понять и почувствовать всю прелесть и красоту природы родного края. Воспитание у младших школьников эстетической чуткости к природе, глубокого понимания красоты - сложная задача, которую решают учителя начальных классов с помощью проведения прогулок, экскурсий, фотовыставок, сбора гербария, чтения и обсуждения художественных произведений, проектной деятельности, бесед по творчеству художников-пейзажистов. Воспитание эстетического отношения к природе предлагает не только понимание ее красоты, но и активное участие школьников в охране природных богатств.
Религия.
Религия - одно из могущественных движений, обогащающих духовный потенциал мировой истории.
Учитывая фольклорную основу большинства библейских историй, их нравственный смысл, можно говорить о том, что религия является составной частью народной педагогики. Своими специфическими методами вера регулирует поведение человека.
Каким образом следует проводится духовное просвещение детей в начальной школе? В начальной школе это уроки литературного чтения, изобразительного искусства, ОРКСЭ.
Прежде всего, на уроках литературного чтения Евангельские тексты помогают школьникам выяснить, что такое совесть и как ее воспитывать, с чего начать работу над собой, почему плохо завидовать и ненавидеть, как мешают человеку в жизни злоба и неумение себя сдерживать, почему необходимы кротость, терпение. Изучая Таинства и обряды Православной церкви, Двунадесятые праздники, дети начинают понимать, насколько важно очищать душу от разнообразной скверны.
В 4 классе, например, в учебнике по литературному чтению целый раздел посвящен библейским сказаниям. Также рассматривается и анализируются такие картины как «Богоматерь с Младенцем» М.А. Врубеля и «Христос в пустыне» И.Крамского.
Фольклор
С искусством народа дети знакомятся с первой услышанной в раннем возрасте песни, сказки, в узнанной первой игре. Искусство следует за ним и во взрослую жизнь. Русский фольклор - величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное творение многих веков.
Устное народное творчество представляет большую педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой.
Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о природе своей страны.
Воспитательное значение устного народного творчества состоит в том, что лучшие его произведения вдохновенны высокими прогрессивными задачами, любовью к Родине, стремление к миру, т.е. проникнуты идеями народной педагогики.
Фольклор изучается в начальной школе в системе на уроках с 1 по 4 класс. В начальной школе практически на всех уроках используются пословицы, поговорки, загадки. В 1 классе для знакомства с новой буквой активно используются также и скороговорки, в которых дети выделяют наиболее часто повторяющийся звук, анализируют, дают ему характеристику. Во 2-м классе целый раздел называется «Читаем быстро». Здесь собрано также много скороговорок.
Пословицы и поговорки шагают рядом с младшим школьником на протяжении всего обучения в начальной школе.
Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с дальнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции, повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представления народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими педагогическими обязанностями.
В рамках проведения недели Русского языка традиционно проводится день пословиц и поговорок, загадок и сказок, крылатых выражений.
В этом году параллель 3-х классов подготовила цикл таких мероприятий (сценарии тематических викторин). Разработки для методической копилки готовили учителя Парначёва Л.А., Щербинина С.И., Иванова О.В., Якубовская О.А.
Параллель 2-х классов готовила проекты. Результатами этой деятельности стали сборники, которые представлены сегодня на выставке. Ляшенко С.Н. совместно с учениками готовила сборник «Устное народное творчество», а Федченко Т.В. «Пословицы и поговорки».
В 4-х классах дети самостоятельно в результате творческой деятельности создавали народные календари, где собраны и пословицы, и поговорки, и народные приметы, и праздники, и т.д.
Эффективным средством народной педагогики являются загадки. Загадки умны, высоко поэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету.
Между тем, опыт работы с детьми убеждает, что многие явления, присущие традиционной народной культуре, проявляются в естественных жизненных ситуациях. Надо выявить в структуре народной культуры те аспекты, которые быть освоены детьми в их собственной деятельности и пережиты эмоционально. На этой основе можно решить задачи "вживания" детей в культуру своего народа, развить творческие способности, формировать познавательные процессы, различные умения и навыки.
Литература
Русская литература известна своими гуманистическими идеалами, гражданским пафосом в формировании полноценной человеческой личности, ее духовности и нравственности. Являясь частью духовной культуры народа, литература наряду с другими гуманистическими дисциплинами знакомит учащихся с культурой народа.
Роль русской литературы оказалось уникальной, тесно связанной с поисками новых форм национального бытия, со стремлением к обладанию цельным знанием, с исканиями нравственного идеала, которые стали для русской литературы маяком.
Истинный писатель своим художественным творчеством соединяет прошлое с настоящим и будущим; он укрепляет и пополняет народную память, одновременно сам, питаясь от нее; стоит на страже самосознания, достоинства и культуры своего народа, заботясь о ее сохранении и укреплении. Именно произведения «истинных» писателей изучаются в начальной школе. Это и Н.Носов, и А.С. Пушкин, и М.Лермонтов, и Ломоносов, и л.Н.Толстой, и А.Барто, С.Маршак, С.Михалков и мн.др.
Народная этика концентрирует внимание на совестливость, трудолюбие, честность. В помощь учителю учебно-методическим комплексом «Гармония» разработаны печатные тетради по литературному чтению. В третьем классе, например, при изучении литературных произведений учащимся предлагается дать характеристику героям, что заставляет ребенка анализировать поступки героя, делать выводы. А в конце тетради предлагается копилка слов, которая поможет ученику охарактеризовать настроения, состояния и качества персонажей.
Произведения русских писателей воздействуют на чувства, воображение, интеллект и волю читателя, открывают широкие возможности для воспитания гуманности, прививают лучшие человеческие качества, делают человека более зрелым. Образы художественных произведений помогают в выработке идеала. А идеал, созревший в сознании подростка, обычно служит как бы путеводной звездой, программой действия в воспитании положительных качеств личности.
Сказки
Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он написал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.
Сказки, являясь художественно - литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищницы народной педагогики, более того, мы считаем, что во многих сказках содержатся педагогические идеи. Сказки являются важным воспитательным средством. В течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Образность – важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Конечно же сказки изучаются во всех классах начальной школы. Например, в 1 классе это русские народные сказки, знакомые первоклассникам с раннего детства, такие как «Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша и Медведь» и др. Во 2-м классе русские народные сказки «Лиса и Журавль», «Два мороза», «Самое дорогое», а также дети знакомятся и с народными сказками других стран, рассматривают сказку как отдельный жанр, учатся с помощью учителя анализировать поступки героев. В 3-м классе учащиеся знакомятся с еще более содержательными народными сказками: русские народные сказки «Как мужик гусей делил», «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка», «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко», африканская сказка «Лентяйка»; грузинская сказка «Голубой ковер» и т.д. Третьеклассники учатся выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексику, учатся отличать сказку от рассказа. В четвертом же классе целый раздел посвящен сказкам «Что за прелесть эти сказки!..». Дети читают русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербскую сказку «Почему у месяца нет платья»; бразильскую сказку «Жизнь человека» и др. Учащиеся учатся элементарно классифицировать сказки, видеть художественные особенности сказок: лексику, построение (композицию).
Русский язык
Великий русский педагог К.Д. Ушинский справедливо заметил, что "лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа - усвоить его язык, и чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер". Думаем, что стоит прислушаться к словам ученого, задуматься над их смыслом. Именно с помощью родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщиться к тому огромному опыту, которое накопило человечество. Но, прежде всего родной язык позволяет нам лучше узнать родной мир - историю и культуру своего народа, а человек, не помнящий родства, не способен воспринять и мировой опыт. Язык является основной формой хранения знаний, и тем самым он служит и средством передачи этих знаний.
Очень важно показать школьникам, что слова русского языка - это живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. Слова - памятник культуры.
Таким образом, мы постигаем премудрости русского языка не для того, чтобы уяснить язык как особую знаковую систему. Язык нужен нам, чтобы говорит, читать, писать, понимать услышанное и прочитанное.
Музыка
Музыка - один из видов искусства, который обращен к чувствам, так как передает образы эмоциональных различных состояний человека. Не даром музыку называют языком души, тончайшие нюансы которой бывает трудно передать другими видами искусства.
Очень близка миру ребенка народная музыка: песни, потешки, прибаутки. Русский детский музыкальный фольклор пронизан любовью к детям.
Раздел в программе «Фольклорное творчество», раскрывает народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей. Российская музыкальная культура − одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания − гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.
Трудовое воспитание.
Трудовое воспитание - сердцевина народной педагогики.
В начальной школе, начиная с 1 класса на уроках Окружающего мира и Литературного чтения происходит знакомство школьника с бытом наши предков и с ролью труда в их жизни.
Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть подготовлены не только учителя, но и родители. В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать, как минимум, следующим педагогическим требованиям: систематический и коллективный характер труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.
В систему средств мы включили народные праздники, обряды, традиции. Это изучение устных, письменных произведений народного творчества, художественно-прикладное искусство, проведение внеклассных мероприятий (Праздник осени, Масленица). Народные традиции выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны. В связи с этим в учебный процесс включены мероприятия, направленные на знакомство детей с народной куклой и получение навыков ее изготовления и применения в быту. Это, прежде всего, игры и изучение потешек. Знакомство с элементами фольклорного театра.
В начале года мы традиционно проводим праздник, посвященный осени – «Золотая осень». На этом мероприятии дети знакомятся с осенними приметами, инсценируют сказки, играют в народные игры, отгадывают загадки и т.д.
Часто в классах проводится народный праздник «Встречаем Масленицу», на котором дети более подробно знакомятся с историей праздника, угощают друг друга блинами. Играют в традиционные игры.
Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется также и в том, что наши предки искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности, будь то одежда, постельное белье, скатерти, посуда и т.д. Привитие эстетического вкуса и обучение навыкам декоративно-прикладного творчества – приоритетные задачи предметов «Технология» и «Изобразительное искусство». Дети знакомятся с народными промыслами, с видами росписей, сами на 45 минут превращаются в народных мастеров.
Однако, при изучении влияния народной педагогики на развитие младших школьников нами выявлены некоторые проблемы:
Последнее десятилетие недостаточно внимания уделялось истории России, ее исторически сложившимся народным традициям,
Необходимо привить детям любовь к Родине , используя средства народной педагогики,
Необходимо ближе детей знакомить с историей родного города, учить чтить народные традиции (в этом бы учителям начальных классов помогло бы введение в программу такого предмета как Севастополеведение),
Необходимо побуждать учащихся к поисковой деятельности, развивать интерес к народным истокам, т.к. пока говорить о высокой мотивации нам не приходится.
В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. И тогда наши дети, наши воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы учителя?