Россия в XVII веке. Быт. Обычаи. Нравы . урок в 7 классе


Название темы: Россия в XVII веке. Быт. Обычаи. Нравы .Тип урока: комбинированный урок.
Форма: урок-заочная экскурсия.
Учитель: Мусихина Я. В.
Дата: 26.04.2015 г.
Цель использования мультимедийных технологий на уроке: создание яркого, запоминающегося образа эпохи.
Задачи:
Образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.
Развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков групповой работы с текстом учебника и предметным материалом.
Воспитательная: эстетическое воспитание через знакомство с картинами известных художников, уважения к традиционным ценностям.
Оснащение: проектор, ноутбук, презентация учителя.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Новая тема:
План урока (слайд №2)
Царский двор.
Купеческий двор. (Боярский и дворянский быт).
Крестьянский быт.
Одежда XVII века.
2. Введение в тему
Слайд 1. - Ребята, вам знакома эта картина? Кто автор, как называется? .Перед вами знаменитая картина А.Васнецова «Мясницкие ворота»
Давайте рассмотрим картину. Какой это город и какая эпоха? Почему вы так думаете? Опишите людей…
(Москва XVII век). Столица Российского государства в XVII веке – это большой многолюдный город. Здесь живут люди разного звания и достатка. Все куда то спешат. Богатые горожане, одетые в цветную одежду из дорогих тканей, разъезжают по городу в расписных возках, запряжённых несколькими парами лошадей. Горожане, чьё положение в обществе, ниже одеты попроще, они пешком преодолевают московские расстояния. Каждый день через городские ворота в столицу въезжают сотни повозок с разными припасами и товарами, приходит люд со всех сторон матушки России, да и с иноземных сторон. Здесь можно увидеть и услышать всё самое интересное и невероятное. Именно отсюда мы и начнем наше путешествие.( (слайд № 1) Тема урока «Россия в XVII веке. Быт. Обычаи. Нравы ».)Прочитайте эпиграф к нашему уроку
«Слава нашей стороне!Слава русской старине!»
Хотелось бы услышать ваши предположения, почему эпиграфом к уроку я выбрала эти строки?
- Итак, сегодня мы совершим экскурсию в историю. Познакомимся с сословным бытом России XVII века традициями и обычаями того времени.
Поэтому тема сегодняшнего нашего урока: «Россия в XVII веке. Быт. Обычаи. Нравы .»
вопрос к ученикам. Как вы понимает термин быт (варианты)
Учитель. Быт – это повседневная жизнь. Это всё то, без чего не мыслимо человеческое существование. Знакомство с повседневной жизнью наших предков, приближает далёкое прошлое, делает Великое более понятным и доступным.XVII век очень от нас далёк, многие постройки, предметы обихода не выдержали испытания временем, поэтому ту далёкую эпоху мы будем изучать с экспозиций русского музея им. А.С.Пушкина в Москве. И так, мы с вами идём в музей. Входные билеты – это ваши знания.
Слайд музея. Старайтесь! Покажите себя знатоками данной эпохи.
2. Повторение материала прошлых уроков, актуализация знаний (фронтальная работа)
Вопросы каждому ряду
1. Что такое сословия
2. Какие сословия были в России  XVII в.?3. Назовите имя русского царя, прозвище которого «Тишайший» (Алексей Михайлович).
- Почему он получил такое прозвище? Его внутренняя политика, развитие культуры появление архитектурных ансамблей
4. Какие памятники архитектуры этого периода вы знаете? (Теремной дворец московского Кремля, Успенская церковь в Угличе, церковь Ильи Пророка в Ярославле). 5. Когда при дворе А.М. появился театр?
3. Объяснение нового материала
Учитель. Мы с вами в зале «Русская бытовая культура XVII века» (слайд № 4). Укрепление самодержавной власти при Алексее Михайловиче изменило нравы и быт царского двора. Кроме великолепного Теремного дворца в Кремле появились впервые летние загородные резиденции.
Ворота с полукруглой аркой,
Холмы, луга, луга, овин.
В ограде – мрак и холод парка,
И дом невиданной красы.
Стихи Пастернака описывают  дворец в селе Коломенском. Этот дворец похож на сказочный. Внутреннее убранство царских палат также поражает великолепием. (слайд № 5)
- Давайте детально рассмотрим эту красоту. Обратите внимание, как отделывались стены…
Стены отделывались разноцветным сукном, атласом и кожей.
- Хочу добавить, что во дворце было 3000 окон на 270 комнат. В окнах вставлено стекло. Это  большая редкость. По мере усиления западного влияния появлялись голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
- Кончено же, знать (бояре, дворяне, богатые купцы) старались  подражать царскому  быту.  Перед вами дом  купца. Эта постройка XVII в. (слайд № 6)
- Оцените достаток купца по горнице (мебель говорит о достатке)(слайд №7) Картина «Московская улица XVII века».
-Мы стоим перед знаменитой картиной «Московская улица XVII века» знаменитого художника. Назовите имя художника. Её автор – Рябушкин Андрей Петрович, русский живописец XIX века. Мастер красочных жанровых и исторических картин. Избрав обычные эпизоды из жизни Москвы XVII века, художник сумел воссоздать далекую старину, он как бы приоткрыл страницу русской истории. Перед нами оживает характерный уголок старой Москвы…
- В чем особенность русских городов XVII века?
- Как можно описать улицу? - грязь
- Обратите внимание на постройки… из какого материала они сделаны?... . Большинство москвичей (даже состоятельные) жили в деревянных хоромах: тепло и привычно, особенно зимой.
- По улице, высоко подобрав полы одежд, идут люди.…Какие сословия вы видите? Как их мы можем отличить?
Молодая женщина в белом платке, красном одеянии осторожно ступает по бревенчатым мосткам, боярин восседает на вороном коне, нищий, сидя перед иконой, просит подаяние...
-Если в жизни горожан можно наблюдать изменения, особенно,    к концу столетия, то крестьянская жизнь текла медленно, никаких  значительных перемен  не происходило. (слайд№8) - Опишите крестьянскую избу, опираясь на картину и текст, вам нужно вставить пропущенные слова…. У какой группы получится более точный текст. (1-2 м.)(приложение 1)
Физкультминутка - Прежде чем пойдем дальше, проведем физкультминутку. (1 мин)
- Продолжим нашу экскурсию. Перед вами ещё ряд картин. Это картины Сурикова и Рябушкина. (слайд № 9)- Глядя на эти картины, догадайтесь  какой будет следующий зал для посещения?
Ученики предлагают свои варианты.
- Мы переходим в зал «Одежда XVII века».
Я передаю слово «экскурсоводу». Она нам расскажет об одежде, которую носили женщины и мужчины в те времена. (слайд № 10)
Смотрите на экран и пишите элементы одежды по номерам….
4. Закрепление изученного материала
Какие элементы новизны встречаем в одежде членов семьи.
Предполагаемый ответ: у младшей дочери купца платье необычного покроя. Мужчины в XVII веке всё чаще бреют бороду и тоже облачаются в европейское платье, в основном, польского происхождения (слайд № 11) А. Рябушкин. Семья купца
Теперь мы поговорим о том, без чего не обходились ни русские цари, ни бояре, ни крестьяне. Это, конечно же, еда. Царское меню поражало иностранцев своим обилием и разнообразием. На царском обеде подавалось от 70 до 100 блюд. Известен обед Алексея Михайловича, где подали 500 блюд. Хотя он сам был в еде очень скромен, блюда со своего стола посылал как милость многочисленным боярам. Слайд стихотворение о царском обеде. Я познакомлю вас со стихотворением единственного в России кулинарного поэта В. С.Филимоновым.
Вопрос ученикам. Какие блюда преобладали на царском столе?
Варианты ответов учеников. Боярам и дворянам пришлась по вкусу появившаяся во 2 пол.XVII в. колбаса, подававшаяся с гречневой кашей. Блюда начали приправлять восточными пряностями – перцем, гвоздикой, корицей и др.
Основой питания крестьян были зерновые культуры. Из ржаной муки пекли хлеб, пироги. Из пшеничной по праздникам. Из овса готовили кисели, пиво, квас. Употребляли много овощей. Мясо было только по праздникам. Частым продуктом на столе была рыба.
Предлагаю дома вам приготовить царский и крестьянский обеды. Предлагаю поработать по группам
Задание для группы мальчиков (повара при царском дворе были только мужчины) Из предложенных блюд составьте меню из 10 блюд ( закуски, первые блюда, вторые, десерт, напитки). Объясните какие блюда не могли быть на царском столе в XVII веке.
Задание девочкам. Из предложенных продуктов сделайте винегрет. Обоснуйте выбор продуктов.
Иностранцы, побывавшие в России в XVII в. оставили многочисленные записки о нравах и развлечениях российского народа. Прочитайте отрывок из документа А. Олеария и И.Забелина о быте русских людей Работа с документом стр. 90-92.
Вопрос по документу. Какие традиции сохранились в нашей жизни из той давней эпохи?
7. Итог урока:
в XVII веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало восточное и западное влияние
- Мы с вами совершили путешествие в XVII век. Вы познакомились с повседневной жизнью разных сословий. Из той далёкой эпохи в нашу жизнь пришли некоторые пословицы. Кто запомнил ?   
«Работать спустя рукава»   т.е не прилагать усилий ведь длинные рукава  ферязя практически не позволяли что – либо делать.
Можете сказать еще какую-нибудь пословицу?
«Проще пареной репы» Что она означает сегодня? Овощи в то время парили в печке. Такой способ приготовления  не требовал большого труда.
8. Рефлексия 1. Что тебе дал этот урок? 2. Как оцениваешь свою работу? 3. Что вызвало наибольший интерес? 4. Были ли трудности?
Вы понимаете, ребята, что за 1 урок раскрыть эту обширную тему подробно  невозможно. Те, кто захочет узнать больше, я советую прочитать книгу русского историка Ивана Забелина «Домашний быт русских царей».
Отметки за урок.
9. Домашнее задание: параграф 11
1. Устно: прочитать документ на стр.90-92. Ответить на вопросы.
Вопрос по документу. Какие традиции сохранились в нашей жизни из той давней эпохи?
2. Письменный ответ:
для мальчиков(повара в царском дворе были только мужчины): составить меню из 10 блюд для царского стола (салаты, первые блюда, вторые, десерт, напитки)
Девочкам: какие традиции сохранились в нашей жизни из этой эпохи?
Физкультминутка - Прежде чем пойдем дальше, проведем физкультминутку. (1 мин)
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Приложение 2
Вопрос ученикам. Какие блюда преобладали на царском столе?
«..Вот, в жире плавая, большая,
В чужих не знаема водах.
Себя собой лишь украшая,
На блюде – стерлядь: ей
Не нужны пышные одежды.
Вот гость далёкий, беломорский,
Парным упитан молоком,
Телёнок белый, холмогорский.
И подле – рябчики кругом,
Его соседи из Пинеги
Каких нет лучших на Руси,
С прудов Бориса – караси.
Вот из Архангельска – навага,
Вот жирный стрепет с Чатыр – дага С Кавказа красный лакс – форель
С Ильменя сиг и нельма с Лены
Из Рима а-ля бешамель.
Кабан. Вот камбала из Сены,
Мы, здесь чужим дав блюдам место
Средь блюд любимых на Руси,
Запьём свое, чужое тесто
Иль шамбертеном иль буси…»

Экскурсовод. Бояре носили платье из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата и парчи. Посадские люди могли купить только дешёвые привозные ткани – кумач, бязь. Они одевались, в основном, в материи, вытканные городскими ремесленниками, а то и как крестьяне в одежду из льняного полотна, домотканого холста, из грубошёрстного сукна – сермяги, армячины. (Приложение, слайд № 10)
Льняная рубаха – основа женской одежды всех сословий.
Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава стягивались манжетом – запястьем.
Широкий сарафан надевали поверх рубахи. Голову незамужней девушки украшал кокошник, который оставлял открытой косу – девичью красу.
Летник – вид женской одежды. В зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи.
Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время. Замужние женщины закрывали голову платком-убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую.
Кафтан – ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати и она подчёркивала пренебрежение к физическому труду. Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава».
Охабень – верхняя уличная одежда с широкими рукавами. Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек куниц или черно-бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства.
XVII век в истории России занимает пограничное положение между средневековьем и новым временем, которое начинается с Петра I. Поэтому в XVII веке уживаются традиции и те изменения, которые постепенно входят в жизнь людей.
Приложение 1
Крестьянский двор – это крытая …………….. или ………….. изба, топившаяся по – чёрному, ………….. для скота, сарай. Окна затянуты …………. пузырём или кусками промасленного ………………... Обстановка довольно скудная: простые столы и лавки. В красном углу  обязательно …………. , сюда усаживали   гостя. Главная часть крестьянской избы это русская …………. – зимой здесь спала вся семья, т.к  это было самое тёплое место. Посуда …………………и ……………... Для освещения жилища использовали………….. Как правило, его вставляли в расщелину печи, а для предотвращения пожара на пол ставили корыто с водой.